Будь суждено Гоголю жить в наши дни, он всенепременно заметил бы, что Чичиков столкнулся с новыми реалиями России, «не будучи в состоянии решить, он ли сошёл с ума, чиновники ли потеряли голову, во сне ли всё это делается, или на яву заварилась дурь почище сна». Рынок и капитализм оказались совершенно дикими и чуждыми русской душе. Павел Иванович, конечно, ведал, что быть такое может, ибо ещё почтенный его родитель наущал: «… хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь», а для того – угождай начальникам, а «больше всего береги и копи копейку… всё прошибёшь на свете копейкой». Но чтоб такое свершилось, и представить было немыслимо. Наступили времена, когда знания и таланты не востребованы и не особо ценимы. Бездарные люди оказались у власти и присвоили не по закону огромные богатства огромной страны. Изломав державу, да и копейку поставив не в грош, они взялись за науки и школу. И всё ради преумножения капитала.
В местных газетах Чичиков узрел весьма характерную для дня сегодняшнего информацию: «…среди нападавших на школы были депутаты Ульяновской Городской Думы от «Единой России»; «… налетчики хотели, чтобы школьные столовые платили им дань продуктами питания»; «…ничем себя не проявившие молодые депутаты Гордумы активно взялись реализовывать придуманную кем-то программу «Всех под подозрение», уж больно напоминающую схему рейдерского захвата предприятий»; «утром в здание школы № 57 неожиданно ворвалась группа людей, среди которых были первый заместитель председателя Городской Думы Игорь Буланов и депутат Алексей Бинеман…»; «…налетчики на глазах у всей школы толкнули заслуженного учителя, проигнорировав его просьбы предъявить документы». И тут же звучал вопрос: «Почему, каждый раз, когда «Единая Россия» начинает проводить какие-то акции, .представители партии власти предстают в лике организованной группы бандитов?». Чичиков понимал, что бизнес школьного питания весьма доходный, а посему конкретные господа возымели умысел сделать его ещё одним источником преумножения своих капиталов.
Очень скоро муниципальное предприятие «Симбирский школьник» приказало долго жить, а родителям и городскому бюджету теперь предстоят расчёты за питание учащихся по иной цене с частными ООО «Альтернатива», которое не чужое для депутата Законодательного Собрания области г-на Эдварса, и с ООО «Торговый дом СПП» из группы компаний «ДАРС» депутата того же «парламента» г-на Рябова.
После этого и Павлу Ивановичу, и председателю Законодательного Собрания Ульяновской области стали поступать жалобы от граждан. Некто г-жа Улендеева сообщила: внучка болела 2 недели и в школе отсутствовала, но ООО «Альтернатива» предъявило счёт за её питание. За проявленное недовольство, мать девочки вызвали в школу и работники министерства, «неожиданно» оказавшиеся в кабинете директора, предупредили о неприятных последствиях для ребёнка, если…. Чичиков всё понял.
На г-жу Казакову, также подавшая жалобу на плохое питание и некачественные продукты, оказывал воздействие депутат от партии «Единая Россия» г-н Толмачёв, являющийся директором ООО «Альтернатива».
Г-жа Макридина – представитель фирмы, которая выиграла конкурс у ООО «Альтернатива» – в обращении к руководителю регионального парламента, в недавнем прошлом главе областного управления МВД пишет: «… Когда весной проводился конкурс по организации питания.. , я выиграла его. И депутат Андрей Толмачев при выходе из департамента госзакупок сказал, что «мне конец и зря полезла и будут проверки». Потом мама депутата Эдварса действительно пришла с проверкой.. Они имеют наглость угрожать, причем Эдварс угрожал неоднократно.». Чичиков уже давно понял, что «партия» и «семья» своих не сдают.
Не только питание, но и сам процесс обучения «чему-нибудь и как-нибудь» стал рассматриваться господами, кои управляют сферой просвещения и входят во власть, всего лишь как услуга, каковую должны оплачивать родители учащихся, да и государство тоже. Павел Иванович прознал, что на этом поприще на родине Софрона Беспечного и Ильи Об-ломова ныне особенно преуспели представители замечательного во всех отношениях семейства Эдварсов. Папа учредил «авторский лицей». Сыновья его были пристроены не только к этому педагогическому бизнесу, но и как знает уже читатель, старший из них успешно занялся организацией питания школьников. Не только Чичикову, но и любому здравомыслящему гражданину впору задуматься: если государство ныне ни научить детей, ни накормить их не в состоянии, то следует ли содержать свору чиновников и депутатов. Всё отдано на откуп Эдварсам и подобным им. Мама у них оказалась целым министром образования, а затем и целым уполномоченным по правам человека Ульяновской области. Да и правящая партия для семьи оказалась не чужой. Г-н Эдварс – сын (старший) стал депутатом городской думы, потом – Законодательного Собрания региона, где возглавил фракцию «Единой России».
