Богатство старинных книг на церковнославянском языке открывается посетителям выставки “Дух старины глубокой” в областной библиотеке для детей и юношества.

На выставке представлены уникальные старинные книги на церковнославянском языке, датируемые XIX-XX веками, из фондов отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Новоспасской епархии.

В 1803 году историк Карамзин сказал: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии”. Общеизвестно, что европейский способ книгопечатания подвижными литерами был создан Иоганном Гутенбергом – он изготовлял из металла “подвижные” выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде (в зеркальном отображении), набирал из них строки и с помощью специального пресса оттискивал на бумаге. Одними из первых напечатанных им книг стали две “Библии” – 36-строчная и 42-строчная. А когда же появилось книгопечатание на Руси? Об этом школьники и студенты узнали от сотрудника библиотеки Ольги Легченковой.

В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатный двор (так тогда называли типографию). Возглавить эту работу поручили мастеру печатного дела Ивану Федорову. Забот у него было немало: ему приходилось и за постройкой печатного двора следить, и обучать работников, которые по его заказу изготавливали типографские станки и инструменты. Большую помощь Ивану Федорову оказывал Петр Мстиславец, тоже искусный мастер.

И вот уже скоро в Москве на Никольской у Гостиных рядов, недалеко от Кремля, выросли новые палаты – Московский печатный двор. На Руси появилось новое ремесло — книгопечатание.

1 марта 1564 года Иван Федоров и Петр Мстиславец закончили свой труд – первую на Руси печатную книгу, она называлась “Апостол”. Несколько экземпляров этой книги до- шли до нас и бережно хранятся в отделе редких книг в Москве, Петербурге и других хранилищах. Федоров ввел шпации (пробелы) между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. Он применил своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

Время выхода в свет “Апостола” в истории принято считать началом русского книгопечатания.

В ту же пору на Руси появились и первые печатные книги учебного содержания. В 1574 году во Львове русский первопечатник Иван Федоров издал учебную книгу под названием “Букварь”. В 1596 году в Вильно был напечатан “Славяно-русский букварь” Лаврентия Зизания Тустановского. Но букварями в нашем понимании эти книги не были – скорее, это были грамматики церковнославянского языка.

В 1634 году в Московском печатном дворе, главном центре книгопечатания на Руси, был издан первый русский букварь. Это была вообще одна из первых печатных книг не церковного, а гражданского содержания. Составил этот букварь (пособие для обучения грамоте) патриарший дьяк Василий Бурцов. Полное название этой книги звучало так: “Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям”. Букварь Бурцова был снабжен иллюстрациями-гравюрами и вышел в свет в XVII веке несколькими изданиями.

Книгопечатание в России стало прекрасным орудием распространения знаний и просвещения. Вот почему начало книгопечатания является одним из самых крупных событий в истории культуры нашей страны, а Иван Федоров – выдающимся деятелем русской культуры.

Одним из кураторов открытия выставки стал представитель духовенства – иерей Игорь Казачков, отвечающий в Симбирской и Новоспасской епархии за взаимодействие с образовательными учреждениями. От него ребята узнали, что, принимаясь за изучение священных текстов, лучше все же начинать с Ветхого Завета, а еще лучше – с Закона Божьего, где все очень подробно разъяснено.

В составе экспозиции богослужебные и вероучительные книги на церковнославянском языке: евангелия, апостолы, псалтыри, октоихи, минеи, триоди, часословы, жития святых, слова и поучения отцов церкви, церковная периодика. Представлена вся палитра изданий – от тяжелых фолиантов до совсем крошечных рукописных миниатюр. Самый “почтенный” экземпляр – Ветхий Завет – датируется 1818 годом.

Иван ШАТОВ