Какие только мероприятия ни проводятся в стране и области, направленные на повышение грамотности людей: и тотальные диктанты, и сочинения, приуроченные к определенному дню, и дни русского языка… Только все бесполезно. Даже обычная прогулка по центру города превращается в поиск ошибок – на вывесках, в рекламе и т.д.
Иду мимо ЦУМа. Из динамиков – громкая реклама, где двое, муж и жена по сценарию, обсуждают свои насущные проблемы.
– Дорогая, а не пора ли нам купить новый шкаф? – спрашивает муж.
– Но, дорогой, его нечем заполнять – мне же совершенно нечего одеть! – отвечает жена, видимо, не подозревая, что «одевать» в данном случае совершенно неуместно. К сожалению, ошибка в употреблении слов «одевать» и «надевать», пожалуй, вторая по распространенности после неправильного ударения в слове «звонит». Эти ошибки мы слышим постоянно: крайне редко можно услышать правильное произношение. Причем в случае с «одевать-надевать» запомнить различие совсем не сложно: одевают во что-то, а надевают – что-то.
Гуляем дальше. Напротив «Амаранта» – афиша, которая, вероятно, и в других уголках города выполнена в таком же виде: исполнитель такой-то споет на концерте песни из нового альбома, а ТАК ЖЕ старые хиты. То есть все песни исполнителя настолько похожи друг на друга, что исполнит он их «так же» – употребляется этот оборот обычно в значении «таким же образом». В случае с вывеской писать нужно было слитно – «также».
Еще одна распространенная ошибка, которую видел и в частной школе по изучению английского языка, и в церквях, и в столовых, и где только ни видел: «прейскурант цен». Ничего крамольного, на первый взгляд, нет, но на самом деле слово «прейскурант» и так означает «список цен», второе слово к нему добавлять не нужно. Такая речевая ошибка называется «плеоназм», и относятся к ней даже такие выражения, как «самый лучший», «сжатый кулак», «идти пешком». Но эти обороты настолько влились в нашу речь, что их просто не замечают. В случае с прейскурантом ошибка совсем грубая – люди просто используют слово, не понимая до конца его значение.
Интересно читать различные буклеты, распространяемые торговыми сетями: например, «Пятерочка +» недавно рассказала, что один из продуктов продается по сниженным ценам. Надпись была сопровождена фотографией. И вот что интересно: на этикетке в названии значилось «серебряный», а под фотографией – «серебрянный». Хоть бы на этикетку посмотрели! (Правильно – серебряный.) До сих пор все смеются над плакатом возле кинотеатра «Люмьер», где свои услуги предлагают некие «жестяньщики». Конечно, им по роду своей деятельности не обязательно хорошо знать русский язык, но ошибка такого рода просто смешна. (Правильно – жестянщики.) Комический эффект достигается и за счет так называемых «омографов» – слов с общим написанием, но разным звучанием и значением. Вот рекламный плакат, который видели, наверное, все – некто ищет стоматологов и крупными буквами заявляет: «Плачу дорого!». Непонятно, то ли владелец частной клиники набирает себе персонал, то ли ищет хорошего врача, чтобы вылечить больной зуб -все зависит от постановки ударения.
Ян Гуров
Варяг
Что уж говорить, если на остановках написано “улица Камышенская”.
Раскулаченный
Да вот лучший пример грамотности от журналистов… )))
http://pikabu.ru/view/putin_nashel_svyaz_mezhdu_prostatoy_i__2849670
Людмила Ляшенко
Спасибо за статью!Но только даже в ней обнаруживается некоторая путаница. О каком русском языке идет речь? Устном или письменном? В щколе все изучают ПИСЬМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык,орфоэпией и практической стилистикой занимаются очень мало.Правила, правила… У детей они вызывают отторжение и скуку. Все эти всероссийские диктанты, тесты опять-таки проверяют знания ПИСЬМЕННОГО языка. Но ведь при написании может помочь компьютерное редактирование, а при разговоре что поможет? В нашей Школе речевого мастерства,а она уже 8 лет существует(!), мы изучаем УСТНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, раскрываем его красоту, стараемся привить любовь к нему!Представляете, мне студент 3 курса филфака сказал: “А я и не знал, что русский язык это так интересно!” А из интереса вытекает и желание узнать больше, уже и до грамматики доходит дело! Так что не надо винить всех подряд, вините тех, кто никак не может найти правильный подход к изучению нашего родного языка.
Ye-Ye
“Ничего личного, только бизнес!”
Sidorov
Не знаю, как с устным, а с письменным у Людмилы Ляшенко проблемы. Много ошибок.
Зато
она знает за орфоэпию
Кляуза
И автор прав, и Людмила Ляшенко. Но ведь и у вас, уважаемые, в тексте есть ошибки!
грамотей -десятник
Я раз пять коммент Ляшенко прочитал,вместо ш-щ стоит, запятой вроде не хватает,а где ещё ошибки, да много? Ну, не нравится она вам -так и пишите, а зачем тень на плетень наводить? Люди, которые писать не умеют, и правда поверят!
Кляуза
Я не знаю, сколько раз вы читали сей опус, но и автор, и Ляшенко не имеют понятия о грамматическом управлении. Мне не нравится и то, что поучает нас человек, не имеющий специального филологического образования. К тому же, не слишком нравственно пристраивать рекламу своего сомнительного по качеству бизнеса под видом заботы о чистоте языка.
Sidorov
Может быть, она мне и нравится, но я её вообще не знаю.
