Ведущая – Виктория Чернышева Получение полиса ОСАГО до сих пор остаётся головной болью для большинства ульяновских автовладельцев. Несмотря на то, что недавно на федеральном уровне было принято решение о повышении базового тарифа обязательного автострахования, кардинально это проблему не решило. Более того, к ней прибавилась новая- некоторые водители обнаружили, что полисы ОСАГО у них поддельные. О том, как не стать жертвой мошенников и можно ли выиграть битву с недобросовестными страховщиками, сегодня расскажет наш гость- руководитель Центра защиты прав потребителей Денис Александрович Литвинов. В.Чернышёва: Денис Александрович, как Вы считаете, что спровоцировало появление подделок полисов ОСАГО на рынке? Раньше я никогда не слышала о том, что эти полисы подделывают. Д.Литвинов: Здравствуйте. И я ранее не слышал о подделке полисов ОСАГО, однако в последние время обращаться с этой проблемой стали всё чаще. Я полагаю, что свято место пусто не бывает. Так как есть проблема в приобретении полиса ОСАГО, соответственно повышается спрос и появляется различное предложение. В.Чернышева: О проблеме приобретения полиса мы с Вами уже говорили ранее, в другой программе. По–прежнему невозможно приобрести только полис, только вместе со страховкой? Д.Литвинов: Страховщики говорили, что несут большие убытки. Однако информация не подтверждалась. История о том, что Ульяновская область является лидером по автомошенничеству и автоподставам тоже скорее миф. Это социальное явление и преступность есть во многих регионах России. Я предполагаю, что существует сговор между страховщиками, отсутствие конкуренции и благодаря этому страховщики навязывают людям дополнительные услуги, которые людям не нужны. А услуги конечно же платные. С моей точки зрения, страховщики таким образом пытаются извлечь супер прибыль. А человек, который не готов к дополнительным затратам получает отказ в приобретении полиса. В.Чернышёва: Я правильно понимаю, что до сих пор невозможно приобрести полис просто так? Д.Литвинов: Да, зачастую это именно так. Более того, с появлением поддельных полисов, которые кстати продают и те же самые страховщики, которые предлагают нормальные полисы, навязывая дополнительные услуги, необходимо задуматься как же обезопасить себя от приобретения подделки. Я долго над этим думал и единственный вариант-это письменное бумажное заявление на адрес страховой компании, которую Вы выбрали. В.Чернышёва: Какое заявление необходимо? Д.Литвинов: Заявление о желании заключить договор обязательного страхования с данной организацией в течении 7 дней. Отправляет данное письмо, кстати образцы таких заявлений есть и в интернете, дополнительно прикладывает ксерокопии документов подтверждающих водительской стаж и владение автомобилем. Далее на основе данного заявления с Вами заключают договор и выдают полис ОСАГО. И я предполагаю, что при соблюдении данной процедуры страховщики или иные посредники просто испугаются продавать Вам поддельные полиса, потому что у Вас на руках будут все доказательства кто Вам этот полис продал. В.Чернышёва: Правильно я понимаю, что продавцы поддельных полисов это в том числе и официальные сотрудники страховых компаний? Д.Литвинов: Да, именно так. К нам обращались потребители, которые говорили о том что при приобретении полиса им рассказывали, что есть разные полисы компаний которые выплачивают деньги, компаний которые не выплачивают деньги, совсем поддельные полисы и т.д. Соответственно от качества зависит и цена предлагаемых полисов. В.Чернышёва: Можно ли отличить подделку визуально? Д.Литвинов: Нет. Скорее при приобретении подделки Вам выдадут только одну бумажку, а при приобретении полиса более высокого качества- документы с печатью и подписью, подтверждающие оплату данного полиса. Подделка может дублировать реальные номера существующих полисов, или быть простой бумажкой, напечатанной в типографии. Одна страховая компания может напечатать партию нормальных полисов и подделок. В.Чернышёва: Получается, это дополнительный способ заработать деньги. В итоге получается, что кто–то приобретает подделки случайно, а кто–то намеренно, что бы сэкономить? Д.