Депутатами ЗСО во втором чтении принят бюджет Ульяновской области на 2015 год. Фактически, стоит признать, что областной бюджет на будущий год — это бюджет выживания, что сразу же исключает какие-либо его трактовки. Ситуация такова, что у области в плане бюджетного планирования практически нет никаких возможностей для серьезных маневров — вся структура расходов фактически диктуется федералами. И это индикатор — в подобных условиях нам придется жить в ближайшие годы. А может быть и вообще всегда. Чего стоит ожидать и чего стоит бояться?
По итогам 2014 года наверняка опять будет отмечено сокращение налоговых поступлений в бюджет области по сравнению с прогнозами. Ситуация в ближайшие годы не изменится. Предприятия — основные источники налоговых поступлений – сокращают обороты. Характерно, что сегодня губернатор среди основных налогоплательщиков области не назвал компанию «Волга-Днепр», которая все последние годы лидировала по объему налоговых поступлений в областной бюджет. Теперь все иначе — объемы перевозок «Волга-Днепра» очень серьёзно упали, по неофициальной информации испытывает компания и проблемы с запасными частями и обслуживанием своего авиапарка. Ожидать улучшения ситуации в ближайшие годы (если будет продолжаться политика санкций в отношении России) не приходится. Не намного лучше дела и у «УАЗа», «Нафты» и «ДААЗа». У «Нафты» намечается снижение объемов добычи, «УАЗ» и «ДААЗ» страдают от спада автомобильного рынка.
Малый бизнес
Надежды на малый и средний бизнес тоже нет — практически весь подобный бизнес в Ульяновске занят обслуживанием населения в том или ином виде, то есть завязан на деньгах в кубышках народа. Кубышки неизбежно опорожняются, а новых источников дохода у населения не прибавляется. Следовательно, уже в следующем году может возникнуть системный кризис в главных отраслях, где активничают ульяновские предприниматели, – торговле и строительстве.
В этой связи динамика роста, заложенная в бюджетные прогнозы, выглядит излишне оптимистичной. Инерции роста объемов вводимого жилья и объемов торговли вряд ли хватит надолго. К 2016 году можно ожидать начала стагнации рынка — вводимое жилье и торговые площади попросту некому будет покупать. Реализация такого сценария неизбежно приведет к росту кредиторской задолженности, которая отразится на финансовых показателях отрасли. Следовательно, уже ко второй половине 2015 года можно ожидать резкого спада налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса.
Резервы
Исключением могли бы стать компании, занимающиеся разработкой инновационных и прорывных технологий, капитализация которых не зависит напрямую от уровня зарплат и толщины кубышек населения. Ориентированные на внешние по отношению к области рынки, такие компании могли бы демонстрировать рост даже в условиях кризиса. Но питательной среды для таких компаний в области создано не было. Небольшие исключения (наподобие наноцентра) оказались лишь реакцией на федеральные тренды и не смогли обеспечить резкого скачка развития наукоемких компаний.
Остаётся признать, что резервов в области не осталось, что в полной мере подтверждает и проект бюджета.
В первом приближении ситуация выглядит так: все советское наследство практически проели, но ничего нового взамен не появилось, а все планы развития с неизбежностью заканчиваются планами по застройке земельных участков (тоже советского наследства).
Налоги
При этом губернатор заявил о том, что налоги в области повышаться не будут. По задумке, это должно способствовать развитию бизнеса. Но насколько реалистичны эти обещания?
В последние месяцы на федеральном уровне активно думают над тем, как в условиях падения экономики исполнять бюджет. Естественно, что в подобных условиях увеличение дотаций регионам выглядит фантастикой. Значит, им надо дать новые инструменты для увеличения собственных доходов. И такие инструменты разработаны — уже введены торговые сборы, на подходе введение в Налоговый кодекс изменений, которые лишат регионы возможности давать налоговые льготы инвесторам, идут разговоры и об увеличении НДФЛ и возврате налога с продаж… Наверняка, этим список инструментов не ограничится.
Как может глубоко дотационная Ульяновская область остаться в стороне и не применять их? Вопрос кажется риторическим, поэтому не стоит рассматривать обещания губернатора как долгосрочные. Рано или поздно налоговая нагрузка на местный бизнес возрастет. Если не случится чуда, то это попросту неизбежно.
При этом под удар в первую очередь попадут слабые. Например, торговый сбор (завязанный не на обороты, а просто на торговые площади) в первую очередь ударит по тем предпринимателям, которые из-за кризиса испытают спад продаж. Выручка и обороты падают? Не волнует — торговые сборы плати с квадратного метра.
Реакция бизнеса на подобные решения очевидна — сильные игроки будут искать способы обойти новые налоги, а слабые неизбежно уйдут в тень.
Тень
В бюджете на 2015 год на выплаты по медицинскому страхованию для неработающего населения заложено 3,7 миллиарда рублей. Речь идет не только о детях, студентах, инвалидах и пенсионерах, но и о весьма значительной доли «теневеков», которые не числятся ни в числе работающих, ни в числе безработных. Статистика скромно называет их «ведущими домашнее хозяйство», «не высказавшими желание работать», размазывает по строкам учета индивидуальных предпринимателей (половина из которых сдает нулевые декларации и подчас «забывает» платить взносы в фонды). В последние 2-3 года количество таких людей в области растет усиленными темпами. По итогам 2014 года вполне можно ожидать, что в тень уйдет до трети всех работающих.
