В конце ноября 11-классники нашей области писали пробное итоговое сочинение по литературе.
Ребятам было предложено поразмышлять н а одну из трех тем: «Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу? (по одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)», «Можно ли обойтись без книг?» и «Почему важно уметь сострадать другому?». Всего было написано 5688 сочинений.
Преподаватели кафедры русского языка и кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова провели выборочную проверку ста работ по критериям, предъявляемым к сочинениям в вузе. Максимальный балл, который могли получить ученики, – 10.
Результаты поверки таковы. Максимальное количество баллов получили только три процента выпускников. Семь процентов ребят не справились с заданием, сдав работы, не отвечающие двум основным критериям – «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала». Более 50 процентов учащихся получили средние баллы от 4 до 6.
По итогам проверки педагоги сделали вывод, что подготовка школьников к сочинению по литературе должна стать в школах приоритетной. Обозначились и типичные ошибки школьников, на исправление которых учителям-словесникам следует обратить особое внимание.
– Самая большая беда учащихся выпускных классов в том, что они путают данный вид работы с сочинением только по русскому языку и не анализируют литературное произведение, а лишь его упоминают. Нас беспокоит и большое количество фактических ошибок, незнание текстов художественных произведений, – говорит заведующая кафедрой литературы УлГПУ, доктор педагогических наук, профессор Лариса Петриева.
Само итоговое сочинение 11-классники написали 3 декабря. Оно должно помочь им набрать дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения. Кто не сможет справиться с работами в этот раз, не стоит отчаиваться: повторить попытку можно будет в феврале и марте 2015 года.