Если бы меня спросили: что я сделал бы в первую очередь, чтобы ускорить становление новой сильной и красивой России, то, прежде всего, предложил бы изменить подходы в работе с современной молодёжью. На самом деле, сколько поколений страна во многом потеряла за последние десятилетия, не уделяя достаточно внимания поддержанию должного уровня образования, воспитанию у людей лучших человеческих качеств и подлинной гражданственности. Не случайно сегодня в достаточно массовом порядке в среде молодёжи доминируют весьма облегченные представления о смысле и содержательном наполнении собственной жизни, которые нередко трансформируются исключительно в карьерные соображения без увязки с уровнем собственной подготовленности для той или иной сложной работы. Другая часть молодых людей потеряв веру в собственные силы скользит по жизни без осознания собственного предназначения или, что тоже не радует, подпадает под влияние откровенно антироссийских сил. И самый печальный вариант – увлечение алкоголем, наркотиками, связь с преступными группировками. Впрочем, перечень этих проблем-недостатков можно было бы продолжать, но, полагаю, любой неравнодушный человек сам вполне зримо видит издержки и упущения в этой сфере. Поэтому, на мой взгляд, многое здесь необходимо изменить.
И самое первое, что необходимо сделать, это наполнить должным российским содержанием все институции и средства, которые могут и должны нести детям и молодёжи истинные, проверенные веками и тысячелетиями духовные и нравственные ценности. Прежде всего, это зависит от педагогов, средств массовой информации, кино и телеиндустрии, учреждений культуры и вообще от всех, кто связан с работой с людьми. Остро необходимо поднимать статус и значимость честного и творческого труда, действенной любви к Отечеству, проявлений лучших человеческих качеств. Понятно, что многое надо менять в законах, предметно работать с руководящими кадрами, предъявлять требования к качеству воспитания и контролировать их исполнение. И тут не обязательно громоздить какие-то новые структуры, у нас достаточно органов власти и управления, общественных организаций, которым вполне по силам обострять самые проблемные звенья в системе воспитания и добиваться их устранения.
Особый вопрос при этом возникает о реальном наполнении голов и душ наших молодых (да и не очень молодых кстати) земляков верным пониманием сути жизни. Чтобы не появлялись люди с ощущением в себе разреженной пустоты, чтобы не много-много жирного и сладкого они хотели, а стремились к полноценной интересной и яркой жизни.
И тут, бесспорно, одна из самых ключевых ролей принадлежит семьям, ведь именно там, в обыденном доверительном общении происходит чудо формирования характеров. И еще стоит восстановить институт наставничества. Доброжелательный союз мудрого мастера и начинающего специалиста – это драгоценная нить сохранения и передачи трудовых традиций народа и живого производственного опыта, которые никогда не почерпнуть даже из самых умных и методически проработанных книг.

Из более конкретных вопросов я бы при этом выделил задачу возвращения в школы трудового воспитания. Никогда не добьемся качественного воспитания, пока детям не будут повсеместно созданы возможности подержать в руках сделанную ими самими полезную и красивую вещь. Собственно именно так ведь было совсем недавно: в школах обучали столярному, слесарному, крестьянскому, швейному делу и другим навыкам. Хоть одному ныне взрослому человеку, который вкусил радость труда, они помешали? Убежден, никто не пожалеет об этом опыте. Но чтобы это осуществить надо изменять федеральный закон, полагаю, что инициировать это могут и наши ульяновские законодатели.
Считаю необходимым усилить во всех учебных заведениях воспитание историей, в том числе краеведением. Время на дворе стоит бурное, вновь, в который уже раз столкнулись разные ценности, интересы, мировоззрения. И главная борьба идет именно за умы людей, за то, какие духовные ценности они примут для себя как истинные и жизненно-важные. При этом внимание следует уделять не только проведению уроков и экскурсий, но еще практическому участию юношества в охране и благоустройстве памятников природы и культуры, организации походов по родному краю, чтобы переночевать в палатке, научиться разжигать костер, видеть и ценить красоту нашей российской природы. Никем не нарушаемая обстановка «тепличности» жизни, убежден, одна из причин ослабления патриотических настроений и изнеженности среди части граждан и молодёжи. Между тем стоит помнить и о том, что ровная, благополучная, стабильная жизнь может быть вредной и даже опасной. Да, она желанна и привлекательна, но быстро и незаметно приучает нас к беззаботности и непониманию того, что на самом деле в окружающем нас мире далеко не все спокойно и безоблачно.
Из года в год в нашей области ведутся грустные разговоры об оттоке молодёжи из региона. В этой связи верно ставятся задачи по повышению уровня оплаты труда, целевой поддержке молодых специалистов, формировании региональной идентичности. Безусловно отдача от этих мер есть, но, полагаю, наиболее эффективным в деле повышения привлекательности нашего края для молодых людей будет радикальное увеличение жилого фонда, который бы использовался для социального найма. А, заодно, это положительно повлияет и на увеличение молодых семей, да и на демографию тоже.
И последнее – о самоорганизации молодёжи. Ждать, что окончив учёбу молодые люди автоматически обретут лидерские качества, навыки системного мышления и волевые качества, наивно. Все это приходит в конкретной деятельности, когда молодые люди берутся за конкретные и важные дела и доводят их до успешного завершения. Образцом были еще в 80-е годы ударные комсомольские стройки, создание молодежных кооперативов по возведению жилья для своих семей, организация шефства над подростками и др. Было бы правильно, если бы органы по работе с молодежью вкупе с молодежными организациями взяли на себя заботу о возведении какого-то общественно-важного объекта, о создании детских клубов по месту жительства, о вовлечении детей и подростков в оказание помощи их сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Живые шаги деятельного сострадания вольют в души участников этих дел осознание непреходящей ценности любви и человечности. А молодёжным вожакам привьют ценнейшие качества работы с людьми, научат тактике и стратегии достижения побед. А чтобы учёба шла не с чистого листа, верным шагом было бы для них пригласить к себе наставников из числа молодежных лучших активистов советского времени.
Молодёжь любит и ждёт большие дела, это у них в крови. И им надо помочь. Ведь именно в их задорных глазах и сильных руках будущее.
В. Егоров

Журнал «Мономах», 2014, № 6(84)