Ульяновские авторы – Мария Завадская и Гала Узрютова – побывали на крупнейшем Форуме молодых писателей России, СНГ и зарубежья в Подмосковье. Они прошли конкурсный отбор – из 660 заявок на Форум отобрали 188 авторов. Мы побеседовали с девушками не только о форуме, но и о том, как они – те, кто пишет сегодня, – видят и описывают Ульяновск. Если объединить видение авторов в одно предложение, то получится, что Ульяновск – застывший молчащий слон с провожающим взглядом.
5 слов, характеризующих Ульяновск
Мы попросили авторов охарактеризовать Ульяновск как литературное произведение и назвать 5 слов, ассоциирующихся с нашим городом.
Прозаик Мария Завадская, чья подборка рассказов вошла в этом году в лонг-лист всероссийской литпремии “Дебют”, рассказала нам, что для нее Ульяновск – город вне времени.
– Это город, куда практически не доходят последние культурные тенденции, а если и доходят, то с таким опозданием и в тот момент, когда все эти новшества давно уже стали общим местом. Это сонный городок, утопающий то в зное, то в заморозках. Город, который возвращает тебя то ли в твое детство, то ли в детство твоей бабушки, когда ее – совсем маленькую девочку – жалела ее собственная бабка и часто таскала на руках, завернув, как в кокон, в несколько слоев шуршащих юбок. От монотонной ходьбы девочка засыпала, уютные юбки-пеленки окутывали ее и не давали осмотреться вокруг. Так и Ульяновск: окутывает, усыпляет, заставляет забыть о ходе времени. Если бы я писала об Ульяновске, я бы без зазрения совести обращалась к забытой, ушедшей из употребления лексике, много писала бы о природе, потому что она здесь яркая и в тон городу – не поддающаяся изменениям.
Мои пять слов, к сожалению, будут нелестными для Ульяновска. Но, если любишь кого-то или что-то, то всегда предъявляешь к нему завышенные требования. Так что считаю, что, моя критика не со зла, а скорее, наоборот – с надеждой на перемены.
Пять слов: дремлющий, негибкий, убивающий надежду, застывший, провожающий.
Продолжила тему автор стихов, прозы и пьес Гала Узрютова:
– Если бы Ульяновск был стихотворением, то он был бы верлибром, в нашем городе ничего не рифмуется: ни ожидания с результатом, ни уезжающие с приезжающими, ни реальность с посылами из телевизора. Своим молчанием Ульяновск с одной стороны настораживает, с другой – манит, город мог бы стать местом силы для тех, кому нужно подумать, найти себя, побродить в одиночестве. Иногда город похож на наевшегося развалившегося в кресле спящего слона, который если и просыпается, то даже не от шума, а только если его кто-то ненароком заденет сумой или наступит на лапу. Но такие оживления недолги: через пять минут его снова убаюкает тишина. Иногда этого слона тормошит громкий звук из окна, тогда он умывается, наряжается, прибирается (мало ли, гости идут), но, утомившись от встречи с реальностью, снова углубляется в приятное забытье. И он им вполне доволен.
Пять слов: ветер, молчать, пустота, слон, ожидающий
Подборка рассказов Марии непосредственно связана с Ульяновском.
– В этих рассказах я рассказываю о городе конца девяностых глазами девочки-подростка. Ульяновск получился пыльным, больным и, в то же время, свободным от влияния извне, дающим возможность почувствовать свою самобытность. В отличие от мегаполисов, он способен быстро насытить воздухом, энергией – стоит только чуточку приподняться над ним, уехать на природу или окунуться в Волгу.
Действительно, в некоторых рассказах Марии ульяновцы мгут узнать родные места:
“Пыль в этом окруженном степями городе была всегда: и в апреле, когда трава только проклевывается, и в октябре, когда уже лежит обезвоженная, отдавшая себя людям и солнцу, и особенно в июле, когда растет дикими непричесанными прядями сквозь сухую землю. И разговор тоже получается запыленным, а что под налетом – никто и не вспомнит, да и не суть.
Сбегали еще в киоск, покупал Еля – Дашкиным восемнадцати не верили и правильно делали – Дашка захмелела, понежнела, расслабилась. Болтала ногами, слушала и кивала ритмично в такт его словам, как болванчик. А он и рад стараться, живая девушка рядом, когда все друзья-товарищи уехали, скрылись, сгинули. Остались только эти двое, в зарослях крапивы, как в центре притяжения, к которому по спирали завинчиваются булочная, памятник историку, гимназия, где сначала учился Керенский, скоро к нему присоединится Ульянов – один другого будет бить ранцем по макушке, побитый спрячется в чулане и оттуда непременно погрозит кулачком, обелиск павшим во всевозможных войнах, один-на всех, закрученная тяжелым канатом Волга, безнадежные многоэтажки за ней и безлюдные пляжи с мягким, как девичья икра, песком. И казалось Дашке – не сидит она, а летит вместе с Елей надо всей этой спелой, достигшей апогея красотой, и парят они смело и ровно, не падая, не взмывая вверх, солнечное дитя и ее лазоревый друг”.