Титанов:Да. Потому что услуга по обязательному страхованию нам с Вами в принципе навязана. Существуют обычные отношения, когда мы хотим застраховать свою ответственность или имущество, или другой свой интерес, тогда мы добровольно обращаемся к страховщикам. А есть обязательный приказ со стороны людей, которые вдруг посчитали, что нам эти услуги очень нужны. Но при этом эти люди должны обеспечивать конкуренцию, регулировать рынок, обеспечивать возможность возможность получения этой услуги. А они вторую часть своего обязательства не исполняют. А есть люди, работа которых непосредственно связана с автомобилем. И им просто необходимо приобретение полиса, потому что иначе они не могут ездить и зарабатывать. А полис не продают, поэтому им не столь важно качество приобретаемого полиса, главное- его наличие, которое позволяет работать. В.Чернышёва: Но что документ поддельный выясняется только в последующем, когда человек обращается в страховую для выплаты после ДТП? Д.Литвинов: Да. И у него не получается получить выплаты. Хочется отметить и ещё один момент. У страховой компании получается двойная прибыль- они получили выгоду после продажи поддельного полиса, а так же потому, что не берут ни каких обязательств выплат по поддельным полисам. В.Чернышёва: Вы говорите о том, что у нас нет конкуренции. Почему? Существуют же на рынке различные страховые компании и у всех разные тарифы. Литвинов: Ничего подобного. В частных разговорах с представителями страховых компаний мы узнаём, что скоро на рынке останется 2-3 компании, остальные разорятся. В.Чернышёва: Почему? С чем это связано? Д.Литвинов: Естественно это связано с надвигающимся финансовым кризисом, с падением покупательской способности- снижается потребительский спрос на новые автомобили, соответственно снижается спрос на страховку этих автомобилей. Кроме того, любое действие по получению супер прибыли, т.е. сговор между страховыми компаниями ведёт к тому, что люди перестают приобретать страховки. Соответственно мелкие компании разорятся. Или их разоряют специально. Но за этим должно следить государство, которое обязало нас эти полисы покупать. А оно не следит. В.Чернышёва: Кто должен регулировать эти вопросы? Д.Литвинов: ФАС- Федеральная Антимонопольная Служба. Раньше она называлась министерством антимонопольной политики, она занималась именно политикой по внедрению, поддержанию и развитию конкуренции, то теперь это ФАС. А чем может заниматься ФАС? Только командами “ату,трави,фас”. Я предполагаю, что главный показатель антимонопольной службы- штрафы. Вот и получается, что пока ФАС взыскивает штрафы, умирает конкуренция. В.Чернышёва: На предыдущей передаче, когда мы говорили о том, что не продаются полисы ОСАГО, представитель антимонопольной службы говорил, что удалось кого–то привлечь к ответственности, в частности и крупные компании. Д.Литвинов: В том то и дело, что политика ответственности отличается тем, что политик старается заранее предугадать где что-то случится. Поэтому выстраивает свои действия заранее, не штрафует и наказывает, а угрожает штрафами. Он старается проникать в рынок и понимать где могут возникнуть подобные ситуации, когда отсутствие конкуренции приводит к тому, что товар просто не будет продаваться. Изменение структуры и направленности федеральной антимонопольной службы, название, привело к тому, что политикой ФАС не занимается. Да может и случилось так, что кого-то они всё же оштрафовали, но такими образом они только повысили коэффициент собственной полезности перед руководящими органами. Только потребители по прежнему не могут приобрести полис. В.Чернышёва: Получается, что обязательность этой программы её и убила. Д.Литвинов: Да. А так же отсутствие надзора и контроля за конкуренцией убило возможность нормального качества и цены на данную услугу. Ещё одним показателем отсутствия конкуренции и заинтересованности страховых компаний в улучшении качества является то, что сами эти компании мошенников не ловят. Они не предоставляют никаких документов, не предоставляют в какие-либо органы заявления, не предоставляют доказательств. Страховщики просто “сложили ручки”, сговорились и не продают полисы. У них нет заинтересованности бороться с мошенничеством. Пока они только повышают цену на полис и дополнительно зарабатывают на навязывании услуг. Поймать мошенника сложно, а обмануть народ легче. В.Чернышёва: Может ли изменится эта ситуация и что для этого нужно сделать? Д.