Уникальный колокол, на звон которого вот уже сорок лет ориентирован жизненный ритм всего Ульяновска, находится в опасности! Нужно срочно спасать этот поистине бесценный историко-культурный объект, – с таким призывом недавно обратился в областное Министерство искусства и культурной политики местный краевед, доцент УлГУ Сергей Петров.
Имеется в виду колокол, входящий в часозвонный механизм известных всем горожанам «курантов», которые располагаются на башенке историко-мемориального центра Гончарова.
– Напомню, что в следующем году этому памятнику искусства исполнится 230 лет. Это действительно уникальный по многим параметрам объект культурного наследия: во-первых, он подписной – на внешней поверхности указано имя мастера Гаврилы Шамина, имеется дата, когда его отлили, и место, где его создали, – Симбирск. Кроме того, колокол украшен декоративными накладками, то есть является произведением декоративного искусства и техники. Я состою в Ассоциации колокольного искусства России и заявляю, что второго такого колокола в нашей стране просто нет, – пояснил Петров на специальном ученом совете, который состоялся в доме-музее Гончарова и был целиком посвящен данной проблеме.
По словам краеведа, в настоящий момент уникальный памятник находится под угрозой.
– Дело в том, что по стационарно висящему бронзовому колоколу вот уже несколько десятилетий в одно и то же место (сбоку) бьет стальной молот весом в 23 килограмма. В результате там образовалась достаточно приличная вмятина (каверна), – заявил выступающий.

163618_600

В связи с этим Сергей Петров предложил убрать колокол из башни и сделать его музейным экспонатом.
– Вы спросите кого угодно в Ульяновске: много ли человек «вживую» видели этот колокол? Его видели своими глазами единицы – он там пребывает, как птица в клетке!
Любопытно, что во время обсуждения данного вопроса выяснилось, что ни у колокола, ни собственно у старинных часов, подаренных в свое время нашему городу графом Владимиром Орловым, нет «хозяина». Эти культурные «артефакты» отсутствуют и в областном, и в муниципальном реестрах собственности.
– Само здание историко-мемориального центра Гончарова находится в федеральной собственности. Но это касается только недвижимого имущества, – сообщила директор краеведческого музея Юлия Володина.
Кстати, сотрудники дома-музея Гончарова считают, что идея о том, чтобы убрать колокол из башни, выглядит весьма сомнительно. Они не уверены, что это осуществимо технически (спорный «объект» весит 800 кг). Также они указывают на то, что выставленный на всеобщее обозрение колокол навсегда «замолчит», что, вероятно, не совсем правильно.
Стоит отметить, что в ученом совете принял участие руководитель кузнечного двора «Корч» Александр Романов. По мнению кузнеца, само техническое состояние колокола вполне удовлетворительное.
– Никакой опасности для металла нет. Вряд ли в колоколе появятся какие-нибудь трещины и тому подобное, – уверен Романов.
Тем не менее он также считает, что это произведение искусства должно стать доступным для каждого горожанина.
– А сам колокол можно легко заменить -например, отлить новый с надписью «Гончаров», – подытожил эксперт по металлу.
Надо сказать, что во время упомянутого совещания краевед Петров пообещал лично найти меценатов и отлить новый колокол для часов.
Стоит упомянуть и еще одно обстоятельство, о котором не говорили на ученом совете. Дело в том, что не так давно корреспондент нашей газеты был в «башенке» дома-музея Гончарова, где располагается старинный колокол. Ее внутреннее «убранство» удручает: в башне нет стеклянных окон, они заделаны ржавой проволокой. Внутри «башенки» – многолетняя пыль и грязь; судя по всему, зимой туда залетает снег, а осенью – дождь. Вряд ли это способствует сохранности уникального произведения колокольного искусства.
Кроме того, можно высказать еще одно осторожное предположение: не все ли равно, как именно «физически» подается ежечасный сигнал на известных часах? Почему удар по реальному колоколу нельзя заменить простой звукозаписью колокольного звона? Это позволит сохранить бесценный «артефакт» и не тратиться на отливку нового колокола.
Сергей Соболев