22 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка – советского авиаконструктора с мировой известностью Николая Григорьевича Зырина.
Накануне этой даты ульяновскую городскую библиотеку №2 – будущую авиационно-космическую библиотеку им. Н.Г. Зырина – посетили дочь авиаконструктора Галина Зырина и его внук Николай с женой, приехавшие из Москвы.
С любовью к авиации
Потомки Зырина были рады, что в Ульяновске помнят их отца и деда, и обещали быть на открытии библиотеки уже в ее новом качестве.
Произойти это должно в первом квартале 2015 года. Библиотека выиграла грант Фонда «Ульяновск – культурная столица» в 200 тысяч рублей на создание авиационно-космического зала с музейной экспозицией о Николае Григорьевиче Зырине. Библиотекари рассчитывают получить эти деньги уже в декабре. Они давно занимаются изучением авиационной и космической темы, ее популяризацией – особенно среди молодых читателей.
На вечере в библиотеке, который был посвящен 105-летию со дня рождения Николая Зырина, подвели итоги районного конкурса «Построй свой самолет», проводимого заводом «Авиастар». В конкурсе приняли участие более 20 ребят, уже с детства мечтающих об авиации. Победителем конкурса стал четвероклассник из школы №50 Игорь Макаров. Он получил заслуженный приз из рук Галины Николаевны Зыриной.
Родственники легендарного авиаконструктора поделились в библиотеке воспоминаниями о нем О своей работе, по их словам, Николай Григорьевич не распространялся, поскольку она была секретной. Дома из-за большой занятости бывал мало. Когда вышел на пенсию, любил ездить на дачу, копаться в саду. Был строгим и в то же время очень душевным. Родину свою – село Измайлово – не забывал. Считал, что ульяновский рабфак дал ему путевку в жизнь.
Внук Зырина Николай Владимирович рассказал, что и у него самого проявилась любовь к авиации. Он, как и дед, долгое время работал в ОКБ Сухого. Брат Николая Владимировича по сей день работает в авиации.
В библиотеку гости приехали не с пустыми руками. Зырины подарили книги, которые читал Николай Григорьевич, а также книги по авиации. Во врем я презентации дизайн-макета проекта «Авиационно-космическая библиотека» дизайнер Надежда Корчагина упомянула, что хорошо бы, для полного погружения в тему, раздобыть кресло пилота или какие-то другие предметы, для того чтобы детишки могли себя почувствовать настоящими авиаторами. Внук Зырина идею поддержал: «Кресло не могу обещать, но я постараюсь что-нибудь найти».
Путевку в жизнь дал рабфак
Простой парень Николай Зы-рин обрел крылья благодаря мечте, таланту и трудолюбию.
Он родился 22 ноября 1909 года в селе Измайлово (ныне – Барышский район Ульяновской области). После окончания сельской школы работал на текстильной фабрике, был активным комсомольцем. В 1928 году Зырин поступил в Ульяновске на рабфак. Как писал он впоследствии, день поступления для него «стал самым счастливым». Любимыми предметами будущего конструктора были физика, математика и черчение.
После рабфака молодой человек поступает в Московский авиационный институт, который заканчивает в 1936 году инженером-механиком по самолетостроению.
Во время войны конструктор работал на авиационном заводе в Казани, совершенствуя знаменитые «пешки» – Пе-2. Эти самолеты были самыми массовыми советскими бомбардировщиками, участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. За работу по улучшению «пешек» Зырин был награжден орденами Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени.
Участвовал он и в создании беспилотных самолетов-снарядов (крылатых ракет), и первого отечественного зенитно-ракетно-го комплекса ПВО С-25, и первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух – воздух» РС-1У.
Но Николай Григорьевич всегда чувствовал себя именно авиаконструктором и стремился вернуться к проектированию самолетов. В 1956 году ему удалось вернуться в авиационное бюро – ОКБ Сухого. Здесь он проработал почти 30 лет. Именно под его руководством проводились работы по постройке всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17. За это время были созданы 15 модификаций, а Су-7 стал одним из самых долго-живущих военных самолетов в мире: он использовался в нашей армии до 1997 года.
Под руководством Зырина было выпущено пять тысяч самолетов. Таким достижением может похвастаться не каждый конструктор.
Коллеги с теплотой вспоминали Николая Григорьевича: «Каким он был руководителем! Интеллигентный, тактичный и мягкий в обращении человек».
За заслуги в области авиастроения Зырин был удостоен ордена Ленина, стал лауреатом Ленинской премии, Государственной премии, получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, медалей «Золотая Звезда» и «Серп и Молот».
По материалам, представленным заведующей библиотекой №2 Светланой Максимовой