«Авторского лицея» показалось мало. Под свою руку педагоги-предприниматели решили прибрать среднюю школу №68 г.Ульяновска и детский сад №206 и тем самым реализовать затею Путина-Медведева и иже с ними о создании «автономного учебного заведения». Протесты родителей и учителей не смутили барышников. В управлении образования мэрии так торопились, что подписали приказ о слиянии под крышей «авторского лицея» школы и детсада с явным нарушением законов Российской Федерации, а все обращения недовольных были доставлены… в приемную г-жи Эдварс – уполномоченного по правам человека. Жить стало лучше и веселее. Благополучие предприимчивых господ стремительно росло – деньги, земельные угодья, целый парк автомобилей иностранного производства, особняки.
С науками же случилось что-то странное. Появились «новые преподаватели, с новыми взглядами и новыми углами и точками воззрений., множеством новых терминов и слов…, но, увы! Не было только жизни в самой науке. Мертвечиной отозвалась в устах их мёртвая наука». Даже министры демонстрировали обществу свою безграмотность и полное незнание родного языка. В коротком обращении в адрес Фестиваля науки Ульяновской области чиновница допустила множество пунктуационных, стилистических ошибок и неграмотное употребление падежей. Да только ли она.
В официальных текстах российских должностных лиц и не то имеет место. Депутаты Госдумы от партии Жириновского, который даст фору любому Ноздрёву, представили проект закона, обязывающего трудовых мигрантов из других стран говорить на русском языке, но сами то забыли, чему их учили.
Многие чиновники, да и простые граждане стали без обретения знаний приобретать дипломы о якобы наличии у них таковых знаний. Дошло до того, что в Ульяновске обнаружились и депутат с фальшивым дипломом и даже детский врач-хирург с такой же липовой бумагой. Завелись на вершине власти экономисты без знания основ экономики, генералы, не бывшие солдатами.
А «реформаторы» от «образования» всё не унимаются. Норовят теперь заставить машины учить детей и проверять их скудные, оторванные от жизни знания. Даже на этом гребут они деньги немалые. Не столь давно в Ульяновске осужден на 8 лет лишения свободы директор-взяточник «Центра информационных технологий», занимавшегося организацией ЕГЭ – угадай-экзамена. По данным следствия, в период с октября 2012 г. по январь 2013 г. обвиняемый получил от коммерческой организации «откат» в сумме более 5 млн. рублей за внесение нужных данных в документацию на закупку компьютерной техники для школ. Оборудование приобреталось в рамках федеральной программы «Модернизация системы образования». «Этот попался, а скольких упустили?» – подумал Павел Иванович. В погоне за деньгами дочь самого губернатора вместе с другими детьми едва не загубили.
При ремонте гимназии постелили бракованный линолеум с содержанием формальдегида в 300 раз выше допустимой нормы. А кто-то удивляется, отчего г-н Морозов отправил своё чадо получать образование в благополучную Швейцарию.
Тем временем «Центр стратегических оценок и прогнозов» предоставил Чичикову информацию, согласно которой в Поволжском Федеральном округе повсюду осуществляется в целях экономии средств сокращение кадрового состава в образовательных учреждениях. Лишь в Самарской области, думая о будущем, напротив, численность учителей существенно увеличили и в городе, и в сельской местности. Павла Ивановича весьма смутило то, что на фоне «оптимизации» произошло существенное увеличение лишь числа педагогических начальников. Ульяновская область здесь оказалась в лидерах, обойдя соседнюю Пензенскую губернию почти вдвое.
Сокращая расходы, оптимизируя и ликвидируя школы, господа начальники, чьи дети обретают знания за рубежами нашей Родины и в элитных учебных заведениях, и мыслить и действовать стали по иному. В бюджете, как известно, денег крайне мало. Не хватает их и на детишек. На педагогическое начальство средства, однако, находятся, когда это крайне необходимо представителям власти и правящей партии. Вот и в
Ульяновске накануне выборов здешний мэр зафрахтовал через самарскую турфирму «Водолей-Тур» теплоход «Алексей Толстой» для круиза по Волге. На борту оказались 149 директоров учебных заведений, руководители городской думы и, конечно, начальница управления образования г-жа Соломенко, прихватившая с собой поразвлечься за бюджетный счет и внука.
