Елена Сорокина
Как живут бывшие работники военного склада «31–й арсенал» спустя пять лет после взрывов.
С момента трагических событий на ульяновском складе военно-морского флота, расположенного в Заволжском районе, прошло пять лет. 13 ноября 2009 года в 16:00 при утилизации боеприпасов что-то пошло не так, и один за другим начали взрываться хранившиеся снаряды. Возникший пожар привел к дальнейшим взрывам боеприпасов. В результате погибли три человека, пострадали свыше 200 жилых домов, в том числе и старые общежития, находящиеся непосредственно на территории военного городка. В них, несмотря на ужас произошедших событий и разрушения, до сих пор живут люди.

«Закрою глаза, и снова все это вспоминается»

– Я в тот день заступила в наряд в первом карауле. С той злополучной пятницы даже фотография осталась — сделали ее буквально за пять часов до взрывов, — рассказывает «Русской планете» Юлия Борисова и достает альбом со снимками. На одном из них — сама Юлия в военной форме, каске и с оружием в руках, на лице — улыбка, в нижнем левом углу дата и время — 13 ноября 11:00. — Мы сначала сидели на вышках. Около четырех часов начались взрывы. Страшно, конечно, но покидать посты нельзя.

В военный городок Юлия с мужем приехали девять лет назад: супруг работал по контракту, поэтому семье дали комнату в общежитии № 3 по улице Балтийской. В 2008 году сына отдали в детсад, а сама женщина устроилась в ВОХР — охранять военное предприятие. День взрывов на арсенале, говорит Юлия, никогда не забудет.

– Закрою глаза, и снова все это вспоминается: все летало, взрывалось, связи с родными не было. Помню, мы с напарником бежали к вышкам, когда буквально в километре от нас случился второй взрыв, очень сильный как фейерверк. Мы остановились, переждали и потом рванули к вышке. Некоторые гражданские пытались перелезть через ограждение, через колючки, на территорию арсенала: не знали толком, где все происходит, думали спрятаться или сократить путь. Одного мужчину мы с напарником успели задержать, просили его не лезть в самое пекло. А утром уже над нами начали летать вертолеты, пришла другая смена. Заплакать я смогла только дома, — вспоминает Юлия.

Сегодня у женщины другая жизнь: после взрывов ее, как и многих других сотрудников, сократили. Она устроилась на работу в гипермаркет. Здание общежития, в котором Юлия проживает вместе с сыном, в ноябре прошлого года передали на баланс города.

– Все общежитие разваливается, никаких условий здесь нет: ни нормально сходить в туалет, ни горячей воды, — проводит экскурсию по дому Юлия. — Единственное, что сделали, так это заделали старые трубы, которые начали прорываться. А так — что топят тут, что не топят: в ночь, если морозно, в комнатах холодно, тепло на улицу все выходит. Дом надо либо капитально ремонтировать, либо расселять и сносить.

С трубами беда серьезная, подхватывает разговор еще одна жительница общежития Тамара Козлова. В этом доме она живет почти 20 лет. Так же, как и Юлия Борисова, работала в ВОХРе.

– Недавно на кухне холодная вода фонтаном била в потолок. Аварийку вызывали — никто не приехал, — рассказывает Тамара Козлова.

Съехать женщине некуда, средств на то, чтобы снять жилье, тоже нет. И даже вновь возобновившиеся взрывы, теперь от утилизации снарядов, не пугают.

– Там палят, но не так слышно, конечно, как пять лет назад. Уже не такие сильные взрывы, не страшно, да и деваться некуда. Мы привыкли ко всему, — говорит собеседница «Русской планеты».

Ее соседка Юлия Борисова тоже не в состоянии бросить квадратные метры в общежитии и снять квартиру с удобствами: после развода она вместе с сыном живет на одну зарплату.

– Если бы мне предложили квартиру, я бы с удовольствием переехала: столько пережить, столько терпеть! Девять лет мыть ребенка в тазике, самой так мыться. Выйти замуж за военного, прожить столько лет в общежитии, а потом Минобороны на тебя просто плюнуло, — говорит Юлия Борисова. — У нас даже с документами на жилье проблема. Сейчас просят технические паспорта, а они, говорят, были утеряны во время взрывов. У меня уже есть одно решение суда о том, что я имею право здесь проживать, а чтобы прописаться тоже нужно идти в суд.

