С завтрашнего дня на всех маршрутах ульяновских трамваев и троллейбусов развернется масштабное исследование пассажиропотока.
– В последний раз такое комплексное изучение проводилось в конце 1980-х годов. Естественно, с тех пор многое изменилось: появились (или наоборот – закрылись) предприятия, учебные учреждения, торговые и развлекательные центры. В итоге мы не знаем, куда и сколько именно горожан ездит в тот или иной момент времени. Полученные в результате исследования сведения помогут нам составить более динамичное расписание движения электротранспорта, которое соответствует потребностям современного Ульяновска, – поясняет директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Борис Боровой.
Изучение пассажиропотока планируется осуществить силами сотрудников самого «Ульяновскэлектротранса»: работники предприятия целый месяц с 1 по 30 ноября собираются трудиться фактически без выходных. Помимо обычных платных билетов, кондукторы будут выдавать пассажирам-льготникам – после предъявления соответствующего документа или проездного – бесплатные учетные талоны.
– Талоны выпущены трех видов: для школьников – синие, для студентов – красные, для остальных льготников – серые. Благодаря этому мы сможем учесть практически всех пассажиров, – уверяет руководитель МУПа.
Все билеты (и платные и бесплатные) имеют свой уникальный номер. Плюс к этому – на предприятии функционирует система так называемых билетно-учетных листов, куда ежедневно заносится информация, полученная от каждого кондуктора. Такой подход, как считают инициаторы исследования, позволит учесть не только реальное число пассажиров, но и понять направление их движения, а также узнать время максимальной и минимальной нагрузки транспорта.
– Конечно, у нас есть предварительные цифры. К примеру, мы отлично знаем, что с пяти до полседьмого утра трамваи и троллейбусы ходят практически пустые. С другой стороны, с 8 до 10 утра в направлении с дальнего Засвияжья в центр приходится пускать поезда из двух вагонов, чтобы справиться с пассажиропотоком в «час пик». Однако предприятие должно обладать более конкретной и детальной информацией – и мы надеемся, что к декабрю эти сведения у нас будут, – комментирует Боровой.
Все это позволит не просто составить приближенное к жизни расписание, но и, возможно, будет способствовать тому, что предприятие более качественно и «адресно» сможет обслуживать своих пассажиров. По всей видимости, ожидается и определенный экономический эффект: новое расписание должно снизить расход электроэнергии путем более четкого и логичного распределения транспорта.
Стоит добавить, что за переработку сотрудникам «Ульяновскэлектротранса» обещают дополнительные выходные и выплаты. Ведь существенно увеличится нагрузка не только на кондукторов, вынужденных теперь управляться с четырьмя (!) рулонами билетов. Возрастет и объем работы контролеров, которые планируют устраивать самые тщательные проверки.
К слову, подобные исследования проводятся в настоящее время и в других городах России. Например, в сентябре этого года специалисты мурманского предприятия «Электротранспорт» также проводили изучение пассажиропотока и корректировали расписание. Правда, делали они это путем анкетирования самих пассажиров.
Сергей Соболев
житель
Когда-то давным-давно, когда я я учился в школе, в один прекрасный день нам, школьникам, раздали анкеты с таким примерным перечнем вопросов: количество членов семьи, откуда-куда в какое время едят на работу/учебу, каким транспортом пользуются, количество пересадок, время на дорогу и т.п.
Потом я понял, что это было исследование ПОТРЕБНОСТИ в транспорте.
А то, что вы собрались исследовать, напоминает анекдот:
– сколько в России пользователей интернетом?
– 100%
– а где вы проводили опрос?
– в интернете.