ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение, постановка задачи.
  2. Технологические приоритеты развития отрасли микроэлектроники и специального программного обеспечения Российской Федерации до 2020 года.
  3. Федеральные направления и масштабы импортозамещения микроэлектронной продукции, а также специального программного обеспечения.
  4. Состояние отрасли микроэлектронного производства и специального программного обеспечения на территории Ульяновской области:
    1. Компетенции ульяновских предприятий, решающие проблемы импортозамещения в отрасли микроэлектроники;
      • Научно-технический задел в сфере оптоэлектронике;
      • СВЧ-электроника: производство и потребление;
      • Потенциал создания Центра проектирования сверх больших интегральных схем (СБИС).
      • Проектирование и производство датчиков
    2. Компетенции ульяновских предприятий в сфере кибербезопасности и специального программного обеспечения :
      1. Мобильное ПО;
      2. Мультимедийное ПО;
  • Промышленное ПО
  1. Системное ПО.
  2. Электронная коммерция и платёжные системы.
  3. Интернет технологии;
  1. Кадровый потенциал для отрасли электроники и программного обеспечения.
  2. Перспективы консолидации субъектов Кластера электроники и программного обеспечения на территории Ульяновской области с целью реализации масштабных задач
  3. Предлагаемая схема взаимодействия федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти и ведомств по координации процесса импортозамещения в сфере электронной продукции и программного обеспечения.
  4. Заключение.

 

 

 

 

Введение.

 

Представленная концепция развития Кластера электроники
и программного обеспечения на территории Ульяновской области опирается на результаты предшествующих этапов работы. В частности:

  1. В 2013-2014 г. выполнена НИР «Исследование отрасли информационно-коммуникационных технологий в Ульяновской области, и разработка комплексной стратегии её развития», разработана Стратегия развития отрасли инфокоммуникационных технологий на территории Ульяновской области
    в 2015–2018 г.г.
  2. В октябре 2014 г. Стратегия рассмотрена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Министр Никифоров Н.А. направил Губернатору-Председателю Правительства Ульяновской области письмо НН-П11-12005 от 21.10.2014 г., в котором в целом одобрил предложенную Стратегию и предложил дополнительно проработать вопрос финансового обеспечения Стратегии, для чего провести установочное совещание с участием представителей отрасли ИКТ, образовательных и научных организаций, органов государственной власти Ульяновской области и Минкомсвязи России.
  3. В рамках выполнения поручений Губернатору-Председателю Правительства Ульяновской области Морозова С.И. по импортозамещению в области микроэлектроники и специального программного обеспечения общественный экспертный совет по развитию информационных технологий при Губернаторе Ульяновской области разработал данную концепция развития Кластера электроники и программного обеспечения.

 

Разработка Концепции опирается на потенциал значительных ресурсов в IT-сфере и радиоэлектронной промышленности. Многочисленные компетенции, большое число специалистов, площадки для обучения, высокотехнологичное оборудование, профессиональное управление в компаниях при правильном подходе и стимуляции позволяют создать точку роста, на которой могут быть развиты и построены инновационные, передовые технологии и производства.

В то же время, если на текущий момент выбрать сценарий пассивного саразвития, то этот потенциал может быть упущен.

Ряд регионов, например, Татарстан выбирает стратегию управляемого стимулирования роста ИКТ-отрасли (проект “Иннополис”). Проект “Иннополис” направлен на подготовку кадров, повышение уровня инфраструктуры проживания, привлечение инвестиций. Увеличение утечки высококвалифицированных специалистов из Ульяновска будет ослаблять ИТ-компании Ульяновской области.

 

Поддержка развития кластера запустит важные для данной области механизмы:

  • обеспечит кооперацию между компаниями для реализации крупных, системных проектов;
  • обеспечит передачу реализации части функционала на аутсорсинг в местные компании.
  • даст импульс развитию кадрового потенциала в области электроники и информационных технологий.
  • обеспечит более динамичное развитие ИТ инфраструктуры региональных органов власти, органов образования и здравоохранения, коммерческих организаций за счет квалифицированных кадров.
  • обеспечит развитие передовых технологий в области радиоэлектроники, производства программного обеспечения, создания новых производств.

 

  1. Технологические приоритеты развития отрасли микроэлектроники и специального программного обеспечения Российской Федерации до 2020 года.

