4 ноября состоялось установочное заседание очередного дискуссионного клуба. На этот раз под эгидой власти, то есть, как водится, с ответами перед вопросами и с четким вектором русла обсуждения. Если такого посыла хватит хотя бы на два заседания, которые состоятся, то будет хорошо. Но речь не об этом, а об интересных данных социологического опроса, которые были представлены. Опрос выявил те ценности, которые жители области считают приоритетными. Естественно, что эти ценности оказались традиционными.
Согласно озвученным данным, 90% жителей области исповедуют традиционную ценностную модель. Под этим подразумевается вера в преемственность власти, ориентация на семью, воспитание детей и уважение к традициям. Почему-то модель была названа конформистской. Получается, что тот, кто не верит в то, что власть не обязательно должна передаваться из рук в руки безо всяких лишних западных придумок наподобие выборов или тот, кто не знает точно, какие именно традиции следует уважать, автоматически становятся нонконформистами, а может быть и вовсе неформалами.
Но и здесь нам помогли, четко определив систему ценностей меньшинства, то есть, если следовать логике, как раз-таки нонконформистов, выбивающихся из общей правильной массы. Итак, какие же ценности у этой группы? Слайд обескураживает — ориентация на достижение высокого материального благополучия, личного успеха, поддержка модернизации. Вот те ценности, которые указывают на нонконформизм, который в нынешних условиях практически эквивалентен клейму врага России.
Сами цифры не удивляют, примерно таких же показателей по таким же методикам наверняка можно добиться и в других провинциальных городах. Да и опыт общественной жизни показывает, что практически в любом обществе активную позицию занимает не больше 10% населения. Которые, собственно, и двигают это общество вперед — совершают открытия, создают новые идеи, играют в политику и занимаются созиданием в виде управления остальными. Понятно, что не в последнюю очередь и благодаря «вредным» ценностям наподобие желания денег и движения вперед. Удивляет другое — насколько быстро на всех уровнях произошло глобальное обобщение — активных людей заклеймили, навесив ярлыки «креаклов», «ставленников Запада», «подпиндосников» и т. д. Причем без разбора — у нас ныне есть только черное и белое. Хорошие традиционалисты, верящие в доброго царя, поддерживающие мнение большинства и ориентированные в идеальное прошлое, и плохие неформалы-креаклы, рассуждающие о модернизации и верящие в себя. Миксы недопустимы — в этой картине мира нет места, например, для любящего свою семью сторонника республики («подпиндосник») или бизнесмена, открывшего ларек для того, чтобы заработать на квартиру для семьи («барыга»).
Составили и своеобразный рейтинг ценностей жителей региона. Очевидно, что первые места заняли как раз конформистские ценности, в топ попали «традиции» и «доброта», а вот «свобода» и «предприимчивость» свои позиции по сравнению с предыдущими годами утратили. На периферии оказались и такие ценности как «власть», «целеустремленность», «нравственность» и «своеволие». На вторую страницу попало и «самосовершенствование»…
Одних только этих данных достаточно, чтобы понять, что большинство населения региона твердо восприняло актуальный тренд и быстро сложили для себя соответствующую картину мира. Признавая новый рейтинг ценностей, люди в своем большинстве признают свой отказ от свободы как личной, так и мысли. Очевиден и следующий шаг — признания всего нового опасностью и покушением на устои. Наверное, это и есть суверенный консерватизм, через который и осуществляется сплочение нации.
Собственно, этого власть и ждет. Объект управления «народ» на уровне региона сплочен как никогда — около 75% населения так или иначе завязаны на государственные структуры и живут за счет различных социальных выплат — от зарплат до пенсий, избавлены от необходимости принимать решения, от них отныне никто не требует саморазвития. Все и так хорошо, главное быть патриотом и бороться с инакомыслящими нонконформистами — креаклами и различными подпиндосниками, которые без ума от вражеской культуры.
Ситуация вовсе не плачевная, и не ставит крест на развитии, как может показаться на первый взгляд. Ситуация обычная как для России, так и для Симбирска — Ульяновска, который всегда славился сонностью, которую можно считать синонимом абсолютного конформизма. Проблема лишь в одном — в отсутствии механизмов социализации новых маргиналов, к которым фактически отнесли любых активных людей, которые почему-то ищут себе основания не в идеальном прошлом, а в непонятном будущем.
Не хочется быть маргиналом-креаклом, поэтому механизмы эти поищем в хорошем прошлом, где царили семейные ценности и абсолютная преемственность власти. Механизмы легко находятся — это сословная структура общества. Самых патриотичных — в крепостные, «правильных» креаклов — в дворяне, участников госзакупок — в купцы, ларечников, электриков, строителей и владельцев автомоек — в презираемое мещанство, депутатов — в помещики, каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки. И тогда и наступит долгожданная гармония и благодать. Ой, мы же конформисты, — уже наступила. Будущего же нет.