11 ноября в областном парламенте состоялось заседание комитета по социальной политике, которое провел заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Игорь Тихонов.

В работе приняли участие заместитель председателя областного парламента, председатель комитета по бюджету и экономической политике Алсу Балакишиева, руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Ростислав Эдварс, депутаты Лидия Жуковская-Латышева, Геннадий Долгов, Алексей Куринный, представители регионального министерства здравоохранения и социального развития, общественно-экспертного совета и региональных отделений непарламентский партий.

В рамках подготовки законопроекта «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» ко второму чтению, депутаты рассмотрели расходы наиболее сложных социальных отраслей, которые вызывают большое количество вопросов – здравоохранения и социальной политики. Игорь Тихонов подчеркнул, что работа над этими расходными статьями будет проходить в несколько этапов, чтобы добиться максимально эффективного распределения средств по приоритетным расходным статьям.

В большей степени это касалось здравоохранения. Исходя из представленной министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области информации, на финансирование раздела «Здравоохранение» в 2015 году будет направлено 7 млрд. 965,4 млн. рублей. Все бюджетные полномочия включены в государственную программу «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2014 – 2020 годы». В числе этих расходов – 1,4 млрд. рублей на развитие первичной медико-санитарной помощи, 5,3 млрд. рублей на межбюджетные трансферты территориальному медицинскому страхованию. Дефицит по отрасли составляет около двух миллиардов рублей.

Что касается более конкретной информации по расходным статьям подразделов бюджета, то ее анализ, по мнению депутатов, свидетельствует о том, что ведомством не выстроены перспективы развития отрасли, не отражены в бюджете стратегические задачи. Таким образом, исключается возможность сконцентрировать бюджетные ресурсы на основных направлениях деятельности регионального здравоохранения. Получается, что финансирование делится на всё понемногу и ни одно направление не закрыто. Отсюда вытекает следующая проблема – территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, как основной ресурсный источник финансирования системы здравоохранения, не получает от разработчика бюджета точных адресных ориентиров по предоставлению средств. После замечаний, которые были высказаны в ходе рассмотрения расходов минздрава на комитете по бюджету и экономической политике, министерство в числе основных задач назвало лекарственное обеспечение граждан. Тем не менее депутаты не получили исчерпывающей информации, в частности по обеспечению лекарствами и препаратами больных орфанными заболеваниями. Разъяснений потребовали и представители прокуратуры: программа государственных гарантий формируется с дефицитом, поэтому их интересовала не только возможность обеспечения потребностей в лекарствах в будущем году, но и закрытие задолженностей за прошлый год, в частности, определенных по исковым заявлениям и решениям суда. Депутаты считают, что необходимо искать дополнительные резервы решения проблемы. Они готовы над этим работать. Но, в первую очередь, их должно предложить министерство. Один из вариантов – оптимальная организация закупок. Игорь Тихонов отметил, что депутатский корпус должен быть включен в состав комиссии по определению первоочередности и необходимости госзакупок лекарств.

Позиция депутатов областного парламента по подготовке бюджета ко второму чтению в сфере здравоохранения сформулирована четко: главное – здоровье граждан. Это глобальный приоритет. Поэтому к следующему заседанию министерство здравоохранения должно подготовить исчерпывающие ответы по всем стратегическим задачам. Общее мнение депутатского корпуса сформулировал заместитель Председателя Законодательного собрания Игорь Тихонов:

– Сегодня мы не услышали приоритетов и перспектив развития отрасли здравоохранении. Соответственно, мы не можем оценить, насколько эти приоритетные резервы и ресурсы сконцентрированы в бюджете будущего года. Его нельзя рассматривать в отрыве от бюджета 2014 года и в целом от истории развития отрасли за последние 10 лет. За эти годы в здравоохранение были вложены миллиарды рублей. Мы хотим увидеть конкретный результат этих вложений, хотим увидеть, как эти ресурсы используются сегодня, и что необходимо сделать в бюджетном процессе для того, чтобы максимально эффективно использовать их в будущем. Пока же мы видим не бюджет развития, а, скорее, бюджет функционирования. Более того, пока мы не увидим максимально полного отражения народных инициатив и наказов избирателей в бюджетах отраслей – а подавляющее большинство наказов касается социальной сферы – мы положительного заключения на бюджет 2015 года не дадим.

Информацию по бюджетным расходам в сфере социальной политики на 2015 год и последующий период 2016 и 2017 годы комитету представила заместитель министра здравоохранения и социальной политики Екатерина Сморода.

По ее словам, сумма консолидированного бюджета по социальному блоку в составе госпрограммы «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области на 2015-2019 годы» в следующем году составит 8,942 млрд. рублей (91,3% от уровня 2014 года). Одной из первоочередных задач отрасли в 2015 г она назвала сферу труда и занятости населения. Планируется за счет увеличения финансирования расширить диапазон деятельности центров занятости населения, которые сконцентрируют внимание на повышении квалификации, обеспечении рабочими местами отдельных категорий граждан, на работе с людьми в рамках трудовой и образовательной миграции.

Еще одним приоритетным направлением станет социальное обслуживание населения. В 2015 году на эти цели запланировано потратить 814 млн. 621,2 тыс. рублей. Эти деньги пойдут на содержание 17 государственных казенных учреждений, девяти бюджетных учреждений и 10 автономных учреждений социального обслуживания населения в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» и подпрограммы «Семья и дети». В расходах на содержание учреждений учтено повышение заработной платы их сотрудникам 1 октября 2014 года и 1 октября 2015 года на пять процентов. Хотя этот вопрос до конца не проработан. По словам Екатерины Смороды, на повышение заработной платы медицинским и социальным работникам министерству не хватает 65 млн. рублей, и работа по определению источников финансирования этой расходной статьи еще предстоит.

Важнейшим направлением является демографическая политика, рост населения, в том числе, за счет работы по переселению в регион соотечественников. По замечанию председателя комитета по социальной политике Игоря Тихонова, эту работу необходимо выстроить так, чтобы к нам, в Ульяновскую область приехали те, кто будет работать на развитие экономики региона. Бюджетная политика в решении этого вопроса должна быть взвешенной и адекватной. Это касается и мер социальной поддержки: их должны получать граждане, которые в них реально нуждаются.