 

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 сентября 2014 года. По его итогам приняты следующие решения (протокол заседания президиума от 16 сентября 2014 года № 5):

  1. Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, участниками соответствующих технологических платформ и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации обеспечить:

– разработку и представление для утверждения в Правительство Российской Федерации проекта национальной технологической инициативы “Новые производственные технологии”, в том числе в области разработки средств автоматизации и роботизации, отечественного программного обеспечения в сфере сопровождения жизненного цикла создания промышленных продуктов, аддитивных технологий, иных направлений по развитию новых промышленных технологий и обеспечения их материалами, а также совершенствования регуляторной среды для указанных видов деятельности. Срок – 31 декабря 2015 г.;

– разработку и представление в Правительство Российской Федерации предложений по формированию системы и органов управления реализацией мероприятий национальной технологической инициативы, в том числе предложения по формированию системы заказа на новые производственные технологии. Срок – 30 марта 2015 г.

  1. При разработке проекта указанной национальной технологической инициативы:

а) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минкомсвязью России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и участниками соответствующих технологических платформ обеспечить формирование и утверждение скоординированной программы исследований и разработок в интересах развития новых производственных технологий. Срок – 31 августа 2015 г.;

б) Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Минэнерго России, Минкомсвязью России, Минобороны России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и общероссийскими общественными объединениями предпринимателей представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе из крупных компаний с государственным участием – потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий. Срок – 30 июня 2015 г.;

в) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках актуализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, подготовить предложения по дополнению приоритетных направлений направлением “новые производственные технологии”, а перечня критических технологий – технологиями робототехники, аддитивными технологиями, технологиями цифрового производства, а также технологиями проектирования конструкций и материалов.Срок – 15 декабря 2014 г.;

г) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минпромторгом России и Минкомсвязью России представить в Правительство Российской Федерации предложения по развитию системы непрерывного образования в области основ интеллектуальных технологий, информационных технологий и компьютерного моделирования, мехатроники, робототехники, аддитивных технологий и материаловедения, включая разработку примерных основных образовательных программ для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Срок – 29 июля 2015 г.

Таким образом, предложения общественного экспертного совета по развитию ИТ при Губернаторе Ульяновской области отвечают задачам формирования «Новой технологической инициативы России», новым производственным приоритетам, научным приоритетам и критическим технологиям.и направлены на создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий Ульяновской области.

 

  1. Федеральные направления и масштабы импортозамещения радиоэлектронной продукции, программного обеспечения.

 

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» рассмотрена и одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 25 октября 2012 года. Программа носит комплексный характер и отражает общесистемное развитие электроники и радиоэлектроники на долгосрочную перспективу с учётом мероприятий, реализуемых в рамках федеральных целевых программ. Реализация программы будет проходить в период 2013–2025 годов в три этапа: 2013–2015, 2016–2020 и 2021–2025 годы. В рамках её реализации к 2025 году планируется достичь относительно уровня 2011 года следующих основных показателей:

– увеличения в 2,7 раза доли отечественных радиоэлектронных изделий на мировом рынке;

– увеличения в 2,5 раза доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке.

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2602-р утвержден план мероприятий (“дорожная карта”) “Развитие отрасли информационных технологий”, направленный на ускоренное развитие отрасли информационных технологий в 2014 – 2018 годах и реализацию Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Реализация плана мероприятий позволит поддержать средний темп роста отрасли информационных технологий на уровне, значительно превышающем средний темп роста валового внутреннего продукта (не менее чем в 3 раза за весь период), удвоить к 2018 году количество высокотехнологичных рабочих мест в указанной отрасли (всего более 600 тыс. рабочих мест), увеличить производство российской продукции в отрасли информационных технологий с 270 млрд. рублей до 450 млрд. рублей, а также содействовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта (путем удвоения к 2018 году экспорта продукции и услуг).
  2. 3. Правительство поручило Минкомсвязи, Минпромторгу, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Роспатенту до 30 октября 2014 г. подготовить предложения по развитию российской отрасли разработки программного обеспечения (ПО). Правда, какое именно ПО будет считаться отечественным, пока не ясно. Минпромторг предложил определение российского софта, почти полностью совпадающее с предложением профильных IT-ассоциаций: права на него должны принадлежать российскому юрлицу, конечными бенефициарами не менее 51% уставного капитала которого являются российские резиденты. Комиссия по нормативно – правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям предлагает принять следующие нормы:

3.1. Закрепить в законодательстве определение российского ИКТ-продукта совместно с определением производителя российского ИКТ-продукта с использованием следующей редакции:

«Российским ИКТ-продуктом считаются программное обеспечение, аппаратные и программно-аппаратные комплексы, не содержащие компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ, в объеме, превышающем порог, который определяется специальным классификатором, утверждаемым Правительством Российской Федерации[1], и если исключительные права на данный продукт (на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права) принадлежат производителю, являющемуся российским юридическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации,

  • который на основании трудовых договоров, заключенных в соответствии с требованиями российского законодательства со специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, обеспечивает поддержку, сопровождение и развитие указанного ИКТ-продукта,

– и в котором более 50 (пятидесяти) процентов долей в уставном капитале, акций и других инструментов корпоративного контроля принадлежит:

  • гражданину или группе граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства[2],
  • и/или Российской Федерации,
  • и/или субъекту Российской Федерации,
  • и/или российскому муниципальному образованию,
  • и/или российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и тому подобному),
  • и/или российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию или учреждению.

 

3.2. Законодательно закрепить обязанности Правительства Российской Федерации обеспечить ведение специального классификатора реестра российского программного обеспечения силами профильных ведомств.

3.3. Внести поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее 44-ФЗ), а также в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223 ФЗ (далее 223 ФЗ), закрепляющих поддержку отечественных ИКТ-продуктов при проведении закупок товаров, работ или услуг (без пересмотра уже состоявшихся):

3.2.1. в 223 ФЗ ввести норму об обязательном ведении каталога товаров и услуг в стандарте НСИ ISO 22745 и/или соответствующем ГОСТ;

3.2.2. в законы 44 ФЗ и 223 ФЗ ввести нормы об однозначном предпочтении российских ИКТ-продуктов, являющихся аналогами соответствующих импортных ИКТ-решений. При наличии в реестре двух и более российских ИКТ-продуктов, имеющих соответствующий статус, импортный ИКТ-продукт к конкурсу не допускается. При закупке импортного ИКТ-продукта, имеющего отечественные аналоги в реестре, проводить обязательную публичную процедуру внешнего аудита таких решений с привлечением соответствующих ведомств в рамках их компетенций.

  1. Письмо министра связи Николая Никифорова президенту Владимиру Путину — о стратегии России в области национальной технологической безопасности.

Министр пишет о серьезной зависимости страны от импортных поставок оборудования, компонентной базы и программного обеспечения — и предлагает создать в России государственную систему комплексного развития радиоэлектронной промышленности, инженерно-вычислительной инфраструктуры и центров обработки данных, российского программного обеспечения, необходимого для полноценной работы государственных информационных систем и электронного правительства. В письме указывается на высокую зависимость от импортного программного обеспечения и оборудования органов государственной власти, которые ежегодно тратят на IT 80 млрд руб.

Создание такой системы, по мнению Никифорова, не допустит нарушения суверенитета государства через вмешательство иностранцев в информационные системы, будет способствовать развитию российской IT-отрасли, обеспечит технологическую независимость органов власти и повысит их эффективность. Ответственной за создание такой системы министр предлагает сделать госкорпорацию «Ростех».

Письмо в первую очередь оно касалось передачи управления системами электронного правительства. Согласно отчету «Ростелекома» за 2011-2013 гг. (МСФО), расходы оператора на проект «Электронное правительство» в 2011 г. составили 2,188 млрд руб., в 2012 г. — 4,96 млрд, а в 2013 г. — 4,651 млрд руб. Полной передачи управления электронным правительством от «Ростелекома» «Ростеху» пока не произошло. Более того, обе госкомпании создали совместное предприятие на базе принадлежавшей оператору компании «РТ-лабс»: она будет разрабатывать софт для импортозамещения для 10 приоритетных направлений, названных ранее министром связи. «Ростех» уже начал строить здание в «Иннополисе»: в нем разместится более 2500 разработчиков, в задачи которых войдет создание российского программного обеспечения. Это могут быть ERP-системы, базы данных, операционная система и среда разработки приложений. Это позволит снизить зависимость «Ростеха» от зарубежного программного обеспечения.

Минкомсвязи предложило ограничить закупки зарубежного софта для органов государственной власти — это было одним из предложений во исполнение поручения премьера Дмитрия Медведева. Уже с 1 июля 2015 г. госорганы должны будут ограничиться тем софтом, который внесен в так называемый реестр отечественного программного обеспечения, — либо обосновать невозможность такого ограничения. Формироваться такой реестр начнет с 1 апреля 2015 г. Еще раньше Медведев поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторгу, Федеральной антимонопольной службе и Роспатенту проработать меры импортозамещения программного обеспечения для госсектора и госкомпаний.