Литвинов: Ситуация только ухудшится. А людям, которые хотят приобрести полис ОСАГО, я рекомендую обращаться в страховую компанию письменным заявлением. Пишите заявление в двух экземплярах, отправляете страховой компании и если с Вами не заключают договор ОСАГО после такого обращения- Вы можете подать в суд. И обращение в суд на данном этапе будут дешевле, чем если у Вас что-то случится и Вы поймёте, что полис у Вас поддельный, либо что Вам навязали дополнительные услуги. В.Чернышёва: Грозит ли какая–либо ответственность покупателю, который приобрёл поддельный полис? Д.Литвинов: Нет, ему ничего не грозит. У покупателя не было умысла и никаких преступных действий он не совершал. Единственное, что ему грозит- финансовые потери. В.Чернышёва: Некоторые водители, в случае возникновения ДТП просо сами договариваются на дороге. Д.Литвинов: Это тоже свидетельствует о том, что полис ОСАГО не работает и что идея обязательного страхования убита. А первоначально полис ОСАГО и нужен для того, чтобы не нужно было договариваться на дороге, не нужно было лишней словесной нервотрёпки между водителями. В.Чернышёва: Есть ли в практике Центра по защите прав потребителей случаи, когда покупатели полиса не смогли получить выплаты? Д.Литвинов: Буквально недавно закончилось одно из таких дел. Длилось оно ночи три года. Человек отсудился в Ульяновске, прошёл апелляцию. Страховая так и не выплачивала. Потребитель обратился в суд в Москве, прошло ещё полгода и в итоге свои деньги он получил. Хотя сумма была равноценна всем судебным расходам. В.Чернышёва: Решил судиться не ради денег, а из принципа? Д.Литвинов: Так бывает- он действительно не виноват, всё ему посчитали, решение суда есть, а выплат нет. В.Чернышёва: Но наверное, большинство тех, кто столкнётся с подобной ситуацией не будут обращаться в суд. Д.Литвинов: Конечно. А если и пойдут в суд, добьются решения и всё равно не получат выплаты, просо забудут об этом. А это подрыв отношение к судебной системе, к системе исполнения судебных решений и к власти в целом. В.Чернышёва: Разве страховщикам ничего не грозит, за не исполнение своих обязанностей? Д.Литвинов: Законодательно закреплены штрафы. И если внимательно почитать закон, то становится страшно за финансовое состояние страховщиков. Но существует ещё судебная практика, согласно которой задержка выплат на несколько лет, обернётся для страховой компании убытком до 10 тысяч максимум. Естественно, эти убытки никак не стимулируют эти компании исполнять свои обязательства по страховке. В.Чернышёва: А как обстоит ситуация с приобретением КАСКО? Ведь КАСКО это выплаты в более крупном размере, чем по полису ОСАГО. Д.Литвинов: По КАСКО больше выплаты, но по КАСКО и ОСАГО Вы страхуете совершенно разные риски. КАСКО- страхование Вашего имущества, а ОСАГО- страхование ответственности. Если по ОСАГО что-то случилось, платите не Вы если Вы виноваты, а страховая компания, а по КАСКО- что бы с Вашем имуществом не произошло, его стоимость будет Вам возмещена. Нужно страховать или не нужно? В принципе, страхование это один из элементов цивилизованности общества. Поэтому, если Вам есть что сохранять, лучше застраховать. В.Чернышёва: Какие компании выбирать? Д.Литвинов: Я для себя решил, что КАСКО я не приобретаю, риск слишком велик. А выбрать страховую компанию можно, если существует конкуренция . Сейчас конкуренции нет, поэтому к кому бы Вы не обратились, можете наткнуться на отказ в выплате по любому надуманному поводу. В.Чернышёва: Наверное менее рискованно обращаться в крупные страховые компании? Д.Литвинов: Сейчас одному из потребителей, который обратился в Центр по защите прав потребителей, отказала в выплате одна крупная компания, по совершенно надуманному основанию. О том, что основание надуманное и незаконное уже разъяснил Верховный Суд года два или три назад. Страховые компании действуют по простому принципу- отказываем всем, а кто добивается, тем выплачиваем. В.Чернышёва: Значит нужно быть человеком настойчивым и стрессоустойчивым. Д.Литвинов: Да. Вы оплатили свою страховку и больше не должны не о чём задумываться, а на самом деле- ничего подобного, Вам приходится задумываться, судиться, нанимать юристов и т.д. В.Чернышёва: Но ещё несколько лет назад эта ситуация не была настолько острой. Д.Литвинов: Да, не была. А если ситуация доходила до суда- это единичные случаи. В.Чернышёва: Значит, пока прогнозы увы печальные? Д.Литвинов: Пока да.