Естественно, что эта тенденция в ближайшем будущем не изменится — вахтовиков, отходников, кустарей и надомников будет только больше. Следовательно, возрастет и нагрузка на бюджет — одновременно с падением сбора НДФЛ области придется закладывать все большие и большие суммы на компенсацию медицинского страхования.
Петля стабильности
Впрочем, увеличение этой расходной строки в 2016-2018 годах неизбежно даже в том случае, если внезапно «теневики» начнут выходить «на свет». Согласно демографическим прогнозам (вполне официальным), уже к 2016 году количество трудоспособного населения в области вплотную приблизится к количеству детей и пенсионеров. И все это на фоне уменьшения общего количества населения. Даже если внезапно произойдет очередное чудо, и цифры из Концепции демографического развития, созданной в области, окажутся реальными, расходы социального блока бюджета будут постоянно расти. Ведь демографию планируется улучшать в первую очередь не за счет взрыва рождаемости (на это никто не рассчитывает), а за счет увеличения средней продолжительности жизни за счет улучшения медицинского обслуживания, мер социального реагирования и т. д.
Очевиден постепенный переход к «бюджету дома престарелых».
Общий вектор неизбежности выбора единственно возможной стратегии бюджетного планирования закрепляется и необходимостью исполнения майских указов Путина, что в условиях социального «бюджета стабильности» неизбежно приводит к возникновению замкнутой петли бюджетных расходов и доходов.
Эта петля хорошо заметна по промежуточным итогам исполнения бюджета 2013-2014 — увеличение сборов НДФЛ происходит практически синхронно с… повышением зарплат бюджетников. Налицо возникновение замкнутого цикла, разорвать который в ближайшие годы явно не получится. Более того, с ростом теневой занятости может сложиться ситуация, когда основными плательщиками НДФЛ окажутся бюджетники или сотрудники тех предприятий, которые напрямую завязаны на государство. Пожалуй, эту простую и понятную схему вполне можно назвать стабильностью. Завязанную, впрочем, исключительно на лояльность к области федерального центра.
В ближайшие годы перед руководством области (при сохранении существующих трендов) стоит лишь одна главная задача — стоять в Москве с протянутой рукой. Без дополнительных федеральных денег бюджет просто не исполнить.
Этот факт подтверждается и осознанным недофинансированием практически всех областных государственных программ. Без дополнительных денег их просто не исполнить. Это означает, что в случае отказа Москвы выделить дополнительные деньги области, регион может остаться и без переселения из аварийного жилья, и без минимальной модернизации медицины и с финансовой пирамидой вместо программы капитального ремонта жилья. Кроме того, несложно заметить, что областные программы – это не отражение некой стратегии развития региона, а по большей части прямое следование федеральным тенденциям. Подан сигнал – область отработала.
Будут ли выборы?
В новом бюджете изначально заложены заведомо возросшие расходы на различного рода пиар — на финансирование СМИ, на различные «патриотизмы» и «воспитания» и т. д. Первая мысль выглядит очевидной — все это необходимо для того, чтобы подготовить почву для досрочных выборов губернатора уже в 2015 году.
Но на самом деле сам возможный факт этих выборов не имеет никакого значения — при любом развитии событий бюджетная стратегия была бы похожей.
Как мы отметили, в ближайшее время области крайне важно выбить дополнительные деньги. А сделать это можно лишь четко подавая правильные сигналы о своем 100% следовании трендам и демонстрируя правильную отчетность «стараемся, но реальность вносит коррективы». По факту это означает то, что неизбежно будет продолжена политика работы на опережение, которую область исповедует последние лет 5 как минимум. Любой федеральный тренд будет тут же восприниматься и отрабатываться так, чтобы успеть опередить как минимум соседей по ПФО. Для создания этой дымовой завесы и понадобятся дополнительные деньги. С выборами или без выборов — не важно.
Естественно, что подобная гонка неизбежно ведет к вымыванию смыслов — ни о какой единой политике говорить уже не приходится, уже сейчас осталось лишь реагирование на сигналы. При этом реагирование настолько точечное, что практически все решения и действия, если рассмотреть их комплексно, зачастую противоречат друг другу.
Но все так и останется — мы будем продолжать бороться со всем непонятным и новым, одновременно рассуждая про инновации и инвестиции, развивать общинность через духовное воспитание, одновременно говоря о важности насквозь индивидуалистического малого бизнеса, проводить Дни отцов и вечера семьи, не находя денег на модернизацию больниц и детских садов и т. д. Главное — это самим не поверить в то, что за этой дымовой завесой стоит что-то реальное кроме правильных сигналов в параллельный мир. Настало время, когда все все понимают — думают одно, говорят второе, а делают — третье, зачастую противоположное. Главное в этой игре выиграть и получить главный приз — федеральные деньги.