  1. В стране уже разработаны многие ключевые компоненты национальной программной платформы. Например:
  2. Операционная система (настольная и серверная) – Alt-Linux, РусБИТех, РОСА, ReactOS (свободный аналог Windows), ОС Фантом, KolibriOS, Саров, РЖД и др.
  3. Офисные приложения – ПРОМТ, ABBYY, Famatech и др.
  4. Базы данных (СУБД) – ВНИИНС, Cognitive Technologies, РЕЛЭКС, НИСТи др.
  5. САПР – АСКОН, Consistent Software, Top Systems, Нанософт и пр.
  6. ГИС — Панорама, Яндекс, Mail.ru, Дубль-ГИС, Intergraph
  7. Системы управления предприятием (ERP) – 1C, Галактика, Парус и др.
  8. Системы информационной безопасности – «Лаборатория Касперского», Dr. Web, InfoWatch, Positive technologies, Аладдин РД, Информзащита, Анкорт и др.
  9. Интернет-браузер – Яндекс, Mail.ru.
  10. Интернет-сервисы – Яндекс, Mail.ru, ВКонтакте, Одноклассники, Спутник и др.
  11. Веб-сервер – Nginx,

Указанным выше решениям нужен рынок, доработка, развитие. Некоторые из них — на мировом уровне, в «коробке», некоторые — в стадии первых сырых версий. Отсутствующее или неготовое на данный момент в РФ ключевое ПО (например, десктопная ОС, серверная ОС, мобильная ОС, BIOS, и др.) может быть относительно быстро и небольшими силами реализовано/доработано имеющимися на рынке компаниями на базе имеющихся решений и продуктов, либо открытых проектов. Например, по некоторым оценкам, мобильная операционная система на базе Linux/Android может быть разработана на основе открытого ПО за 12-18 месяцев силами не более 100-150 человек, то же самое верно относительно СУБД (на базе PostgreSQL/Линтер).

 

  1. Состояние отрасли электронного производства и специального программного обеспечения на территории Ульяновской области:
    1. Компетенции ульяновских предприятий, решающие проблемы импортозамещения в отрасли электроники;
      • Научно-технический задел в сфере оптоэлектронике;

 

В Ульяновской области учеными Ульяновского государственного технического университета, Ульяновского филиала Института Радиотехникии радиоэлектроники РАН создан научно-технический задел, позволяющий реализовать следующие проекты:

