Ульяновская область, где чиновники два года назад так рьяно боролись за запрет продажи пива и сигарет в ларьках, поддержала федеральную инициативу о возвращении этой продукции в киоски. Формулировка, объясняющая такое решение, проста: приоритетны дополнительные рабочие места и налоги в бюджет.

С января 2013 года вся страна зажила по-новому: пивной ларек, явление для России практически легендарное, даже воспетое в песнях, должен был уйти с улиц города согласно принятому летом 2012 года закону. Тогда эту новость восприняли по-разному: с одной стороны, очень многие говорили о том, что подобные торговые точки часто становятся опасными местами, особенно в ночное время, слабо могут контролировать продажу алкоголя несовершеннолетним (не всегда видно, кто за границей окошка – может, еще ребенок) и делают пиво чересчур доступным для людей. Другие справедливо замечали, что из-за принятия закона огромное количество малых предпринимателей обанкротится и будет вынуждено закрыть свое дело – ларьки только за счет пива и сигарет и жили. Цифры экспертами назывались страшные: 220 тысяч человек из-за запрета останутся без работы, 60 тысяч торговых объектов придется закрыть. В итоге так и получилось – по не подтвержденным пока Росстатом данным, в 2013-2014 годах количество ИП в стране сократилось примерно на треть, а количество объектов мелкой розницы – на 40-50 процентов.

Но тогда хоть какой-то смысл в этом был: чиновники апеллировали к тому, что запрет на продажу пива в ларьках укрепит здоровье нации, снизит преступность и т.д. Теперь, видно, не до этого. Чиновники заявили, что в тяжелой экономической ситуации приоритетны дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Сообщается о возможности организовать пять тысяч новых рабочих мест за счет появления на улицах города пивных ларьков. Антиалкогольную борьбу при этом в области обещают продолжить, разобравшись с рюмочными в многоквартирных домах, суррогатным спиртом и т.д.

Проблема – крайне сложная, в которой не одно и даже не два дна.

Речь эксперты ведут не только о здоровье или поддержке малого бизнеса. Многие специалисты утверждали, что закон лоббировал интересы крупных торговых сетей, куда ушел почти весь поток розничной продажи пива и сигарет. Теперь эксперты считают, что правительство страны пытается исправить свою ошибку двухлетней давности, однако сомневаются, что эта мера сразу принесет успех: на восстановление этого бизнеса понадобятся не месяцы, а годы. И причина здесь – в общем экономическом состоянии страны, считают эксперты – просто невыгодно открывать новый бизнес, беря под это кредиты: покупательская способность населения падает, кредитные ставки повышаются, растут цены и на продукцию.

Степан ГОРИН