К обелиску Славы, откуда должно было начаться «торжественное шествие-митинг, посвященное Дню народного единства», я шел по улице Гончарова, и по дороге туда ничто не говорило, что в городе праздник, за исключением ядовито-зеленых жилетов сотрудников ДПС. На улице Минаева, от обелиска до здания областной детской библиотеки, собрались люди, готовые двинуться в марше. Деловитое выражение лиц свидетельствовало, что они пришли на праздник, как на работу: надо так надо. Во главе шествия – люди в казачьей форме. Очевидно, теперь они – руководящая и направляющая сила народного единства. Бросились в глаза транспаранты с названиями областных министерств: очевидно, министерства настолько разрослись, что их аппаратной численности хватает, чтобы сформировать отдельные колонны. Органичнее всего в толпе смотрелась кучка эсперантистов, ведь они больше всего делают для единства народов, налаживая непосредственную коммуникацию, так что это их праздник.

 

Люди в черном

Больше всего меня поразило, что основная масса людей одета в немаркое черное и коричневое. Любой психолог вам скажет, что тяготение к этим цветам сигнализирует о состоянии подавленности. Однородное скопление этих “men in black” в контрасте с шариками и триколорами создавало пугающий эффект. В какой-то момент показалось, что я попал на какие-то макабрические похороны, с патриотическими песнями и разноцветными шарами.

Люди в черном2

Дальше это ощущение только усиливалось. Шествие замыкала кучка манифестантов из Областной клинической психиатрической больницы, как будто вся колонна шла под конвоем психиатров, что только усиливало эффект. В самом конце шли рабочие, которые тут же подбирали мусор, оставшийся после идущих за гро… идущих в колонне, что сделало аналогию полной: когда покойника выносят из дома, кто-то должен сразу вымыть в доме полы.

Под присмотром психиатров

Кого 4 ноября хоронили в Ульяновске, пусть каждый решит сам. Мне показалось, что хоронили страну, в которую мы уже никогда не вернемся, и через год может не быть ни Дня единства, ни этих нелепых казаков во главе шествия, ни самого шествия… Будет другая страна, другие лидеры, другой праздник, другие флаги, другая одежда на людях. Какие – пока не знаю.

Срочная уборка после прохождения колонны

Правильные националисты

Вторую серию похорон было поручено спонсировать ульяновским националистам. Они провели «Русский Марш – Марш Патриотов» – все слова с заглавной буквы, как написано в релизе пресс-службы губернатора, которая на сей раз официально пригласила журналистов посетить и осветить это мероприятие (освещаем). Те пятьдесят человек, что прошлись с георгиевскими знаменами (выглядевшими под ярким солнцем вполне траурно) и антизападными кричалками, хоронили интернационализм, российско-американское сотрудничество, права человека и прочие либеральные ценности, которые, кстати, и позволяют им до сих пор пройтись маршем по центральной улице.

Русмарш1

А теперь представьте себе эту картину: редкая колонна националистов медленно бредет по залитой солнцем и совершенной пустынной улице Гончарова, со своими траурными георгиевскими флагами, выкрикивая: «Путин – национальный лидер», «Долой приоритет международного права», «Воины Новороссии защищают Россию», «Центральный банк – под контроль государства». Процессию завершают три полицейские машины, ползущие так же медленно. Хотелось бы закончить: «А вдоль дороги мертвые с косами стоят, и тишина». Но нет – из громкоговорителей раздавались оглушительные трели оркестра русских народных инструментов. Ощущение, что смотришь какой-то хоррор с элементами сюра.

Русмарш2

Марш националистов, да еще по центральной улице, к тому же разрекламированный государственной пресс-службой, – это сильно, хотя и в тренде. В самом деле, если бы, например, ульяновский мультиактивист Саша Брагин захотел пройти по улице Гончарова маршем мира за права человека, то из мэрии ему бы пришел отказ с одной из возможных мотивировок: 1) на всем протяжении улицы лопнула труба, 2) необходимо срочно заменить тротуарную плитку, 3) «Молодой гвардии» приспичило поиграть в футбол, лапту или бадминтон, 4) еще пять лет назад на этот день был запланирован Праздник капусты с народными гуляниями, танцами и песнями из репертуара группы «Ласковый май», 5) на солнце испортилась термоядерная реакция, поэтому освещение планеты невозможно, мэрия срочно проводит аварийные работы силами специалистов МУП «УльГЭС» с подключением физиков из НИИАРа.