  1. Разработка средств диагностики ГСС и светоизлучающих приборов на их основе. Целью проекта является разработка автоматизированных средств измерения спектров шума, электрического и теплового импедансов и вольт-фарадных характеристик светоизлучающих приборов на основе гетероструктур (ГС) с повышенной точностью и чувствительностью в широком диапазоне токов и частот. Теоретический анализ связи микроструктурных изменений в активной области ГС на основе GaN и GaAs и контактных соединениях светодиодов и лазеров с макроскопическими параметрами и параметрами эквивалентной электрической схемы приборов. Экспериментальная проверка методики моделирования и прогнозирования микроструктурных изменений в активной области ГС и контактных соединениях светоизлучающих приборов на тестовых структурах. Будет разработан комплекс автоматизированных технических средств диагностирования качества СИД, СЛД, лазерных диодов по тепловым, шумовым и вольт-фарадным характеристикам, позволяющих выявлять приборы с нелинейностью ВАХ, ВФХ и токовой зависимости теплового импеданса порядка 2-3%. Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 46 000.
  2. Разработка моделей деградации светоизлучающих приборов на основе ГСС в динамических режимах работы. Целью проекта является измерение оптических и электрических характеристик на нескольких выборках светодиодов и лазеров на основе гетероструктур (ГС) и проведение их испытаний в импульсных режимах работы. Уточнение модели микроструктурных изменений в ГСС и приборах на их основе по результатам выборочных испытаний, определение связи прогнозирующих параметров с темпами деградации ГСС. Разработка методик диагностики ГСС и светоизлучающих приборов на их основе по совокупности диагностических и прогнозирующих параметров. Исследование конструкционно-топологические способов снижения влияния факторов электрического и теплового режима работы на процессы деградации ГСС и возможностей повышения долговечности светоизлучающих приборов на основе ГСС в динамических режимах. Результаты анализа изменений микроструктуры ГС и характеристик СИД и лазеров на основе ГС при работе в импульсных режимах. Будет установлена связь скорости микроструктурных изменений и деградации ГС в импульсных режимах с макропараметрами структур. Методики диагностики ГСС и светоизлучающих приборов на их основе по совокупности диагностических и прогнозирующих параметров и конструкционно-топологические способы снижения влияния факторов электрического режима работы на процессы микроструктурного разрушения ГСС в динамических режимах. Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 30 000.
  3. 3. Исследование и разработка волоконно-оптических датчиков, основанных на новых принципах и структурах, включающих специальные волокна. Целью проекта является активные исследования волоконно-оптических структур, работающих на основе преобразования и взаимодействия различных волоконных мод. Использование такого взаимодействия позволяет создавать спектральные фильтры, датчики, чувствительные к различным параметрам окружающей среды. Работы в предлагаемом направлении предполагают исследование структур, содержащих специальные волокна с неоднородной оболочкой, в которых происходит взаимодействие между модами сердцевины и оболочки. Будут проводиться теоретические исследования распространения мод в указанных волокнах, а также эксперименты по измерению чувствительности структур к температуре, деформации, показателю преломления и другим. Будет исследована возможность построения сосредоточенных и распределенных информационно-измерительных систем на их основе. Результаты проведенных исследований могут стать основой для создания волоконно-оптических датчиков для контроля температуры, деформации и показателя преломления, а также волоконно-оптических контрольно-измерительных систем с использованием данного типа датчиков. Срок проекта: 01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 45 000.
  4. Исследование плазмонных эффектов в наноструктурированных материалах. Целью проекта является исследование оптических свойств наноструктурированных и размерно-ограниченных структур позволяет решать задачи поиска перспективных элементов для эффективного управления электромагнитным излучением оптического диапазона. Привлекательным является использование наноструктурированных материалов с плазмонным резонансом, позволяющим концентрировать электромагнитную энергию в малых (по сравнению с длиной волны) объемах и тем самым существенно влиять на оптические характеристики структуры. Работы в предлагаемом направлении предполагают теоретическое исследование обладающих плазмонным резонансном 2D и 3D массивов наноразмерных металлических частиц и слоисто-периодических структур различной топологии в линейном и нелинейном режимах взаимодействия с полем электромагнитной волны. Будут исследованы условия локализации света в наноразмерных областях, оптический гистерезис и бистабильность в наноструктурах и нанокомпозитных материалах. Результаты проведенных исследований могут стать основой для создания нелинейных отражателей и фильтров для устройств управления потоками когерентного излучения на основе плазмонных и плазмон-поляритонных эффектов в наноструктурированных материалах. Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 18 000.
  5. Разработка специализированных систем обработки сигналов волоконно-оптических датчиков. Целью проекта является разработка волоконно-оптических датчиков, которые находят все более широкое применение в различных областях техники. На их основе строятся контрольно-измерительные системы и измерительно-диагностическая аппаратура. В каждом конкретном случае разработчику приходится решать задачу оптимальной обработки выходных сигналов волоконно-оптических датчиков, имеющих такие особенности, как широкий частотный диапазон и малое отношение сигнала к шуму.

Предлагается проведение исследований, направленных на разработку специализированных аппаратно-программных средств, учитывающих особенности выходных сигналов волоконно-оптических датчиков и позволяющих реализовать их оптимальную обработку. За основу при разработке аппаратных средств предлагается взять современные системы проектирования на кристалле. Предполагается разработка аппаратно-программных средств для амплитудных, интерференционных и спектральных типов волоконно-оптических датчиков. Результатом работы должны стать специализированные аппаратно-программные платформы, позволяющие реализовать алгоритмы оптимальной обработки сигналов волоконно-оптических датчиков различных типов. . Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 26 000.

  1. Разработка наноструктурных покрытий для фотовольтаических преобразователей. Целью проекта является оптимизация параметров наноструктурного слоя при помощи точного численного расчёта для достижения наилучшего баланса между двумя механизмами повышения эффективности фотовольтаического преобразования (просветление и светоулавливание). Расчёт коэффициентов поглощения в фотослое ТПСЭ при наличии наноструктурного покрытия с оптимальными параметрами и для чистой поверхности солнечного элемента. Сравнение эффективности ТПСЭ с предложенным покрытием с существующими структурами.

