В связи с участившимися за последний месяц в Ульяновске случаями массового заболевания детей кишечными инфекциями региональное управление Роспотребнадзора начало глобальную проверку учебных заведений, а также санатория «Белый Яр», где после ужина в столовой заболело более 40 детей. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM руководитель управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Дмитрий Бородков, главной причиной вспышки является человеческий фактор — это отсутствие контроля руководителя за пищеблоком и нежелание выполнять сотрудниками элементарных правил гигиены.
«Все проблемы, которые сейчас возникают, связаны с человеческим фактором. В первую очередь — нежелание исполнять те функциональные обязанности, которые прописаны персоналу пищеблоков учебных заведений, — считает Бородков. — Это элементарное качество помывки рук, соблюдение личной гигиены, санитарной гигиены, обработки инвентаря, посуды. В этом и кроется вся проблема. То есть, халатное отношение сотрудников пищеблоков к своим обязанностям. На сегодняшний день вкладываются большие деньги в проведение ремонтных работ, оснащение школ необходимым инвентарем и прочее. Да, можно иметь качественный ремонт, красивые покрытия, но если в этих стенах работают неряхи, если есть недостаточный контроль со стороны руководства за работой своих подчиненных — вот это как раз и приводит к тому, что у нас происходит на сегодняшний день».
Говоря о том, что в последнее время рынок услуг рушится и поставщики поставляют некачественные товары, думая, прежде всего о своей прибыли, Бородков подтвердил, что это, конечно, влияет на вспышки заболеваний.
«Но все же то, что сейчас происходит — в основном не из-за некачественных продуктов, а именно из-за халатности персонала. Поэтому, прежде всего, надо заниматься его подготовкой, — продолжает руководитель Роспотребнадзора. — Необходимо усиление контроля за работой людей в пищеблоках со стороны ответственных лиц, в той же школе, в санаториях и т.д. Кто-то из администрации должен регулярно, периодически ходить и контролировать работу тех же поваров, кухонных работников. Если все это отпустить на откуп исполнителя (уборщицы, мойщицы посуды, раздатчицы еды) — хорошим дело не закончится. Это люди, которые получают довольно небольшие деньги, работа у них не престижная, поэтому как раз эта ниша у нас остается незаполненной».
«Если вы видите объявления, то заметили — везде требуются уборщики, дворники, официанты, мойщики посуды. То есть, сейчас востребованы отдельные низкооплачиваемые рабочие специальности, на которые очень трудно подобрать исполнительный и добросовестный персонал. И берут большинство желающих туда трудоустроиться. Может быть и со справками, полученными официальным путем и может быть, они проходили медицинское обследование, но оно не дает гарантию, что через неделю, месяц человек, имя справку, заражается, инфицируется. А при нарушении правил личной гигиены микрофлора из организма больного человека попадает на продукты питания и прочее», — отметил глава управления Роспотребнадзора.
«Конечно, качество продукции, исходного сырья тоже имеет значение, — уверен Бородков. — Но по всем вспышкам на сегодняшний момент больше рассматривается версий, что инфицирование идет со стороны персонала. Сотрудники общаются между собой, пользуются одним умывальником, одним туалетом, идет нарушение обработки рук, происходит инфицирование между сотрудниками и отсюда вариант передачи инфекции детям».
Говоря о вспышке кишечной инфекции среди детей, отдыхавших в санатории «Белый Яр», Бородков сообщил, в настоящее время учреждение уже закрыто: «Мы также сейчас проводим там проверку, которая состоит из нескольких этапов. В настоящее время санаторий временно закрыт, дети вывезены, проводится дезинфекция. Сейчас идет процесс обследования, выяснения источников заражения. Когда будет окончательное заключение, тогда мы сможем что-то прояснить — было ли это пищевое отравление или человеческий фактор».
