Хорошо быть студентом, когда главная цель – нажраться с друзьями, а из сбережений только одни джинсы. А вот когда ты провел полгода в Якутии, а на заработанное рассчитываешь жить долго и счастливо, начинаешь с особой нервозностью смотреть экономические новости.
Это понятно, что у нас от государства кроме говна ждать нечего. Первое экономическое разочарование меня постигло на втором курсе университета. Мама устроила меня летом работать на стройку. Бетонщиком. Целый месяц я изнемогал от безделья и чужеродной среды работяг. Как только я получил зарплату, курс валют изменился и долларовый эквивалент моих честно заработанных денег уменьшился вдвое. Потом было крушение банка «СБС-Агро», и я едва успел снять свои копейки из последнего работающего банкомата в гостинице «Советская». После этого знамения я встал на правильный путь – избавился от денег и был счастлив. Дефолт 1998 года я заметил по цене на пиво. Оно подорожало в два раза. Всё.
Сегодня я оброс семьей, квартирой и несметным количеством штанов. Многие даже не помню в лицо. Вообразил себя средним классом и после просмотра канала РБК отправился спасать свое благосостояние.
В банке ВТБ меня встретили неприветливо – сразу больно ударили по лицу. Атаковала меня стеклянная дверь. Я попытался пройти сквозь нее, как Абдулов сквозь стену в фильме «Чародеи». Дверь воспротивилась.
– Гфе тут у фас фалюту меняют, – сказал я девушке из банка мгновенно распухшими и потому непослушными губами. Меня быстро снабдили талончиком и проводили до кассы. Я сразу заподозрил неладное. Ну не бывает так в нашей стране! Обычно, чтобы получить желаемое нужно перелезть через забор, порвать об гвоздь штаны и полчаса идти пешком по морозу.
Судите сами. Однажды я взял в Сбербанке кредит. Чтобы гасить его, добрый банк завел мне сберкнижку. Все просто. Я открываю приложение Сбербанк-онлайн на телефоне или на компе и раз в месяц перевожу с пластиковой карты, тоже сбербанковской, нужную сумму на сберкнижку. Удобно и не нужно стоять в очереди злобных бабулек. В один прекрасный момент открываю приложение, а счетов моих нет! Я буквально с седьмого раза дозваниваюсь на «горячую линию», спрашиваю, где мои деньги? Девушка говорит: Идите в жопу, то есть идите в отделение банка, где открывали счета и там исповедуйтесь – расскажите, как все развивалось. Пришел в отделение. Там выслушали. Посочувствовали. Говорят, волноваться не нужно. От волнений бывает гипертония и нервный тик. Вместо этого звоните на «горячую линию» (опять!) и оставляйте претензию. Месяца через четыре нервы придут в порядок, да и деньги может вернут. А напоследок добрейшая женщина из Сбербанка, как бы между прочим, сообщила, что мои счета арестованы.
Это отдельная история, леденящая душу. Приезжаю я, значит, нонешней осенью из Якутии, а мне письмо от судебных приставов. Пляши! А в нем приглашение на суд. Оказывается, в налоговой инспекции думали-подумали и решили, что они не до начислили мне налог за земельный участок, доставшийся в наследство от деда. Причем, с тех пор, как недоначислили налог, прошло больше пяти лет и, как положено по закону, все документы по этому поводу сожгли в хрустальной пепельнице, как это делал Штирлиц. Однако сейчас выяснилось, что моих 950 рублей очень не хватает для душевного равновесия начальника налоговой инспекции. Да и пени за эти годы набежали… Получается… как там было в фильме «Буратино»? Три сольдо, плюс пять сольдо…с вас пять золотых. То есть 2500 рублей. А посему, возмущенные налоговики обратились к приставам и в суд, чтобы меня признали подлым неплательщиком и изъяли 2500 рублей, которые по праву принадлежат государству. Формулировка в письме примерно такая: нам было некогда забрать деньги, а этот гад и бездельник заплатить сам не додумался. Грешен! Читать мысли налоговых инспекторов не могу, а когда проверял по онлайн-сервису, у меня долгов не было.
Так вот. Судебные приставы должны были взыскать с меня 400 рублей пошлины. Для суда. Поэтому они заблокировали на каждом моем счете по 400 рублей. На каждом! Чтобы снять эту блокировку, мне нужно пойти ножками, взять решение суда или постановление приставов и отнести в обитель зла именуемым головным отделением Сбербанка.
Вот так, сидите вы себе на попе ровно, а против вас уже плетут сети заговора – думают, как забрать пять золотых.
Так, о чем это я? Пошел я в другой банк за валютой. Осторожно зашел. Смотрю, по лицу не бьют и курс хороший. Передо мной два человека. Не узбек и узбек. Доходит дело до узбека. Слышно, что наш среднеазиатский друг собирается покупать аж 500 долларов. Сколько же ты их копил? Оператор начинает писать его имя и фамилия. Аджабраил, Абджадарил? Как не пытается оператор это сделать – не получается без ошибки. В это время другой оператор громко объявляет, что через пять минут курс поменяется. Атмосфера сразу накалилась. В такие минуты понимаешь, что человек-человеку совсем не друг, а скорее наоборот. Ситуацию усугубил молодой негр. Ему, прямо из Африки, прислали в этот банк перевод. А кассир на всех один. Подходит ко мне этот афро-африканец и просит пропустить, потому что он «быстрый-быстрый». Блин! Я тоже быстрый! А вот узбек нет! Часы тикают, курс вот-вот поменяется. Тут вмешалась третья сила, под названием «постоянные клиенты». Они элегантно оттеснили всех от кассы, потому что им «можно без очереди» и начали набивать чемоданы деньгами. В этот момент курс поменялся, а кассир сказал, что долларов осталась последняя пачка.
Народ взорвался негодованием. В бурной дискуссии были даны определение всему, что мешает людям жить и радоваться: санкциям, банкам и падающим ценам на нефть. Затем эмоции стихли и люди, объединенные общим горем, стали расходиться.
Хорошо было быть студентом. Во-первых, ты молодо выглядишь. Во-вторых, ты не отвлекаетесь от главных в жизни вещей – самосовершенствования и безобразных пьянок с друзьями и однокурсницами. А деньги? Деньги, это путь к нефрозам и тремору. По мне зарплату лучше бы выдавали едой, носками и путевками в Египет. Поверьте, у еды всегда хороший курс.
Олег Курушин