В Ульяновске состоялся «круглый стол», организованный областной Медицинской палатой и региональным Министерством здравоохранения. Основная тема встречи была сформулирована следующим образом: «Улучшение доступности и качества оказания медицинской помощи как направление совместной деятельности профессиональных медицинских и общественных пациентских организаций».
Если выражаться чуть проще, то главная идея этого мероприятия состояла в том, чтобы обратить внимание и врачей, и пациентов на такой в общем-то удобный инструмент для решения различных проблем, как Медпалата.
– Наша общественная организация была создана два года назад. С весны 2014 года ее численность многократно возросла – нас сегодня уже более 6 тысяч человек. Но этого, конечно, недостаточно, учитывая, что в области – около 32 тысяч медработников, – сообщила председатель Медицинской палаты Валентина Караулова.
По словам другого участника встречи – доцента кафедры онкологии УлГУ Марата Шарафутдинова, практически при каждом лечебном учреждении создан свой общественный совет, существуют также различные пациентские организации.
– Наша задача – объединить усилия этих организаций на базе одной дискуссионной площадки, роль которой могла бы с успехом выполнять Медицинская палата, – поделился своим мнением Шарафутдинов.
Кстати, ярким свидетельством того, что проблем в сфере регионального здравоохранения хватает с избытком, стал как раз упомянутый «круглый стол». Его участники – члены общественных советов при поликлиниках и пациентских организаций – озвучили несколько острых вопросов, требующих немедленного решения.
В частности, представители общества пациентов с гематологическими заболеваниями сообщили о трудностях с обеспечением дорогостоящими лекарствами. Одному из ульяновцев с множественной миеломой пришлось обращаться в суд, и в итоге, «пройдя все круги ада», он все-таки добился получения препаратов. Однако это случилось лишь через год после прохождения первого курса лечения, что свело на нет всю предыдущую дорогостоящую терапию.
– И что нам теперь делать в таких ситуациях? Чтобы сэкономить время, лучше сразу идти в суд, минуя все промежуточные инстанции? – спрашивают общественники.
– Это обусловлено тем, что годовое федеральное финансирование на закупку дорогих лекарств выделяется на конкретное медучреждение и под конкретных пациентов. Если больной «объявляется» в течение года, то, понятно, что изыскать средства для его лечения становится проблематичным. Мы, естественно, предпринимаем все меры для поиска средств, но иногда их действительно просто нет. В этом случае выход здесь один – подавать в суд, – так прокомментировал описанную ситуацию директор областного Департамента развития здравоохранения Юрий Егорушин.
В свою очередь Валентина Караулова порекомендовала в этом случае также использовать возможности Медпалаты.
– При областном Минздраве работает специальная комиссия по вопросам организации лекарственного обеспечения жителей. Нужно подключать к работе данной комиссии членов Медпалаты и в каждом случае решать вопрос индивидуально. Ведь есть препараты, которые можно назначить на полгода – с тем, чтобы наследующий год больной был включен в соответствующий список. И только в крайнем случае следует обращаться в суд.
Стоит, впрочем, отметить, что Караулова ни слова не сказала о том, что именно такой способ решения проблемы (через Медпалату и спецкомиссию) гарантированно сможет сократить время получения жизненно необходимых лекарств. В любом случае, как напомнил Юрий Егорушкин, за пациентом всегда остается право обращения в суд.
На проблемы с получением лекарств пожаловались и те пациенты, с которых сняли инвалидность, – в результате они перешли из разряда федеральных льготников в региональные, а вместе с этим и утратили возможность получать необходимые лекарства (это несмотря на то, что данные препараты входят в так называемый формулярный перечень территориальной программы госгарантий).
Представители Минздрава пообещали рассмотреть этот вопрос отдельно.
– Когда мы в свое время составляли перечень необходимых препаратов по региональной льготе на 2014 год, то вышли на стоимость чуть более миллиарда рублей. Но выделено, к большому сожалению, на этот год было всего лишь 185 миллионов рублей. Такое сокращение средств неизбежно ведет к проблемам, которые нужно решать индивидуально – как раз в рамках комиссии по лекарственному обеспечению, – сказала председатель Медпалаты.
Кроме того, на упомянутой встрече были обсуждены вопросы профилактики заболеваний. Также говорилось о той положительной роли, которую могли бы играть общественные организации Ульяновска в деле выявления опасных заболеваний на ранней стадии. Участники «круглого стола» убеждены в том, что от этого дела не должны оставаться в стороне и СМИ: к примеру, социальная реклама о необходимости регулярного профилактического осмотра, быть может, посодействовала бы решению названных трудностей.
Сергей Соболев