В стихотворениях Галы Ульяновск также узнаваем:
Например, вчера на аллее Гончарова
Правая и левая в черных перчатках
Кричали на телефон
Который пытался вырваться так,
Что включил аварийные огни
или
я знаю,
единственное, что тебе во мне нравится – это пятикилометровый мост
по которому ты можешь ехать и звонить своему папе
чтобы сказать, что на Волге стал лед
но папа трубку не берет
но папа трубку не берет
а просто сверху закидывает удочку
О Форуме молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья
Форум молодых писателей России, СНГ и зарубежья организует Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ вместе с ведущими литжурналами. В этом году на Форум съехались 188 молодых литераторов из 77 регионов России и 16 иностранных государств.
Мария считает, что Форум молодых писателей особенно важен для авторов из провинции, он позволяет им оставаться в контексте литературного процесса, не чувствовать себя чудаками, которые подчас сами не понимают, зачем играют словами, сюжетами, смыслами – без надежды на прибыль и славу.
– Форум также помогает увидеть, насколько обширна география русского языка: сюда съехались писатели из России, из бывшего СССР, из Евросоюза и США . Сложно вычленить общую характеристику для текстов молодых авторов, настолько разнообразны были жанры, темы, манера изложения. Скорее, главной особенностью стало именно многообразие текстов и их содержания. Еще одним ключевым моментом для большинства приехавших стал поиск себя, своего стиля, своего положения среди молодых литераторов. Так, для меня было важно определить, насколько мои тексты соотносятся со временем, есть ли в них свежесть, новизна, неповторимость.
По мнению Галы, Форум – это своеобразный срез того, что сейчас происходит в литературе молодых и возможность увидеть, насколько все это далеко или близко от реальности.
– Для меня форум стал уникальной возможностью пройти мастер-класс от редакторов «Нового мира» и «Ариона» (Андрея Василевского и Алексея Алехина), а также вживую услышать современных поэтов и писателей, историков, лингвистов. В Ульяновске не всегда ощущаешь ту силу, которой сегодня движутся тексты, а на форуме ты в концентрированном формате получаешь это ощущение, которое заряжает и стимулирует. Вообще удивительно, что кого-то интересуют тексты молодых авторов, что столько людей сегодня пишут, и очень хорошо пишут. На форуме были авторы, начиная с подросткового возраста и заканчивая теми, кому почти 40. И это знаково: молодые – очень разные. Иногда бывает разница всего в несколько лет, а человека уже волнуют совсем другие темы, и он пишет по-другому. И когда на сцене новые авторы читали стихи прямо с мобильного телефона, я почувствовала себя старичком: как у них это ловко получается.
Справка об авторах
Мария Завадская
Родилась в 1983 году в Ульяновске, окончила гимназию № 33 и Ульяновский государственный университет по специальности «журналистика». Училась на режиссерских курсах АНО «Интерньюс» (мастерская Хотиненко-Фенченко и Марины Разбежкиной). Живет в Москве и Ульяновской области. Работает на российском телевидении и радио.
Среди повлиявших на нее писателей называет И. Шмелева, Ежи Косински, Арундати Роя, Б. Виана, Дж. Сэлинджера, В. Набокова, Э. Лимонова, З. Прилепина.
Участник документального проекта «Срок» (реж. Пивоваров, Расторгуев, Костомаров).
В 2014 году вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «малая проза» с подборкой рассказов.
Гала Узрютова
Родилась в 1983 году, окончила УлГУ по специальности “Реклама”.
Шорт-лист литературной премии «Русского Гулливера-2014» в номинации «Поэтическая рукопись».
Дипломант (2 место) Международного Волошинского конкурса (2014) в поэтической номинации издательства «Воймега». Шорт-лист Волошинского конкурса (2014) в номинации Драматургия «XXI век».
Лонг-лист поэтического конкурса «Критерии свободы-2014» имени Иосифа Бродского.
В 2013 г. цикл стихов «Бора» был переведен на немецкий язык (пер. Мартина Якобсон).
Лонг-лист премии «Дебют» 2006, 2007 (литература для детей,малая проза).
Лауреат ульяновского литконкурса «Первая роса 2014» в номинации «Поэзия». Лонг-лист литконкурса «Хорошие сценарии для России-2014».
Пьесы становились победителями или были отмечены во всероссийских драматургических конкурсах: «Любимовка», «Премьера.txt», «Маленькая премьера-2007». Читки пьес были представлены в Театр.doc, Центре им. Мейерхольда.
Справка о Форуме
XIV Форум молодых писателей России, СНГ и зарубежья организован Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ вместе с литературными журналами «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия» и др. при поддержке Федерального агентства по печати и
массовым коммуникациям. Гостями Форума стали директор «Института современного развития» Игорь Юргенс, журналист, историк Николай Сванидзе, писатели Александр Кабаков, Юрий Кублановский, лингвист, д.ф.н. Максим Кронгауз и др.
Фото – из архива Улграда, а также предоставлены М. Завадской и Г. Узрютовой