В советское время и особенно в первое десятилетие после развала СССР в провинциальных городах сложилась традиция самостийного строительства. К примеру, в большой моде было пристраивать к окнам первых этажей домов невиданных размеров балконы. Популярна была также установка гаражных боксов – там, где покажется более-менее удобным их владельцам и гаражно-строительным кооперативам.
В результате многие строения оказались за так называемой «красной линией», которая отделяет линию застройки улицы от земель общего пользования (пешеходов, тротуаров, дорог и т.д.). Итоги такой «свободы» Ульяновск пожинает сегодня: так, стоит старому водопроводу или канализационной трубе, закопанной на глубине 5-7 метров, прохудиться, и у коммунальщиков – двойная «головная боль». Ведь нужно не только аварию ликвидировать, но и еще добраться до трубы, над которой лет 20 назад возвели какой-нибудь гараж – иногда кирпичный, что еще больше осложняет задачу.
И это только начало всех проблем, потому что затем собственники построек могут подать в суд на коммунальщиков.
– Именно так в свое время произошло в Железнодорожном районе. Там случилась серьезная авария, и специалистам «Ульяновскводоканала» пришлось по судебному решению не только восстанавливать гаражи, но и еще возместить ущерб собственникам. Однако ведь те, кто возводил на этом месте свои гаражи, прекрасно знали, что строят непосредственно над коммуникациями, – поясняет суть проблемы депутат Гордумы, заместитель Главы города Игорь Мокевнин.
Кстати, именно он возглавляет специальную рабочую группу, цель которой – содействовать владельцам гаражных боксов в оформлении правовых документов на земельные участки, помогать в решении спорных вопросов и консультировать. Эта группа была создана по инициативе Главы Ульяновска Марины Беспаловой, в ее состав вошли депутаты городского парламента и специалисты администрации муниципалитета.
Недавно состоялось очередное совещание под председательством Мокевнина, в котором приняли участие представители гаражных кооперативов и УМУП «Ульяновскводоканал».
– Наша рабочая группа занимается решением указанных проблем больше полугода. В настоящий момент уже полностью оформлена разрешительная документация по 14 ГСК. Документы еще по пяти кооперативам находятся на рассмотрении, но есть уверенность, что их также согласуют, – говорит депутат.
По его словам, сейчас основная задача группы – оформить документацию на все те гаражи, расположение которых не вызывает никаких сомнений. Остальные боксы будут согласовываться «в ручном режиме».
– Наибольшие проблемы в Заволжье и Засвияжье – просто потому, что данные районы территориально крупнее. Варианты решения здесь могут быть самые разные. К примеру, в одном случае сотрудники «Ульяновскводоканала» попросили собственника бокса, который находится на сетях, переставить гараж на сваи. Это позволило специалистам провести все необходимые работы. В Железнодорожном районе собственники нескольких гаражей, расположенных возле высоковольтного кабеля, скинулись по 12 тысяч рублей и перенесли кабель, тем самым избавив свои боксы от необходимости переноса, – отмечает Мокевнин.
Понятно, что если иные варианты невозможны, собственников будут просить перенести боксы в другое место – для этого планируется выделение специальных участков.
– У нас 23 гаража расположены над водопроводом, – рассказывает председатель ГСК «Связь» и ГСК «Южный» Анатолий Ломков. – Из-за этого мы никак не могли согласовать остальные более ста боксов. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки благодаря помощи рабочей группы. Вообще, трубопровод там старый – ему более 30 лет. И гаражи по времени стоят столько же. Конечно, хотелось бы этот вопрос решить без переноса боксов, ведь владельцы там в основном пенсионеры.
По словам представителя другого ГСК – «Звезда 2» – Дмитрия Провальнова (кооператив располагается за бывшим стадионом «Торпедо» в Засвияжье), помимо сложностей с согласованием гаражей, расположенных на сетях, есть и другие проблемы с документами: так, несмотря на то что кооператив «Звезда 2» никак не может получить договор на аренду земли, владельцы гаражей все равно платят налог на землю.
Сотрудники «Ульяновскводоканала», участвующие в заседании, признали, что ситуация с гаражами возле «Торпедо» сложная: по каждому боксу необходимо принимать индивидуальное решение.
В завершение встречи Игорь Мокевнин еще раз рекомендовал сотрудникам районной администрации и владельцам сетей согласовать документацию по всем ГСК – за исключением тех гаражей, что располагаются на сетях. В свою очередь, рассмотрение сложных случаев планируется также ускорить, в том числе благодаря тому, что в структурном подразделении администрации, которое занимается выдачей разрешительной документации, теперь работает сотрудник, занимающийся исключительно вопросами гаражных кооперативов.
Сергей Иванов