О возвращении в уличные киоски пива и сигарет говорил губернатор Сергей Морозов на аппаратном заседании в правительстве в минувший понедельник. Таким образом чиновники предлагают поддержать малый и средний бизнес в период кризиса. Будет ли от этой идеи толк?
Предложение о возвращении в киоски пива и сигарет выдвинул руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он считает, что «несколько сотен тысяч малых предприятий» были вынуждены уйти из торговли, когда им запретили торговать алкоголем и сигаретами. А именно эти товары, по мнению Артемьева, являются «бюджетообразующими» для малых предприятий в сельской местности. Напомним, продавать пиво и сигареты в киосках запретили с начала этого года. Однако впереди нам прогнозируют непростые времена и экономику как-то нужно спасать.
По словам Сергея Морозова, цитировавшего на заседании расчеты местных журналистов, для Ульяновской области возврат киосков с пивом и сигаретами на улицы региона означает появление более 5 тысяч новых рабочих мест. А это зарплата ульяновцев и дополнительные налоги в региональный бюджет.
«Считаю, что сегодня рабочие места, зарплата людей и дополнительные налоги для нас крайне приоритетны, – заявил губернатор, – Некоторые будут говорить, что это противоречит борьбе с алкоголем, вряд ли, ничего мы не собираемся сворачивать. Мы планируем ужесточать борьбу с рюмочными и подобными заведениями. Если есть возможность дать людям зарабатывать, создавать новые рабочие места, получать зарплату, то почему бы нет?»
Независимый ульяновский юрист Константин Толкачев, защищавший интересы заволжских “ларечников”, отметил, что губернатор абсолютно верно определил федеральную тенденцию – об этом же говорят на федеральном уровне. В условиях плохой экономической ситуации необходимо дать людям возможность работать, считает он.
«Продажа сигарет и пива – это ключевой источник доходов для многих торговых бизнесов, в том числе киосков. Но не единственный. В первую очередь необходимо сосредоточиться на уничтожении административных барьеров по продлению договоров аренды земли и получению новых участков для субъектов малого бизнеса. С последних, разумеется, спрос за соблюдение законодательства и правил благоустройства. Любые ограничения в торговле бессмысленны. Это не приводит к заявленным результатам. А только лишь к увеличению коррупционного давления на бизнес».
Как заметил председатель правления госкорпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области, руководитель Ульяновского регионального отделения «Опора России» Руслан Гайнетдинов, еще год назад, когда принималось законодательство, ужесточающее торговлю пивом и сигаретами, позиция Ульяновской области была отрицательной.
«Дело не в алкоголизации, а в лоббировании крупных торговых сетей. Если киоск находится в 20 метрах от большого магазина, то где же логика? Зайти и взять горячительное в одной точке или в другой, разницы в мотивировании человека нет. На самом деле все это было сделано для того, чтобы перевести оборот доброй части участников алкогольного рынка к себе. Это нормальное хорошее лобби больших торговых сетей. Именно поэтому «Опора Росси» обратилась к руководству ФАС, ссылаясь на то, что это не совсем справедливо и правильно. Но, к сожалению, у нас в стране «верят человеку, когда он умрет», поэтому нужно было показать, как стало всем плохо, насколько упали обороты. Многие позакрывались. Когда статистически через год все увидели результаты, призадумались, что сделали что-то не так. Хотя бодрые слова о превентировании звучали, но мы понимаем, что чудес не бывает. Чтобы сохранить ассортимент, людям нужно было срочно преобразовать свои точки в павильоны более 50 кв.м. с входом. В свое время губернатором была поставлена задача решить вопрос с увеличением сроков аренды, было издано соответствующее распоряжение. Этот вопрос мы выносили несколько раз на правительственную комиссию по малому бизнесу. Это привело к тому, что более 150 объектов получили продленные договора. Люди стали инвестировать, увеличивать площади, в том числе путем пристроев. Мы сделали все, чтобы предприниматель мог законно продолжить свою деятельность. Этот вопрос мы вместе с нашими коллегами также неоднократно поднимали на площадке «Опоры России». Сейчас, слава Богу, до Госдумы дошло, что нужно все вернуть. Мы рассчитываем, что в ближайшее время это все-таки случится».
Гайнетдинов отметил, что аналогичная история была со страховыми взносами. По его словам, потребовался год «умерщвленных», чтобы вернуться к этой теме. Тоже самое с патентами.
«Когда на федеральном уровне минимальный патент оставили 6 тысяч, а коэффициенты, которые регион принимал, просто исчезли из законодательства. Губернатор Сергей Морозов несколько раз направлял инициативу в федеральный центр. Только в этом году наконец-то приняли закон и с 1 января 2015 года вернули понижающие коэффициенты по патентам в муниципалитеты. Это не самые хорошие эксперименты, которые говорят о том, что, если не хочешь сделать глупости, всегда спроси у профессионального сообщества. В Ульяновской области эта работа налажена, губернатор и правительство слышат бизнес. Поэтому если депутаты примут закон о возвращении в киоски пива и сигарет – это правильный шаг».
Однако владелец розничной торговой сети Камиль Багаутдинов категорически против возврата в киоски пива и сигарет:
«Я был одним из начинающих борцов за то, чтобы убрать из киосков на остановках общественного транспорта пиво и сигареты. В качестве аргументов «за» возвращение ссылаются на то, что не пополняется бюджет. Но все предприниматели, которые занимаются мелкорозничной торговлей, платят единый вмененный налог. И на него ассортимент товара никаким образом не влияет. Исключите пиво, табачные изделия из продажи, оставьте другой товар – налог от этого не изменится. Возможно, увеличится реализация этого товара по городу и области. Но в конечном итоге это какие-то десятые доли процента от общего объема реализации. Кроме этого в киосках всегда стоимость реализуемой продукции дороже, чем в супермаркетах и продовольственных магазинах. Например, табачная цена фиксированная, на каждой пачке стоит предельно допустимое ее значение, поэтому прибыли от сигарет немного. Можно продавать в день в киоске 10-15 чашек чая и это заменит всю прибыль, которую можно получить от реализации табачных изделий по предельно допустимой цене».
Но самым большим минусом, считает Багаутдинов, является доступность пива и сигарет в киосках для молодежи.
«В больших супермаркетах, продуктовых магазинах, где есть кассовые аппараты и нужно проходить через продавца, молодежь так легко не сможет купить эти товары. В киосках полностью отсутствует надзор, нет кассовых аппаратов, значит, нет контроля. Любой желающий может купить те же сигареты, даже штучно. По этим причинам я давно уже отказался от реализации этого товара».
Кроме этого, он считает надуманным аргумент в пользу увеличения количества рабочих мест. Про его мнению, в киоске работает такой контингент продавцов, которым в большинстве не нужен стаж. При круглосуточной работе, например, официально по договору оформлены продавцами не более двух человек, остальные работают неофициально. То есть никакие налоги она не платят и могут даже стоять на бирже труда и получать пособие.
«Когда они будут устроены по закону, будут платить налоги, это даст возможность пополнить и пенсионный фонд, и социальное страхование и так далее».
Как бы там ни было, профессиональному сообществу предстоит оценить инициативу на местах. Однако, учитывая неоптимистичную перспективу развития нашей экономики, вполне возможно, что «ходовой» товар снова вернется на улицы.
Светлана Александрова