Определение материалов наноструктур, а также возможные способы их производства, позволяющие снизить стоимость наноструктурных покрытий для ТПСЭ. Поиск технологических условий изготовления структур с параметрами, близкими к оптимальным. Изготовление и определение характеристик экспериментальных образцов наноструктурных покрытий для ТПСЭ методами АСМ, СЭМ. Эксперименты по спектроскопии пропускания и отражения образцов с покрытием и без, сравнение результатов с данными численных расчетов, а также с данными других экспериментов. Определение интегрального поглощения и его изменения по сравнению с образцом без покрытия.Исследование способов повышения эффективности ультратонкопленочных фотоэлементов с толщиной активной области в несколько десятков нанометров, а также тонкопленочных фотоэлементов на основе аморфного кремния как одного из самых дешевых полупроводниковых материалов. Результаты проведенных исследований должны стать основой Повышение эффективности фотоэлектрического преобразования солнечного и мощного лазерного излучения Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 42 000.

 

  • СВЧ-электроника: производство и потребление

 

На территории Ульяновской области расположен ОАО «НПП „Завод Искра“», который обладает всем необходимым набором технологических и производственных процессов, необходимых для осуществления замкнутого цикла производства полупроводниковых приборов начиная от разработки и заканчивая серийным выпуском.ОАО «НПП „Завод Искра“» является одним из ведущих производителей и поставщиков элементной базы для предприятий-изготовителей радиоэлектронной аппаратуры, вычислительной техники, средств связи и аппаратуры специального назначения. На предприятии выделены следующие направления деятельности:

  • производство полупроводниковых приборов (мощные биполярные и полевые транзисторы, диоды и модули на их основе, транзисторные и тиристорные оптопары);
  • производство медицинских электродов коронного разряда и газоразрядных электродов;
  • выполнение НИОКР в интересах предприятий ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» и Министерства обороны Российской Федерации.

За последние пять лет на заводе проведены значительные работы по реконструкции действующего производства, что позволило создать компактное современное предприятие по производству изделий электронной техники.

Перспективные направления деятельности

  • Разработка базовых технологий корпусирования и сборки электронных модулей и блоков для радиоэлектронной аппаратуры:
  • Корпусирование и сборка диодно-транзисторных модулей. Корпусирование СВЧ МИС Х-диапазона. Внутренний монтаж электронных блоков. Нанесение металлических слоев на керамические подложки.

Продукция предприятия:

  • Мощные NPN-переключательные транзисторы специального назначения
  • Мощные NPN-усилительные транзисторы специального назначения
  • Высокочастотные импульсные транзисторы специального назначения
  • Мощные полевые переключательные транзисторы специального назначения
  • Высокочастотные полевые транзисторы специального назначения
  • Оптопары транзисторные общего назначения
  • Оптопары транзисторные специального назначения
  • Оптопары тиристорные специального назначения.

На территории Ульяновской области расположены и потенциальные потребители продукции, в частности ОАО «Ульяновский механический завод».

 

  • Потенциал создания Центра проектирования сверх больших интегральных схем (СБИС).

 

В настоящее время осуществлен переход на новую схему создания электронных систем, на основе дизайн-центров и «фабрик» («фаудри») по производству изделий. Разработка и производство ИС разделено. Один вид компаний разрабатывают изделие, но не имеет собственного производства («fables»). Другие компании – производители (merchant foundry)- коммерческие фаудри. Основные мощности сосредоточены на Тайване (48 %), в Китае, Южной Корее.Российская компания «Микрон» готов стать полноценной фаудри для отечественной электроники.

Для приборостроения, широко представленного в Ульяновской области, важнейшим направлением является создание специализированных заказных сверх больших интегральных схем (СБИС), реализующих необходимый функционал прибора. Таким образом,в Ульяновской области имеются как заказы, так и рынок сбыта продукции – электронных изделий. В настоящее время в России работают около 40 дизайн-центров. Для выполнения программ импортозамещения мощностей имеющихся центров недостаточно. На ряде предприятий и вузов области: ФНПЦ ОАО «НПО МАРС», ОАО УКБП, ОАО «НПП Завод Искра», ФГБОУ ВПО УлГТУ существует потребность в создании дизайн-центра. Создание центра в ОНИИП (Омск) в 2008 г. затраты первого года составили более 150 млн. руб. и выросли до 2014 г. до 400 млн. руб.