Очевидно в рамках семинара «Учреждения образования – территория здоровья» и конференции «Здоровый город», якобы проходивших на борту теплохода в течение 7 дней, пассажиры «Алексея Толстого» потребили одной водки, сколько не выпили вместе Селифан и Петру-ха за целый год в городском кабаке. Всё за народный счёт.
Когда правоохранительные органы стали разбираться с загулом педагогического начальства под руководством мэра-единоросса, г-жа Соломенко из той же политической партии и её преданное окружение пожаловались Путину. на местную прокуратуру, преследующую «уважаемых работников образования». Уголовное дело против казнокрадов возбудили, а потом.. Всё кончилось, как всегда.
Но вот грянул гром. В Ульяновске началась бессрочная массовая голодовка учителей и поддержавших их родителей в связи с очередной попыткой властей «оптимизировать» и закрыть школы. Героиня плавания на теплоходе «Алексей Толстой», начальник управления образования мэрии г-жа Соломенко заявила, что «дети обходятся очень дорого» и «люди должны с пониманием отнестись к закрытию школ».
Чичиков был несказанно поражён действиями чиновников. Губернатор неделю молчал, мэра было не слышно. Представители горадминистрации взломали кабинет завуча в одной из школ и изъяли все личные дела детей. Их не тревожило, что в учебном заведении работают 10 коррекционных классов, в которых обучаются 120 детей с заболеваниями «аутизм» и «эпилепсия». Решение распределить этих учащихся по обычным школам неизбежно привело бы к тяжёлым последствиям.
Дошло до того, что «чиновники мне открыто угрожают -милицией, тюрьмой, арестом. А также посоветовали беречь двоих детей, которых я воспитываю одна», – говорила директор школы, которую власти собирались ликвидировать. Женщина, поддерживавшая голодающих и у которой дети учились в школе №7 г.Ульяновска, рассказала: «Мне позвонил неизвестный и сказал: ваш заказ на надгробную плиту выполнен».
Журналисты и независимые эксперты констатировали, что обстановка накалена до предела некомпетентностью, непрофессионализмом, грубостью и хамством чиновников. А заместитель губернатора г-жа Опёнышева посоветовала в это знойное лето голодающим учителям: «Бабы, идите на речку».
И только после того, как по России прокатилась волна акций в поддержку протестующих, на стороне которых на сей раз оказался и Чичиков, губернатор признал, что «экспертная оценка школ, подлежащих ликвидации, проводилась формально». Все прежние приказы и постановления были мигом отменены. «Одним словом, всё пошло навыворот».
Чиновники добились желаемого: «потерялось уважение к начальству и власти…; завелись такие дела, что нужно было многих выключить и выгнать». Губернатор это и обещал, но. исполнил, как всегда.
Г-жа Соломенко оказалась деканом педагогического факультета в педагогическом университете. Отвечавшая за образование заместитель председателя правительства области, бывшая комсомолка и воспитатель детского сада г-жа Девяткина, вдруг стала кандидатом каких-то наук и была назначена ректором педагогического университета. А вскоре сам Путин предложил новый порядок формирования Общественных палат и усиление их людьми «труда». Губернатор сразу же и направил возглавить Общественную палату Ульяновской области отставного своего заместителя и столь видного педагога. Учреждены были и другие палаты в Ульяновской области числом толи пять, а скорее шесть. Объединить их все доверили ещё одному неувядаемому комсомольцу и пионеру, владельцу газет и детских коммерческих лагерей г-ну Мисанцу. На это деньги нашлись – 23 млн. рублей. И статус всем уполномоченным учинили в ранге заместителей самого Морозова с соответствующей зарплатой. А говорят, что средств в бюджете нет. Есть! Когда денег не хватает, то их приворовывают. Не столь давно возбуждено уголовное дело против двух дам из отдела образования Новоульяновска по факту систематического хищения денег у сирот.
«Вконец оскотинились»,- подумал Чичиков и, махнув рукой, кликнул Селифана для того, чтобы распорядиться закладывать экипаж. Он понял, что пришла пора покидать город Степана Беспечного и отправляться в другие места необъятной России. И вновь впереди была дорога и куда-то устремлённая Русь. Куда?
Александр КРУГЛИКОВ