В Ульяновске завершаются масштабные работы по капитальному ремонту и реставрации дома-особняка, который знаменитый архитектор Федор Ливчак построил в 1914 году для своей семьи. В конце декабря здесь откроется музей «Дом-ателье архитектора Ливчака» с мастерской, театральной экспозицией и кинозалом. Дом – редкий пример сохранившейся жилой усадебной застройки, один из лучших памятников архитектуры русского модерна начала ХХ века в Симбирске. В бурный ХХ-й век дом пережил много владельцев, а в последние годы находился в тяжёлом состоянии – без отопления, воды и света. Была проведена огромная реставрационная работа. Чтобы оценить ее масштаб, директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова провела нам небольшую экскурсию по историческому зданию. Уже с улицы становится понятно, что здание – не просто объект культурного наследия, но действительно интереснейший памятник архитектуры.
На фасаде здания, расположенного на улице Архитектора Ливчака, д.4, – эмблема в виде детской богородской игрушки с фигурами медведя и работника.
Под навесом карниза – царевна-лебедь с золотой рыбкой. Над цоколем, в подоконной части на плитах-вкладышах изображена жар-птица с сияющими лучами солнца на хвостовом оперении.
На фасаде также можно увидеть мозаичные цветные панно с изображением глухарей в лесной чаще.
Сейчас здание является памятником истории и культуры регионального значения «Особняк архитектора Ф.О. Ливчака». Как писали в своей знаменитой книге «Архитектурная летопись Симбирска» Борис Аржанцев и Марина Митропольская, в разные годы в здании размещались различные учреждения. В 1918 году дом был занят начальником штаба 5-й армии Восточного фронта. Затем в нем располагались жилые помещения, детская больница. Затем дом был передан ульяновскому отделению Всероссийского театрального сообщества, после чего здание стало Домом актера. В 2008 году здание передано музею-заповеднику «Родина Ленина». Оно требовало значительного ремонта и замены всех инженерных систем.
«Мы этот дом получили в «больным», – рассказала Улграду директор заповедника Ирина Котова. – Он несколько лет стоял без тепла и света, требовал укрепления фундамента, замены кровли, канализации. В значительной части интерьера был утрачен декор».
После разработки проекта, всех необходимых согласований и получения финансирования в С 2010-2013 год в здании велись ремонтные работы.
Особенностью дома является то, что он сооружен из бетонных пустотелых блоков.
Эту систему придумал сам Ливчак – не только архитектор, но и изобретатель. Во время нашего визита нам удалось рассмотреть это изобретение Ливчака.
Одним из первых он оценил огромные возможности, заложенные в новом для того времени строительном материале — бетоне, изобрёл бетонные пустотелые блоки, разработал систему кладки из них и сконструировал станок для их изготовления. Эти архитектурные методы и приёмы стали основополагающими в эпоху модернизма и конструктивизма. Всего в губернии было сооружено 50 зданий из этого материала по проектам архитектора. Постройки из него обладали повышенной огнестойкостью, что для деревянной, вечно пылающей Руси, стало спасением, писали Аржанцев и Митропольская.
Сведений почти не осталось
Заходим в дом и сразу видим лестницу с лепниной.
Ирина Котова рассказывает, что это «родная» лестница здания и сохранившейся лепниной. Но, к сожалению, осталось крайне мало сведений о том, каким был этот дом, а из-за того, что здание долгое время приходило в упадок, восстановить что-то крайне сложно. Однако есть элементы лепнины интерьеров и фасадов, а также плафоны, которые удалось восстановить в таком виде, в каком они были при жизни Ливчака. Самая большая мемориальная ценность дома связана с плафонами.
Опытными мастерами восстановлены участки цветочных потолочных орнаментов; керамической плитки, выполненной по исторической технологии, воссозданы участки плиточных полов, по старым образцам отлиты бетонные подоконники. По дошедшим до нас фрагментам в будущих музейных залах установлены латунные ручки и шпингалеты, выполненные по старым образцам в московских мастерских.
«Говорить о том, что здесь было, уже невозможно,- констатирует факт Ирина Котова. – В качестве источника использовалась проект реставраторов 1980-х годов, где они расчистили плафон до первого слоя, а также воспоминания детей Ливчака. Больше никаких воспоминаний о доме не осталось. Без всякого сомнения, Ливчак проектировал мебель и наполнял дом своими творениями. Но до нас ничего не дошло».
Например, известно, что в мастерской был камин, она была окрашена в серый цвет, что стена на полтора метра была отделана линкрустом, в ней был камин. Такой интерьер и восстановили.