По-моему, даже те, кто не умеют ни писать, ни читать, знают, что слова друг от друга должны отделяться пробелами.
Sidorov
А в предложении: “А я и не знал, что русский язык – это так интересно!” – уважаемая Людмила Ляшенко не поставила тире.
бабушка
Внуку во втором классе задали омонимы -синонимы-антонимы! зачем? Это же в старших классах проходили! Ляшенко на все сто права!
грамотей- десятник
Вот-вот, вы своим управлением и вызываете к языку отвращение, Чехова почитайте, у него порой такое управление, и такие фразеологизмы, вы бы ему точно два влепили!А зависть из ваших комментов так и льется (хотел сказать”прёт”), но уж больно боюсь ваш нежный филологический слух обидеть!
Кляуза
Чему завидовать? Мне моё филологическое образование помогает читать даже Ляшенко. Просто я не понимаю, чему она может научить? Её занятия – сплошное дилетантство, не подкреплённое профессиональным подходом к делу. Помню, как на телевидении мучились, ставя ей речь. А уж сравнивать Чехова с Ляшенко – вам самому не смешно? Ведь у классика ещё и мысли были, и тонкая ирония, позволявшая ему “играть” со словами. Где вы это увидели у Ляшенко? Беспомощная речь и потуги на важность. Вы говорите впустую, а я только по факту. В этом и разница, не пыжьтесь зря.
Ye-Ye
Особое восхищение вызвало сообщение м-м Ляшенко (в бытность работы её на местном ТВ), в котором она назвала День молодежи ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ праздником молодежи, что подтверждает её тезис о том, что диплом (в том числе, и кандидата наук),”увы, профессионализма не добавляет”.
Людмила Ляшенко
Пожалуйста, не надо спорить!Каждый делает свое дело как может! Просто педагоги нашей Школы(кандидаты педагогических и филологических наук, засл раб. культуры РФ, отличники образования) делают своё дело с душой!Вам, наверное, трудно поверить, но за 30 лет работы на ТВ я русский язык полюбила по-настоящему, а диплом,увы,профессионализма не добавляет! Всего вам доброго и спасибо за неожиданную рекламу!
Кляуза
Так не этого ли вы и добивались? Цель достигнута, и главное – бесплатно.
Людмила Ляшенко
Ещё раз лично Вам большое спасибо!
Кляуза
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…
(И. А. Крылов)
грамотей-десятник
3:0! Чистая победа Ляшенко! Молоток!
Кляуза
И в чём победа? Разве только в том, что бесплатно рекламку тиснула. Видно, доход невелик, раз экономит на рекламе.
бабушка
А статью тоже Ляшенко написала, там вроде Ян автор? А кляуза молодец, хорошо её помогла, я теперь туда внука отведу, не подскажете адрес?
Ye-Ye
При такой “грамотной” бабушке, которая “падежов не знает”, и не менее “грамотной” преподавательнице вряд ли внука ожидает успех… Соболезнуем.
Vilka
кстати, это звуковая реклама у цума – просто полный колхоз
пора убирать этот треш
случайно прочитала…
всю дискуссию. Впрочем, как и все за последнее время,дискуссией это не назовёшь, какая-то бессмысленная перепалка. Один человек под своим именем ( ЯН) написал о том, что его волнует. Другой под своим именем попытался продолжить тему, разумно на эту же тему порассуждать( Ляшенко), тут же появляются злобные, завистливые анонимные тролли и все сводят к личным отношениям. Сразу понятно, что им русский язык “до лампочки”, а вот личного врага “замочить”, ошибочки подсчитать, хоть как-то уколоть-самое то. Людмила, вы не читайте их глупости, успокойтесь, у вас все хорошо, работайте на здоровье,бог вам в помощь!
Кляуза
Кстати, почему вы, такая правильная, тоже скрыли своё имя? Скажу и о статье. По содержанию – всё точно, но ведь и о форме забывать не следует. И почему я тролль? Меня волнует не Ляшенко (не та персона), а общая наша русская проблема: дилетанты постоянно лезут не в своё дело. Посмотрите шире – кто у нас в ульяновском ( и не только) правительстве работает по специальности, кто умеет профессионально выполнять поручения, кому можно доверить дело и не проверять каждый шаг (чтоб не напортачили и не украли)? Ответьте честно – не в этом ли проблемы и всего нашего государства, когда каждый недоучка стремится руководить (руками водить). А такой аргумент, как зависть, говорит лишь о вашей несостоятельности, это самый глупый аргумент из всех, которые можно привести. Может быть, вас это удивит, но у многих людей есть и другие ценности, кроме как пролезть в депутаты и стать медийной личностью.
Кляузе от И.А. Крылова
Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…
Кляуза
А кто слон-то? Уточните. Кстати, слона ВОДИЛИ, если что. На верёвочке.Неувязочка у вас.
Жан Миндубаев
Всем хочу дать один универсальный совет, до меня давно данный классиками русской и нерусской словесности: “Чтение- вот лучшее учение!”
И.А.Крылов
Ну, вы, бабуся, совсем “С катушек” съехали.Самого классика пытаетесь интерпретировать!Моська – это символ бессильности, злобы и зависти. А кто тут этим грешит, всем понятно.Одним словом, кляуза.
Кляуза
Про зависть я уже писала выше, но вы, видимо, необучаемый. И какая я вам старушка? А слон-то всё равно – на верёвочке. Его водили напоказ. Так ведь я и говорю о показушности некоторых особ, о несоответствии их слоновьей важности реальной значимости. Интересно ещё, кто водил. И на чью потеху? Читайте текст, батенька!