В.Чернышёва: Ещё один вопрос, связанный со страховкой, но уже из другой сферы. Многие покупатели жилья через ипотеку сталкиваются с тем, что банк заставляет их страховать жизнь, имущество и т.д. Что всё же необходимо страховать при заключении ипотечного договора? Д.Литвинов: Ипотечный договор- это кредит под залог недвижимости или под поручительство на недвижимость. Естественно, эту недвижимость нужно застраховать. Больше никаких обязательных страховок не существует. В.Чернышёва: Жизнь, здоровье к этому не относится? Д.Литвинов: Это опять навязывание услуг и дополнительная прибыль банку, а так же расходы и убытки для самих клиентов. Но этот вопрос легко решается при наличии конкуренции. В конкурентной среде если один из контрагентов, в нашем случае банк, начинает вести себя не добросовестно и навязывает какие-то дополнительные услуги, к нему больше ни кто не обратится и он разорится. Но так, как у нас конкуренции нет, все компании существующие на рынке, их не так много, скопировали друг у друга это не добросовестное поведение. В.Чернышёва: Что делать, если банк отказывается выдавать ипотечный кредит, без заключения дополнительной страховки? Д.Литвинов: Здесь хорошо сработала ФАС- в качестве доказательств в данной ситуации принимаются даже записи, сделанные на мобильный телефон в аудио или видео формате. Если с Вас требуют заключение дополнительных страховок- записывайте этот разговор. И опять же эту проблему может решить письменное обращение в банк. Письменное заявление обязывает банк ответить. И будьте уверены, ответ банка не будет содержать условие необходимости страхования жизни. В.Чернышёва: Как правильно написать заявление? Д.Литвинов: Прошу заключить со мной договор кредитования на таких то условиях. Первоначально Вы приходите в банк, там Вас консультируют, предоставляют примерные расчёты процентов и суммы, а после говорят о том, что бы кредит одобрили, лучше ещё застраховать жизнь. После Вы уходите и повторно обращайтесь в банк письменной форме, указывая условия кредитования и отказ от заключения договора страхования жизни. В.Чернышёва: Хочется напомнить, что необязательно, в случае страхования недвижимости при заключении договора ипотечного кредита, выбирать страховую компанию предложенную банком. Д.Литвинов: Да. Абсолютно верно. Можно выставить свои условия, которым должна соответствовать страховая компания, это называется сертифицирование. И банк просто не может запретить Вам выбирать иную страховую компанию. В.Чернышёва: В этом случае необходимо опять письменное обращение в банк? Д.Литвинов: Да. Лучше всего всегда и все наши шаги документировать и фиксировать на бумаге, в двух экземплярах, отправлять заказные письма по почте или передавать сотрудникам банка, которые должны в данном случае поставить подпись на экземпляре о получении обращения от Вас. В.Чернышёва: Живём в 21 веке, имеем столько гаджетов, но по прежнему необходимо и важно прибегать именно к общению через письма. Надеюсь, что у наших слушателей не будут возникать трудности при приобретении страховых полисов, и при заключении договора ипотечного кредитования. Денис Александрович, спасибо за интересный разговор. Я напомню, что сегодня в студии радио “2х2″ был руководитель Центра по защите прав потребителей– Денис Александрович Литвинов. Спасибо за внимание, оставайтесь с радио “2х2″. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
житель
Спасибо, хорошие разьяснения
Потребитель
Интересный материал. А можно узнать контакты Центра по защите прав потребителей? Хотел бы обратиться за помощью.
NePatriot
Даже знаем кто останется, а кто разорится. Останется, конечно, РОСГОССТРАХ” , т.к. у него всё схвачено и всё повязано в этом государстве. А УФАС – это пешка в игре, которая благодаря “решению” останется на плаву и дальше будет “существовать на всякий пожарный”.
А так, вообще-то правильнее “О” СТРАХОВКЕ, но это уже совсем другая история.
из города
Очередной бред.
Покупаешь машину в автосалоне, заплатил, получил документы, написал заявление на ОСАГО, подождал 7 рабочих дней до решения, за тем через дней 5 получил полис. Полмесяца машину не можешь зарегистрировать в ГИБДД.
Вот и сами раскрыли систему вымогательства.