С восстановлением камина связана интересная история
«Мы долго думали, какой же был камин, ведь свидетельств о нем тоже нет. Но у нас есть два сохранившихся камина в постройках Ливчака – в здании крестьянского банка (УлГУ на Льва Толстого). Мы долгое время были уверены, то эти камины – подлинная работа Ливчака, потому что он работал с керамикой, сам делал эскизы для своих архитектурных панно».
Не зная, как выглядел камин именно в этом доме, было решено сделать типовой вариант, наиболее распространенный в эпоху модерна, а плитку выбрали из английского каталога фирмы Моррис – историческую плитку, типичную для эпохи модерна. А недавно на культурный форум приезжала крупнейший специалист в области архитектуры Мария Нащокина, которая, глядя на эти камины, прислала сюда еще одного специалиста из Санкт-Петербурга, и он нашел источник подлинных каминов Ливчака в здании УлГУ. В частности, он нашел фирму, через которую были проданы эти камины, и прейскурант московского магазина, в котором можно увидеть образцы этих каминов.
«То есть выяснилось, что камины Ливчак не проектировал – он использовал готовые. Самое удивительное: плитка для этих каминов действительно оказалась английской».
Витражи, лепнина, колонны – залы музея уже сейчас можно бесконечно рассматривать. К примеру, портьеры.
«Портьеры в эпохе модерна занимают очень много места, – поясняет Ирина Котова. – Поскольку у нас не было источников, мы опять обращались к типологическим образцам. У нас в фондах есть ламбрекены этого времени, использовали и портьерные рисунки архитекторов. На основе этого материала мастера блестяще сделали работу».
Почему «Дом-ателье»?
Будущий музей получил название «Дом-ателье архитектора Ливчака». Именно так сам архитектор назвал проект собственного дома: ведь здание объединило две функции – мастерской и дома. Одновременно этот дом был рекламой его изобретения – пустотелого блока.
Что же здесь будет и когда Дом-ателье откроют для посетителей?
Итак, масштабные работы подходят к концу. Открытие этого музея называют итоговым событием юбилейного года: в 2014-м Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» отмечает 30-летие. На первом этаже здания в подлинном пространстве ателье разместится экспозиция «Мастерская Ф.О. Ливчака», которая поможет зрителю открыть для себя творческий метод мастера. В «большой гостиной» – экспозиция «Belle Époque – силуэты эпохи модерна». Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебели, костюма эпохи модерна из коллекции Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
В парадных интерьерах «малой гостиной» и «столовой» открывается экспозиция одного из ведущих музеев России – Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (г. Москва) «Бахрушин – создатель Театрального музея. Шедевры театральной коллекции».
«Тема театра органична для этого дома. Ф.О. Ливчак и его жена были театралами, в доме устраивались приемы, ставились домашние спектакли, долгие годы в здании размещалось Ульяновское отделение Союза театральных деятелей России. Открытие на территории нового музея постоянно действующего представительства ГЦТМ им. А.А. Бахрушина продолжает театральную историю дома. Оно позволит нашим зрителям регулярно знакомиться с выставочными проектами и программами наших коллег и откроет перед нами замечательную возможность реализации интересных для зрителя совместных творческих проектов», – продолжает Ирина Котова.
В жилых помещениях второго этажа дома размещены интерактивные экспозиции «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска», созданной при участии ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, и «Синематограф в Симбирске».
Здесь можно узнать историю становления симбирского театра, заглянуть за кулисы, испытать ремесло суфлера, побывать в гримёрной и примерить на себе театральный образ, благодаря виртуальной примерочной. Можно ощутить себя кинозрителем эпохи немого кино, узнать об истории наших первых кинотеатров и творчестве наших земляков, прославивших эпоху «Великого немого».
На втором этаже гостей музея ждет сюрприз – восстановлена кровля террасы. Летом она будет открыта для зрителей. Те же самые виды открывались отсюда и самому Ливчаку.
В следующем году планируется благоустроить усадьбу. Здесь будут цветники, летняя сцена, небольшие аттракционы, связанные с театром.
«Реставрация дома – четырёхлетняя история, сложная со всех точек зрения, – подытоживает Ирина Котова. – Потому что здание мы получили в очень тяжёлом состоянии. Приходя в этот дом, все люди – подрядчики, строители, литейщики, стекольщики, реставраторы – попадали под его магию, проникались красотой этого дома. Мы очень довольны результатом».
Открытие музея состоится 23 декабря в 14 часов. Гостям готовят много сюрпризов.
Юлия Узрютова. фото автора