Мы заглянули «на огонек» к Михаилу Михайловичу Закурдаеву совсем не случайно: несколько дней назад ветерану и почетному гражданину Ульяновска исполнилось 90 лет. Как говорит сам ветеран, такой юбилей – вполне достойный повод, чтобы вспомнить былое и подвести какие-то жизненные итоги.

– Это случилось в Силезии, возле немецкого города Леобшютц. Была весна, слякоть, туман – в общем, видимость почти нулевая. Сначала танк шел вроде бы нормально. Но километров через восемь начался настоящий ад: наша 12-я гвардейская механизированная бригада попала под обстрел. Три фаустпатрона один за другим прошили бок танка, которым я командовал, и мы оказались в огненной ловушке, – вспоминает мой собеседник один из самых трагических моментов своей фронтовой биографии.
Говорит он не спеша, словно стараясь до последней детали вспомнить событие, которое произошло почти 70 лет назад. И это вполне оправданно: ведь то весеннее сражение 1945 года для Михаила Закурдаева было последним, дальше – ранение, мучительная боль, госпиталь и возвращение домой…

В горящем танке
– Внутри танка раздался страшный взрыв, затем еще два, – продолжает свой рассказ юбиляр. – Заполыхал пожар. Я выскочил из верхней башни, пробежал несколько метров и упал. И только тогда почувствовал, что левая сторона лица обожжена, а в левой ноге – жуткая боль от осколков. Со мной вместе сумел выбраться Сашка Царев, наш заряжающий. Нужно было срочно отползти от танка, потому что тот мог в любую секунду взорваться. И мы поползли. А кругом – спереди и сзади – горели другие наши танки…
Пока Михаил Михайлович вспоминает о том, как ему удалось спастись, я беру в руки тяжелый металлический предмет неправильной формы с острыми краями – осколок, который был извлечен из ноги моего собеседника. Именно он послужил причиной того, что наш рассказчик чуть не лишился ноги.
– Сашка стал тащить меня, так как я чувствовал себя все хуже, кровь не останавливалась. Мы доползли до какого-то ручья и напились: внутри все горело. Затем нас догнали самоходки. Они усадили нас, но в раскаленной машине было жутко жарко, я почувствовал, что просто умираю от духоты, и попросил остановиться. Меня опустили на землю, Сашка тоже сошел со мной, не бросил!
Именно заряжающий Царев спас своего командира: он сумел привезти двух пленных немцев и под дулом его карабина они понесли на руках раненого Закурдаева. Шли почти семь километров, пока не наткнулись на «студебеккер», который и довез их до ближайшего села, куда свозили всех раненых. Здесь Закурдаев с другом пережили немецкое контрнаступление, а затем были госпиталь и тяжелая операция.
– Я в футбол-то буду играть? – после операции спрашивал своих врачей Михаил. Те же сомневались, что он вообще встанет когда-нибудь на ноги…
Матч все-таки состоялся
Кстати, именно за игрой в футбол и застало начало Великой Отечественной войны нашего рассказчика. Шестнадцатилетний Миша серьезно увлекался спортом, и как раз на 22 июня был назначен очередной матч в Чкаловске.
– Так-то я родился в Городце – старинном русском городе Нижегородской области. А в Чкаловск мы ездили на пароходе. Матч 22 июня 1941 года нам все-таки удалось провести, но в очень усеченном виде: всем взрослым мужчинам из футбольной команды в тот же день пришли повестки в армию.
У Закурдаевых в Городце был свой дом, в котором жили восемь человек – отец, мать, четверо детей, дедушка и парализованная тетка (сестра отца), к которой Миша был очень привязан.
– Спорт я любил с детства – посещал акробатический кружок, катался на лыжах. Старший брат Сережа работал токарем на механическом судостроительном заводе. Другой брат Костя работал там же, но еще посещал аэроклуб в Горьком – он мечтал стать летчиком. В войну один служил в парашютно-десантных войсках, другой – гвардии лейтенант, закончил пулеметно-минометное училище.
Оба брата Закурдаевых пропали без вести в 1942 и 1943 годах – до сих пор Михаил Михайлович мало что знает о них.
– Когда я вернулся с июньского матча, нас сразу с матерью отправили на строительство военного аэродрома. Таскали с ней тяжеленные бетонные блоки под светом наспех сооруженных прожекторов. А зимой 1942 года мы с ней попали в Ивановскую область. В лютую стужу мы строили там оборонительные рубежи. Сначала всю ночь жгли костры, чтобы земля оттаяла, а затем долбили ее ломом и лопатой. Почти у всех были обморожены носы и руки, – вспоминает ветеран.

«Бумагомаранием» не занимался
После возвращения из Ивановской области Михаил Закурдаев поехал в Горький – сначала учился на стрелка-радиста, а затем закончил танковое училище.
– Оттуда нас уже сформированным экипажем отправили в Нижний Тагил за танками. Так и началась моя война.
Закурдаев участвовал в боях на 4-м и 1-м Украинских фронтах, а после тяжелого ранения, полученного возле города Леобшютц в марте 1945 года, его отправили в тыл.
Мирная жизнь, как и военная, у Михаила началась с учебы: он закончил горьковский политех и в начале 1950-х годов переехал в Ульяновск – на завод имени Володарского.
– На патронном я был очень хорошо принят – сначала работал в отделе станкостроения, затем стал начальником инструментального цеха.
Параллельно Михаил Михайлович был задействован и на партийно-общественной работе.
– Но это совсем не значит, что я занимался «бумагомаранием». Дела были самые настоящие – участвовал в строительстве дамбы. Затем на профсоюзные средства (я выступал в роли «заказчика») были построены стадион «Труд», административное здание облсовпрофа, межсоюзный Дворец культуры профсоюзов (КДЦМ) и плавательный бассейн «Спартак».
Отдельный значимый период в биографии Закурдаева – руководство заводом «Контактор» (он работал директором этого предприятия 11 лет). Тут также было сделано немало: достаточно сказать, что с 1965 по 1976 год на «Контакторе» велась масштабная реконструкция завода со строительством новых корпусов и повышением технического уровня производства.
Не забывал Михаил Михайлович и о спорте: будучи директором «Контактора», он длительное время обеспечивал финансово-хозяйственное содержание хоккейной и футбольной команд мастеров «Волга» центрального стадиона «Труд».
Уже на пенсии в течение 20 лет Закурдаев являлся председателем Ульяновского городского Совета ветеранов войны и труда и заместителем председателя областного Совета ветеранов.
Стоит добавить, что у Михаила Михайловича прекрасная жена – Евгения Аверьяновна, которая бок о бок со своим мужем делит радости и горести уже более 65 лет. Провожая меня, она показала фото Закурдаева, которое было сделано в год их знакомства, и рассказала простую историю того, как они впервые увидели друг друга.

– Мы познакомились с ним на танцах. Я заканчивала Городецкое дошкольное педучилище, а он в институте учился. Мы с девчонками стояли группкой, и мне говорят: «Вон смотри – идет молоденький лейтенант, он сейчас пригласит тебя на танец!». И точно. Это было в 1947 году. С тех пор мы не расставались!
Редакция «Ульяновск сегодня» искренне благодарит чету Закурдаевых за гостеприимство и поздравляет Михаила Михайловича с юбилеем! Мы желаем Вам здоровья, бодрости и отличного настроения!

Наша справка
Михаил Закурдаев родился 26 октября 1924 года. Во время войны был командиром танка Т-34. Гвардии лейтенант. Дважды избирался депутатом областного и шесть раз – городского Совета народных депутатов Ульяновска. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и многими другими медалями.
Евгений Нувитов