Создание дизайн-центра специализированных СБИС связано с рядом проблем:

  1. САПР имеют высокую стоимость (Минимальная лицензия на 5 лет – от 2 миллионов долларов).
  2. Освоение ПО очень трудоемко. Во время освоения необходимо в сотрудничестве с вузами работать с учебными лицензиями, которые доступны по стоимости. Маршрут проектирования в среднем может быть освоен инженером за 1 год.
  3. Зависимость от западных партнеров сохраняется в виде зависимости от лицензии на ПО.
  4. Инфраструктура отечественной «фаундри» только складывается.

Создание центра в ОНИИП (Омск) в 2008 г. затраты первого года составили более 150 млн. руб. и выросли до 2014 г. до 400 млн. руб.

Таким образом, проект создания дизайн-центра в Ульяновске требует взаимодействия, предприятий, региональных и федеральных инструментов развития.

  • Проектирование и производство датчиков

На территории Ульяновской области работает промышленная группа МИДА (МИкроэлектронные ДАтчики), которая объединяет ряд предприятий, специализирующихся на разработке, производстве и сбыте микроэлектронных датчиков давления, датчиков избыточного и абсолютного давления, преобразователей и модулей давления, блоков питания и преобразования сигналов, барьеров искрозащиты, цифровых индикаторов, блоков грозозащиты и т.д., а так же медицинских приборов с торговой маркой МИДА.

Ведущим предприятием ПГ МИДА является ЗАО МИДАУС, образованное в 1991 году сразу после прекращения финансирования строительства одного из важнейших проектов последних лет существования СССР – Научно-производственного комплекса “Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации в машиностроении” (НПК УЦМ). Основой коллектива ЗАО МИДАУС стали сотрудники первого из пяти запланированных научно-исследовательских институтов – НИИ интегральных датчиков, что позволило организовать исследования, разработки и производство современных микроэлектронных датчиков давления.

Разработки преобразователей и датчиков давления МИДА базируются на отечественных оригинальных исследованиях тензорезистивного эффекта в гетероэпитаксиальных полупроводниковых структурах “кремний на сапфире” (КНС), проведенных в 1970-х -80-х годах. Основные технические решения, появившиеся в результате этих исследований, защищены авторскими свидетельствами СССР, патентами США, Франции и Германии и стали основой для создания ряда отечественных измерительных комплексов (Сапфир, Сапфир-22, Метран и другие). В настоящее время в ПГ МИДА разработаны и выпускаются несколько десятков типов датчиков, преобразователей и модулей избыточного и абсолютного давления, разности давлений, разрежения, избыточного давления-разрежения, а общее число модификаций датчиков и преобразователей превышает десять тысяч. Верхний предел измерений приборов составляет от 4 кПа до 250 МПа, основная погрешность от 0,1% до 0,5%, а диапазон рабочих температур измеряемой среды – от -50 до +500°C. В 2000 году начат выпуск датчиков с микропроцессорной обработкой сигнала и с суммарной погрешностью измерения 0,25 и 0,5% во всём рабочем диапазоне температур. Все датчики выпускаются как в обычном, так и во взрывозащищенном исполнении (искробезопасная электрическая цепь или взрывонепроницаемая оболочка).

Кроме датчиков и преобразователей давления, в ПГ МИДА разработаны и выпускаются блоки питания и преобразования сигналов, в том числе для датчиков, работающих во взрывоопасных условиях, а также цифровые индикаторы, не требующие отдельного питания. Производятся блоки грозозащиты, предназначенные для защиты измерительной аппаратуры от мощных импульсных электрических помех; барьеры искрозащиты, областью применения который является питание, искрозащита и преобразование выходного сигнала датчиков и других приборов.

Сегодня ПГ МИДА имеет практически замкнутый технологический цикл изготовления датчиков и других приборов, владеет современными технологическими процессами, обеспечивающими выпуск высокоточных, надежных приборов.

 

b– Компетенции ульяновских предприятий в сфере кибербезопасности и специального программного обеспечения

  1. Мобильное ПО

 

Компетенции ульяновских предприятий в области разработок мобильного программного обеспечения представлены несколькими компаниями. Ведутся разработки мобильных приложений для любых платформ, включая iOS, Android, Windows Phone и Windows 8. Такие услуги на текущий момент крайне востребованы, к примеру, ульяновские компании DZ – e-Legion, ITech, Симбирсофт сотрудничают с такими компаниями, как Mail.ru, KFC, BMW, Wikimart, Sony, Альфа-банк, Ингосстрах Инвестиции, Sankyo, GSG, Kimberly-Clark и прочие. Разрабатываемое програмное обеспечение решает различные задачи:

  • ведение коммуникаций внутри компании, где работает свыше 17 тысячи человек,
  • мобильный банк;
  • синхронизация файлов пользователя между всеми устройствами пользователя, подключенными к облачному хранилищу данных и файлов пользователя,
  • и пр.

