Попалась на глаза креативная серия ульяновских открыток. Действительно свежо. Новый взгляд после набившего оскомину видового формата. Девушка-автор как то выступала на встрече блогеров в Квартале. Красивая, умная. И, конечно, уже уехала в Москву, бывает наездами.
2014-11-06 08.04.25 2014-11-06 08.04.14 2014-11-06 08.03.57 2014-11-06 08.03.46 2014-11-06 08.03.34 2014-11-06 08.03.24 2014-11-06 08.03.09 2014-11-06 08.02.57 2014-11-06 08.02.42 2014-11-06 08.02.31 2014-11-06 08.02.19 2014-11-06 08.02.08 2014-11-06 08.01.53 2014-11-06 08.01.42

Открытки навеяли на размышления о культурной стратегии. Не той филькиной грамоте, что выписана нам для самопоказухи московскими заезжими. А о главном. Двух магистральных линиях культурного развития, существующих и борющихся сегодня в России (не Москве). Один вектор позиционирует себя как «современное искусство», претендуя на монопольную значимость и чуть ли не условие для «развития» и «прогресса»… На самом же деле скатывающийся зачастую изобразительно сугубо к дизайну, а в главном – к банальному пиару с целью выдаивания бюджетов из «тянущихся к просвещению» регионов.

Другой почти загнали уже в маргиналии: «краеведение», «самодеятельность», «регионализм»… На самом деле это и есть Россия. С ее цветущей сложностью и разнообразием смыслов, сложившихся когда то в большое единое целое.
Лучше всех в новейшей истории спор двух стратегий культурного развития представлен в конфликте Иванов-Гельман, развернувшемся в Перми в бытность там губернатора Чиркунова.

Процитирую статью «Русского репортера» http://rusrep.ru/article/2010/10/05/literatura/ : «Пермь Иванова и Пермь Гельмана — это разные города». Я бы больше сказал: «Россия Иванова и Россия Гельмана» – не просто диаметрально противоположные подходы, это различающиеся по своей сути ценностные модели, цивилизации. Что такое Россия Гельмана понятно: в лучшем случае, «отсталая в культурном плане территория». В худшем же – просто пространство для чеса, впаривания «проектов», освоения бюджетов… А вот Россия Иванова – это наше. Другое дело, что нет, как известно, пророка, да и отечество в каком то неизбывном тумане. И когда мы говорим о культуре, мы постоянно встаем перед вилкой этого выбора между двух Россий. И в свете происходящего внешне и внутреннеполитического, вроде бы и выбор то ясен. Однако последние десятилетия оставили после себя такую пустыню (причем не по вине гельманов – в здоровом теле гельманы не заводятся), что выбрать Россию Иванова просто никто не решается – это труд. Труд идентичности, труд постоянного выбора, труд обретения собственной почвы под своими двумя ногами. Труд пройти летом по реке вместо того чтобы прыгнуть на самолет и долететь летом до пережеванных турций, если хотите.

В Перми Гельман и Иванов вели непримиримую войну. При прямой поддержке тогдашнего губернатора заезжие осваиватели бюджетов фактически доедали (буквально) уже местную культуру. Несколько больших цитат из того же интервью http://rusrep.ru/article/2010/10/05/literatura/
«Я недавно говорил с одним важным чиновником и высказал свое требование: пятьдесят процентов пермского культурного бюджета тратьте на московских деятелей, а пятьдесят процентов — на пермских. Но и с таким требованием я выгляжу как идиот, потому что должно быть сто процентов на своих и ноль — на остальных. Разве бюджет города Москвы раскошеливается на пермских режиссеров, художников, музыкантов, артистов? Почему пермский должен раскошеливаться на московских? Я говорю о финансировании культуры, а не о художественных достоинствах и недостатках. Достоинства московского продукта — второй вопрос, дискуссионный. А финансирование — первый вопрос, без альтернативы: местные деньги собираются с местных налогоплательщиков и должны идти на местные нужды».

«…беда в том, что власть решила сделать из Перми эдакий косопузый и колченогий «Винзавод» и в 2016 году объявить его культурной столицей Европы. Убиться веником! Губернатор твердит: «У города должна быть мечта». Я так мечтать не хочу. Широко шагаешь — штаны порвешь! Я хочу, чтобы Пермь стала хотя бы просто Пермью — аутентичным городом, который адекватен своему культурному потенциалу. С интернетом и открытыми границами мир давно стал глобальным. А в глобальном мире ценно уникальное. Какого черта мы гробим свой эксклюзив?»

«-И все-таки бренд из Перми сделали именно вы. Это особенность Пермского края или в других регионах вам тоже удалось бы найти столько местной истории, колорита, деталей?
-Если бы жил, нашел бы. Но это не моя проблема, а общероссийская — когда толща местной культуры остается вне осмысления и вне актуальности».

Плюс минус все регионы сегодня как слепые котята, но идут одним путем поиска собственной идентичности. Презрительно пшикают «продвинутые» профаны, но другого пути просто нет. Общество больное, без головы и без души: и если не осознаем себя, не осознаем свою культуру, свою идентичность, себя как самостоятельный и живой еще организм – придет сначала вошь, а потом и падальщик.
И вот это необходимо класть краеугольным камнем в любую стратегию. И от этого танцевать. Освоению своего -троекратное да. Внутреннему туризму, краеведению, местной культуре -зеленый свет. Как? Чуть не дать совсем высоколобым разбежаться по своим ученым норам и узким компетенциям. Направить на конечную цель, на создание потребительского продукта. Все давно придумано- нужно насытить своим содержанием. Все есть кроме воли. А вот она куда делась – отдельный разговор