В тот день это был не единственный «русский марш». Оказывается, «правильный» марш прошел в Дальнем Засвияжье, и его организатор Илья Сотников сообщил в интернете, что шествие в центре – это «ватный марш» Национально-освободительного движения единоросса Фёдорова, и там были не националисты, а «поцреоты-запутинцы». Дело в том, что российские националисты раскололись по вопросу Крыма и Донбасса. Одни – против войны с Украиной, которую они считают частью «русского мира», они в оппозиции к власти, и поэтому их загнали сообщить об этом подальше от центра, на улицу Рябикова, а «нодовцы», как следует из их лозунгов, за мир с Украиной в оруэлловском смысле, то есть за войну, и поэтому им предоставили для своего шествия главную улицу города.

Мини-митинг у драмтеатра

Около драмтеатра собралась еще одна крошечная демонстрация под эгидой Партии мира и единства, участники которой требовали присвоить Путину В.В. звание Героя России. Но самая «жесть» была впереди.

Симбирский Москореп

Организованная масса стянулась на площадь 100-летия со дня рождения Ленина, где вместо традиционного митинга в честь Дня народного единства состоялся торжественный молебен под флагами «Единой России». Молебен провел митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Вначале он провел краткую политинформацию о международном положении, за что впоследствии получил в интернете ник «митрополитрук». Я подошел в тот момент, когда владыка желал здоровья «президенту Владимиру, губернатору Сергею и мэру Марине», а замечательный епархиальный хор спел им «многие лета». Многие из присутствовавших крестились. Митрополит далее сказал, что, если бы не революции и войны, в России сейчас жило бы 600 млн человек, и пожелал собравшимся наверстывать упущенное, «хотя это и нелегко». Для этого в каждой семье должно быть как минимум по три ребенка, сказал глава Симбирской епархии. Свое выступление владыка завершил «Песней о тревожной молодости»: «Забота у нас простая, забота наша такая – жила бы страна родная, и нету других забот…» Он посетовал, что собравшиеся его не поддержали, поэтому порекомендовал «к следующему разу» выучить эту комсомольскую песню. После этого был исполнен гимн Российской Федерации. Так что все нормально: на похоронах бывает отпевание, вот оно и состоялось.

15 тысяч поющих гимн РФ

Трибуну на сей раз разместили не под рельефным изображением Ленина на здании Мемориального центра, как обычно, а в стороне, около бассейна Церетели. Это было сделано намеренно, чтобы участники молебна крестились не на горельеф Ленина, что было бы апофеозом абсурда, а в другую сторону. В результате люди крестились на гостиницу «Венец», на флаги «Единой России» и на историка Карамзина, изображенного на баннере справа. «Единство абсурда», – прокомментировала происходящее одна моя знакомая, которая, кстати, работает в аппарате регионального исполкома «ЕР».

Коммунистический молебен

В тот же вечер в эфире «Радио Свобода» известный политик Владимир Рыжков, посмотрев видео из Ульяновска, назвал уведенное «постмодернизмом» и предложил для полноты картины подвесить Ленину на мемцентре крестик. «Когда в голове начальства и народа такая каша, то ни о каком развитии речи быть не может», – сказал он.

Вторичный продукт

А мне все увиденное напомнило роман-антиутопию Войновича «Москва 2042». Там герой на машине времени попадает в отдельную коммунистическую республику Москореп в пределах Москвы: ею с орбиты Земли управляет Гениалиссимус, там есть государственная коммунистическая религия, которую в романе представляет отец Звездоний; чтобы получить еду, люди там сдают «вторичный продукт» в Кабинетах Естественных Отправлений. В общем, прочитайте, найдете много совпадений, например, лозунг Москорепии «Мы лучше всех!» сегодня звучит со всех российских госканалов.

Русмарш0

О том, почему День народного единства не приживается в общественном сознании, написано много. Люди рассматривают его как «испорченное» 7 ноября, к тому же исторический повод для праздника крайне противоречив. Но трудно было придумать для дискредитации праздника что-то большее, чем молебен под флагами «ЕР», под присмотром Ленина на площади его имени и с участием националистов. Региональному министерству внутренней политики, гениальному сценаристу этого театра абсурда, это с блеском удалось. Казалось, все дурацкие поводы для того, чтобы ославить Ульяновск на весь мир, уже исчерпаны. Но нет, чиновничий креатив продолжает бить фонтаном. В общем, если так пойдет и дальше, готовьте «вторичный продукт».

Самое приятное

Сергей ГОГИН