Эксперт-эпидемиолог, имеющий большой опыт работы по расследованию групповых и массовых инфекционных заболеваний, на правах анонимности рассказал, что причин череды вспышек кишечных заболеваний среди детей как в России в целом, так и в Ульяновской области, несколько. Но главная вина лежит на руководителях учебных заведений.
«Любой продукт, который потребляется и не подлежит термической обработке, уже сам по себе является фактором риска и возможного заражения. И все продукты, поступающие в пищеблок (медицинской организации, школы и т.д.) изначально будет инфицирован и санитарные правила это изначально подразумевают. Но степень инфицированности, конечно, зависит от ухудшения ситуации среди населения, — рассказал эксперт. — То есть, чем больше носителей инфекции среди продавцов, производителей, тем степень инфицирования продуктов будет больше. Санитарные правила оговаривают, что любой продукт, который поступает к нам (несмотря на имеющийся сертификат и паспорт качества), необходимо правильно обрабатывать, чтобы они дошли до стола в безопасном виде. Существуют утвержденные технологии приготовления пищевых продуктов. И вопрос не в том, что кто-то намеренно нам поставляет ради своей выгоды некачественные продукты, а в том, кто осуществляет контроль над процессом от их покупки до приготовления и подачи на стол».
«Например, любое молоко, даже пастеризованное, должно правильно храниться и обрабатываться и все равно его нужно кипятить, — продолжает эпидемиолог. — И человеческий фактор во всех происходящих массовых заболеваниях — это, конечно, основное (взяли, например, молоко не вскипятил, и началось массовое отравление). Но есть еще ряд факторов, которые от человека (производителя, поставщика, повара, мойщицы и т.д.) не зависят, а зависят полностью от руководства учреждения. К примеру, почему не соблюдается технология пищевых продуктов? Взять тот же жарочный шкаф: он может быть не исправен и во время не проверен, а вместо 250 градусов держит температуру 180. Но котлеты детям надо прожарить именно при температуре 250 и не менее. В результате микроорганизмы могут в мясе остаться. И чтобы соблюдать все эти условия, денег много не надо. Здесь опять повторяю, все зависит от руководителя. Если он не организовал периодический утренний фильтр персонала, который должен ежедневно с утра осматриваться, проверяться на грибковые заболевания и если выявляются какие-то признаки, люди должны отстраняться от работы. То есть персонал пищеблока должен быть здоровым, а если это не контролируется, значит, он сам себе предоставлен. Кроме того, руководитель обязательно должен контролировать состояние самого пищеблока. Даже туалет осматривать. Но сейчас, как правило, это возлагают на медработника школы, а он это практически не делает, вот и происходит бардак».
«Далее, должен быть контроль мытья и дезинфекции посуды, инвентаря, поскольку микроорганизмы, которые живут в обычной среде, если их не уничтожать, начинают привыкать и расползаться. Попадают на руки, разделочные доски, уборочные средства, на посуду и пищевые продукты. Если этого нет — это так же вина руководителя. И сам персонал все это делает не умышленно. Здесь может быть много причин — уверен эксперт. — Либо это отсутствие условий для соблюдения всех этих правил, либо отсутствие времени. Например, вместо трех поваров, работает один и не успевает выполнять весь этот объем условий. И только в третьем случае бывает умышленный человеческий фактор, когда человек просто не хочет выполнять условия, но и это опять-таки связано с отсутствием контроля со стороны руководителя. Идет умышленное расхолаживание персонала. Но в любом случае, отношение к любой вспышке заболеваний — вина руководителя учреждения, где она произошла. Конечно, на повара все можно списать, но начинать надо с руководителя. Пусть он докажет, что с этого повара он спросил по полной программе».
Как сообщало ранее ИА REGNUM, в ульяновском санатории «Белый Яр» 27 октября после ужина в столовой за медицинской помощью обратилось более 40 отдыхавших там детей. Кроме того, в гимназии № 79 после обеда в школьной столовой за медицинской помощью обратилось 12 детей.