«Аварийными нас так и не признали»

Не менее плачевная ситуация у жителей соседнего общежития № 2 на Балтийской. Из трех этажей два пустуют, на первом обитают около десяти семей. Прямо на входе провис деревянный потолок — того и гляди рухнет. В душевых, санузле и на кухне — разруха, как после войны.

– Удобств у нас никаких нет, горячей воды тоже — греем. Посуду моем в раковине в туалете. Раньше на общей кухне были плиты, но сейчас и их нет — у каждого в комнате своя маленькая. Обои отстают, потолки провисают, потому что везде сыро, — проводит нас по дому одна из его жительниц Олеся Швыдко.

Девушка вместе с мужем, маленьким сыном и свекровью проживает в одной из комнат общежития. В таких же условиях остальные семьи. Часть комнат пустует.

– Вот в этой был пожар, — открывает дверь в одно из помещений соседка Олеси Лидия. — Вообще, пожары уже дважды были, все из-за неисправной проводки.

– У меня под дверью стоит ведро с водой, — присоединяется к разговору Юлия Клинышева. — На всякий случай. В прошлый раз у соседей загорелась проводка, ладно, еще не спали. Вообще все разваливается: полы заплатками железными заделаны — крысы прогрызли, сырость постоянно, все прогнило.

В общежитии № 3 Юлия живет с 1989 года, в военной части проработала 18 лет. Говорит, все устраивало, а вот взрыв изменил всю жизнь: многих сократили, дома разрушились, а в 2013 и вовсе их здание передали в муниципалитет. За пять лет в лучшую сторону ничего не изменилось, только хуже стало, рассказывает Юлия Клинышева.

– Сразу после взрывов была информация, что выделят 300 с чем-то сертификатов на приобретение жилья для семей из наших домов. Мы даже заявления писали, где была проставлена сумма. Однако вскоре все это быстро свернули, в итоге нас никуда не переселили, — рассказывает Юлия. — Потом нами занималась военная прокуратура, было даже решение суда о том, чтобы арсенал провел капитальный ремонт, но и это ни во что не вылилось. А сейчас дом в ведении города, за нами закреплена управляющая компания «Арсенал». Правда, аварийными нас так и не признали. Для этого прежде нужно заключить договора соцнайма, а в них нам отказывают: говорят, не пугайтесь, собирайте документы, подавайте в суд, потом можно будет и на признание здания аварийным претендовать. Канитель такая. Одна волокита, кидают нас из стороны в сторону.

– А куда нам деваться? Деваться вообще некуда! — добавляет Лидия. — Мы сюда устраивались, думали квартиры получить. Сначала в общежитии дали комнаты, обещали жилье, документы собирали через Минобороны, а потом объявили, что все. Мы остались совершенно без всего!

«Нужно менять управляющую компанию»

Последние три дома из ведения арсенала в муниципалитет перевели в ноябре 2013 года, сообщил «Русской планете» председатель комитета ЖКХ администрации Ульяновска Андрей Чернецов. Это старые общежития №№ 2, 3 и 3а по улице Балтийской. Их обслуживанием занимается частная управляющая компания «Арсенал».

– Работа управляющей компании оставляет желать лучшего: плохое обслуживание, содержание инженерных сетей (труб, электрики). Мы провели анализ всех обращений, решение есть — это перевод домов из частных рук в муниципальную управляющую компанию, у которой цель не прибыль заработать, а создать максимально благоприятные условия для людей. В ближайшее время мы будем планомерно переводить их в УК Заволжского района, подсчитаем всех расходы, составим перечень работ, которые необходимо провести, — рассказал собеседник «Русской планеты».

По его словам, жилой фонд, переданный городу от военного объекта, действительно в ветхом состоянии. Девять домов на соседней улице Академика Павлова были признаны аварийными, свыше 100 семей переселили в новые квартиры.