Книгу, которая создана из бумаги и картона, никогда не удастся полностью вытеснить ее цифровым аналогом. По крайней мере до тех пор, пока существует такой жанр (или – творческий метод), как книга художника.

– Правда, этот жанр можно отнести, скорее, к современному искусству, чем к литературе или книжному делу. Книга художника – это сложный художественный объект, где автор выступает одновременно и как создатель текстов, и как иллюстратор, и даже как архитектор, – поясняет известный нижегородский дизайнер, поэт, эссеист и художник Евгений Стрелков.
Об этом любопытном явлении современного искусства, а также о своих выставках и фильмах он рассказал ульяновцам во время публичной лекции, прошедшей в рамках недавнего Всероссийского фестиваля исторической книги «Достояние времени».
– Мне даже иногда немножечко стыдно, что я и поэт, и художник и т.п. На самом деле я занимаюсь фактически одним и тем же: пытаюсь философствовать, выражать себя доступными мне визуальными средствами. Нередко, когда я сообщаю своим новым знакомым, что я – художник, они сразу спрашивают: «И что вы сейчас пишете?». Дело в том, что современный художник вовсе не обязательно имеет дело с холстом и красками, – говорит выступающий.

В качестве примера он привел совместный проект художников Андрея Суздалева и Ольги Хан «Перевозчики».
– Перед тем как создать оригинальную книгу художника, они провели несколько интересных перформансов и инсталляций. Основная их идея была связана с пиктограммой (графическим рисунком), которую часто можно увидеть на коробках из-под бытовой техники: там изображена графическая схема двух человечков, держащих в руках объемную рамку. Эта пиктограмма означает «тяжелый груз», который один человек не в силах поднять.
Художники расценили схему в качестве метафоры вечного перехода и преображения. Первый перформанс, связанный с «Перевозчиками», был воплощен на берегу Белого моря на одном из Соловецких островов. Авторы проекта установили два манекена, одетых в белую спецодежду и держащих в руках белую рамку, сквозь которую было видно Белое море.
Нечто подобное затем было проделано в их московской квартире, а также на бетонном «саркофаге», в который заключена в настоящее время саратовская речка Тайбалык.
– Трактовок здесь бесконечное множество: это и ассоциация с древнегреческим перевозчиком душ умерших Хароном, и метафора соединения «мертвого» и «живого». Затем все это было объединено в книгу художника, – комментирует Стрелков.
Во время лекции выступающий представил и ряд других подобных проектов, так или иначе связанных с Волгой.
К примеру, он напомнил о своей давней экспозиции «Волгатроника». Соль выставки в том, что автор заставил «звучать» волжские водохранилища.
– Была написана специальная компьютерная программа, которая обрабатывала «рисунок» берегов. В итоге каждое водохранилище получило свою уникальную мелодию – местами рваную и хаотичную, но иногда – вполне музыкальную.
По мнению художника, такой подход позволил эстетическими методами привлечь внимание зрителя и слушателя к проблемам экологии.
– «Рваный» звук напоминает и о навсегда утраченной культуре – архитектурных памятниках и целых поселениях, ушедших под воду из-за создания рукотворных «морей».
Существенная часть выступления Евгения Стрелкова была посвящена арт-объектам, представленным на выставке «Ниже Нижнего». На ней ульяновцы смогли побывать в сентябре этого года. Напомним, данная экспозиция во многом основывалась на забавных историях и легендах, которые авторы придумали, путешествуя по Волге.
По нашему убеждению, выставка «Ниже Нижнего» относится к современным художественным проектам, обязательно нуждающимся в подробном комментарии. Неподготовленный посетитель вряд ли сможет понять ее и оценить – о чем, в частности, свидетельствовала и реакция некоторых ульяновцев. Неслучайно данную экспозицию предварял «круглый стол», во время которого обсуждались и сама идея выставки, и представленные арт-объекты.
Публичная лекция завершилась показом небольшого авторского фильма «Антидарвин». Надо сказать, что Евгений Стрелков – радиофизик по образованию, в конце 1980-х работавший в научно-исследовательском радиофизическом институте.
– Сейчас я возвращаюсь в науку, но уже именно в качестве художника и популяризатора науки. Вообще, главное, о чем я всегда пытаюсь говорить в искусстве, – это о любви. О любви к науке и к странным персонажам современной жизни.
Стоит добавить, что художник пообещал в ближайшие год-два развернуть в областном Дворце книги персональную выставку книг художника, а также – совместно с писателем Андреем Балдиным – «необычно рассказать о Карамзине» (возможно, также в форме фильма).
Евгений Нувитов