На прошлой неделе в Ульяновске впервые состоялся областной форум приемных семей. Дети и их приемные родители поучаствовали в различных мастер-площадках – в том числе тех, где можно было поделиться опытом, рассказать о своих проблемах и достижениях.
Всего на форум приехали более двухсот человек – замещающие и приемные семьи, сотрудники благотворительных фондов, руководители детских домов, представители духовенства и общественности.
Основным событием – и по результатам, и по эмоциональному накалу – стал «круглый стол», проведенный под председательством губернатора Сергея Морозова. На этой встрече семьи вспоминали о том, как и почему у них появились приемные дети, с какими трудностями они столкнулись и какие проблемы вынуждены решать сейчас.
Жительница Ульяновска Навоева Светлана и ее приемная дочь Даша:
– Нам очень понравилось на форуме, особенно по душе пришлись мастер-классы. Дочка научилась делать искусственные цветы. Я же впервые услышала о существовании городского клуба приемных родителей – буду туда обязательно вступать.
«Оттаявшие» дети
– Первые мысли о том, чтобы взять приемного ребенка, у меня появились в 2006 году, – рассказывает Светлана Юркина из села Водорацкое Барышского района. – Я уже тогда воспитывала родную дочку. Она стала подрастать, и я поняла, что есть силы и желание воспитывать других детей. Так в моей семье появился сын Леша.
Семья Юркиных начала ездить в Новодольский детский дом – «присматриваться».
– Леша потом мне говорил (когда я впервые его увидела, ему исполнилось 10 лет): «Ты вошла, на меня взглянула, а у меня в груди больно стало. И я понял, что ты приехала за мной!».
До того, как попасть в детский дом, Леша жил в сарае с собачкой, которая иногда приносила ему хлеб. К тому моменту, когда его забрали в Новый Дол, его старшие брат и сестра уже умерли.
Сейчас Алексею 18 лет, и приемные родители им гордятся.
– Вы знаете, на скопленные средства он недавно самостоятельно купил косилку и все лето косил траву. У нас теперь корова, два бычка, стадо коз, свиньи. Он говорит мне: «Мама, я никуда не хочу уезжать и жить буду в нашем селе!».
Кстати, в связи с этим желанием Леши губернатор Сергей Морозов пообещал помочь приобрести семье Юркиных дом в Водорацком.
На сложности с решением данного вопроса внимание главы региона обратила председатель областного опекунского совета Мария Писарева.
– В настоящий момент, согласно законодательству, для достигших совершеннолетия детей-сирот и ребятишек, оставшихся без попечения родителей, государство приобретает квартиры. Нельзя ли это как-то скорректировать – так, чтобы возможно было бы приобретать для них и дома в селе? – спросила Писарева.
Губернатор пообещал решить эту проблему, а также сообщил, что только в 2014 году более ста детей-сирот нашего региона получат свои квартиры.
– Мы планируем в течение ближайших трех лет выделить более тысячи таких квартир, – заявил глава региона.
Кстати, у семьи Юркиных после Леши появилось еще двое приемных детей – сейчас им уже по 11 лет. Один из них был из татарской семьи и ни слова не знал по-русски. В настоящее время мальчик учится на «четыре» и «пять», а также хорошо рисует.
– Два года назад мы взяли к себе еще и Яночку. Ее родная мать дважды возвращала девочку в детдом. Долгое время Яночка была очень «закрытой», вообще никак меня не называла. А позавчера впервые услышала от нее: «Мама»! «Оттаяла»? значит…
Не стоит бояться
Тему продолжили представители Барышского клуба приемных семей «Мамонтенок». В этом клубе состоzт уже 39 семей. Именно «Мамонтенок» является организатором областного слета семейных общественных организаций, который в 2014 году проходил уже в третий раз. Надо сказать, что в Ульяновской области в настоящий момент создано уже 18 подобных клубов.
В свою очередь глава еще одного приемного семейства – Наталья Примак – указала на такую проблему, как информационный голод.
– Нужно больше рассказывать о приемных семьях – так, чтобы люди не боялись принимать в свою семью неродных детей. Конечно, сами приемные семьи знают обо всех проблемах – например, куда обратиться за помощью и с какими документами. Но остальные – те, кто только раздумывает о том, чтобы решиться на такой шаг, – часто испытывают самый настоящий информационный голод.
Наталья рассказала о том, как она сама встретилась со своей будущей приемной дочкой.
– Свою Кристину я увидела впервые, когда она к нам приехала вместе с детским домом «Орбита». Я поняла, что только она мне и нужна. Сначала мне отказали, потому что были еще старшие дети. Троих я бы не потянула, так как воспитываю еще свою родную дочь. Но затем старшие дети согласились на разделение. Сейчас моей Кристине уже 18 лет – настоящая невеста! А когда я ее брала, я даже не знала, что государство и регион помогают растить таких детей. И это неправильно: люди должны знать, что помощь им обязательно окажут!
Заместитель областного министра здравоохранения и социального развития Екатерина Сморода напомнила о том, что для родителей, принявших в свою семью ребенка, предусмотрено единовременное пособие в размере ста тысяч рублей. Также ежемесячно на содержание ребенка в приемной семье выплачивается 6815 рублей, а приемные родители получают вознаграждение – 4830 рублей. В регионе действуют и другие меры соцподдержки – к примеру, возмещение расходов на обучение, компенсация проезда в лечебные и образовательные учреждения.
Губернатор Сергей Морозов на этой же встрече сообщил о том, что в 2015 году планируется принять два региональных закона, в соответствии с которыми дополнительные материальные выплаты будут предоставляться приемным родителям, которые воспитывают детей-инвалидов, а также усыновившим детей среднего и старшего школьного возраста.
Про осинки и апельсинки
Любопытно, что многие приемные семьи отмечают четкое изменение в отношении окружающих к самому феномену усыновления.
– Так, когда я в 1998 году взяла приемного ребенка, мы столкнулись с настоящим социальным презрением: нашего ребенка не принимали ни соседи, ни друзья. Спрашивали, зачем, мол, нам это все. Повторяли пословицу: «От осинки не родятся апельсинки» и говорили, что мы вырастим какого-нибудь бандита, – рассказывает психолог из Новоспасского района.
Сейчас это отношение совершенно изменилось: многие заражаются примером таких семей. Достаточно сказать, что только в 2014 году более сотни ульяновских ребятишек нашли своих приемных родителей.
– Совсем недавно, в 2006 году, во всей Ульяновской области было всего лишь три десятка приемных семей, сейчас их в 50 раз больше – 1456, – сообщил губернатор.
Всего же в Ульяновской области в настоящее время проживает 4600 детей-сирот и ребятишек, которые остались без попечения родителей. При этом 3600 из них воспитываются в замещающих семьях.
Стоит добавить, что одним из итогов упомянутого «круглого стола» стала идея о создании Ассоциации приемных семей, которую озвучил глава региона. Ее одобрили все участники встречи.
– Вместе, когда мы держимся кучкой, всегда легче решать любые проблемы. Именно с этой целью во многих районах области были созданы клубы приемных семей. Создание Ассоциации поможет нам более эффективно обмениваться опытом и решать различные вопросы, – сказала в завершение встречи председатель областного опекунского совета Мария Писарева.
Наша справка
В государственной базе данных в настоящее время числится 967 ульяновских детей, которые ждут своих мам и пап. Буквально в начале 2014 года этих детей было 1083.
Евгений Нувитов