20 ноября, в Совете Федерации, Анатолий Бакаев выступил на заседании Комиссии Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции.

Председатель Законодательного Собрания рассказал об антикоррупционной работе, проводимой в Ульяновской области. Опыт признан уникальным, и руководители региональных парламентов предложили распространить его на все субъекты РФ. Профилактикой коррупции занимаются различные ведомства. Чтобы эти усилия были согласованными, в 2009 году Законодательное Собрание, поддержав предложение Губернатора Сергея Морозова о едином координационном центре, учредило государственную должность – уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области.

– Мы стали единственным субъектом в Российской Федерации, где такая должность была введена, – рассказал коллегам Анатолий Бакаев. – А к созданию правовых основ для профилактики коррупции Ульяновская область приступила еще до принятия соответствующих актов на федеральном уровне.

В 2007 году был создан региональный координационный совет по реализации антикоррупционной политики, и, за полтора года до соответствующего федерального закона, впервые принят закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

Последовательно внедрялись областные, ведомственные и муниципальные целевые программы, институт уполномоченного по противодействию коррупции прошел стадию организационного становления и ряд правовых изменений. Действующий сегодня закон «О противодействии коррупции в Ульяновской области» (от 20.07.2012 № 89-ЗО) устанавливает, что уполномоченный назначается и освобождается Законодательным Собранием (голосование – тайное). Среди его обязанностей – ежегодный «Сводный отчет о результатах участия госорганов области в проведении единой государственной антикоррупционной политики». Отчет представляется Губернатору, Законодательному Собранию, областной Общественной палате и размещается на сайте Палаты справедливости и общественного контроля, в которую теперь входит уполномоченный.

Структуры по противодействию коррупции сформированы в каждом исполнительном органе государственной власти и органах местного самоуправления, что позволило ввести антикоррупционную профилактику в число обязательных действий. Общественные представители уполномоченного назначены во всех муниципальных образованиях, в 361 населенном пункте области.

– Закономерен вопрос, насколько эффективна данная система, – подчеркнул, обращаясь к законодателям страны, Анатолий Бакаев. – Укрепляется доверие к уполномоченному по противодействию коррупции. Только в 2014 году к Александру Яшину, в прошлом опытному сотруднику правоохранительных органов, поступило около ста обращений граждан и, по результатам проверок, возбуждено 12 уголовных дел. Сошлюсь также на мнение прокуратуры, которая отмечает, что в Ульяновской области заметно снизился уровень коррупционных факторов, выявляемых в содержании нормативно-правовых актов. Словом, наш антикоррупционный институт действует, хотя и требует дальнейшего совершенствования, ведь формализм живуч не менее коррупции.

Необходимо отметить, что, согласно исследованиям общественного фонда «ИНДЕМ», Ульяновская область вошла в число субъектов РФ с низким уровнем бытовой коррупции. Но при этом, по результатам социологических опросов, нынешнее активное поколение полагает коррупцию чуть ли не нормой жизни, ведь деньги и подарки преподносятся врачам, учителям не реже, чем чиновникам. СМИ постоянно сообщают о тех, кого поймали на получении подношений, но в информационном поле практически нет ничего о тех, кто дает взятки или способствует коммерческому подкупу.

Делясь с коллегами опытом Ульяновской области, Анатолий Бакаев предложил внести изменения в федеральное законодательство. В частности, ужесточить в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность взяткодателя и установить уголовную ответственность посредника.
Члены комиссии попросили подготовить для них подробные материалы по ульяновскому опыту, в том числе – о Палате справедливости и общественного контроля, созданной региональным законом также впервые в России. А председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, присутствовавший на заседании, заявил, что вопрос о введении должности уполномоченного по противодействию коррупции в регионах страны необходимо через Совет законодателей РФ внести на обсуждение в Федеральное Собрание.