 

  1. Мультимедийное ПО

 

В Ульяновске создана видеоплатформа Polyvizor при помощи которой можно организовывать прямые видеотрансляции в интернете, конференции на множество абонентов, онлайн-ТВ, видеохостинг. Сервис позволяет организовать собственный видеоканал за считанные секунды даже при помощи камеры в мобильных устройствах, и способен поддерживать связь при использовании мобильного интернета. Так же этот сервис используется для подключения видеонаблюдения через интернет.

 

  • Промышленное ПО

 

Наиболее перспективным направлением в области САПР для кластера, является создание на территории Ульяновской области дизайн центра в области микроэлектроники, особенно в области СВЧ микроэлектроники совместно с центром разработки ПО САПР для данного направления. Кроме того, есть возможность построения на базе НПО «Марс» облачного сервиса по типу SaaS для дизайн-центров государственных компаний, в частности работающих в области оборонного заказа, так как ПНО «Марс» обладает компетенцией построения как защищенных центров обработки данных, так и каналов связи с ними.

В области разработок ГИС преуспела компания Digital Zone, ею было разработано несколько решений. Одно из них – система логистического планирования и трекинга для олимпиады Сочи – 2014. Продукт успешно справился со своими задачами при колоссальных нагрузках во время мероприятий. Система управляла временными окнами доставки на Олимпийских объектах, уменьшала количество ошибок при оформлении персонала заказов на доставку, снижала отрицательное влияние человеческого фактора, разрешала конфликтные ситуации при обеспечении Олимпийских объектов доставкой грузов и услуг. Программа занималась мониторингом местоположения транспортных средств, обеспечивая прозрачность и предсказуемость в процессе движения транспортного средства, участвующего в доставке. Система показала себя хорошо при высоких нагрузках и может быть видоизменена для различных логистических задач в будущем.

Еще одна разработка этой компании – система планирования и мониторинга работы обходчиков трасс Мосводоканала. Перед системой стоят задачи получения данных об обходчиках в реальном времени, отображение предупреждений неисправностей на трассе и возможность передачи медийной информации о проблеме на обходе обхода. В итоге система достигла необходимых целей и повысила эффективность сбора информации обходчиками Мосводоканала, повышение оперативности принятия решений о необходимости ремонта, и решила вопрос контроля прохождения маршрута обходчиком.

Обозначенные компетенции необходимо использовать при формировании проектных консорциумов с целью разработки отечественной программной платформы для компьютерного инжиниринга.

Существуют несколько возможных конфигураций консорциумов, основу которых составляют:

имеющиеся компетенции российских разработчиков и готовые продукты;

объединенные компетенции российских разработчиков и специализированных инжиниринговых центров и создание отраслевых программных продуктов на базе открытого программного обеспечения;

приобретенные компетенции высших учебных заведений и создание всего спектра программных решений с нуля.

 

  1. iv. Системное ПО

 

Компетенцию Ульяновских предприятий в области разработки системного программного обеспечения можно рассмотреть на примере инновационной операционной системы «Фантом» от Digital Zone. Основные преимущества разработки заключаются в отсутствии загрузки операционной системы и наличии мгновенного старта, защищенности от вирусов на уровне объектов и низкой стоимости разработки. Операционная система может применяться в различных сферах, таких как мобильные телефоны, автомобильные компьютеры, медицинские и военные системы. Операционная система на текущий момент готова не полностью и ведутся доработки инструментальных средств, пользовательского интерфейса, утилит и средств миграции. Уже сейчас эта разработка вызывает огромный интерес по всему миру и представляет собой большой потенциал для привлечения возможных инвестиций.

 

  1. v. Электронная коммерция и платёжные системы

 

Компетенции в области электронной коммерции и платежных системы сконцентрированы вокруг разработок Eсwid, X-Cart и X-Payments.

Проект Eсwid имеет 6-летнюю историю и накопил в себе большой опыт в разработке SaaS-решения в сфере электронной коммерции – успешного конструктора интернет-магазинов. Построена система на AJAX платформе. Решение представляет собой онлайн-магазин, который располагается на постоянно развивающейся онлайн-площадке, с ежедневными автоматическими обновлениями. Ecwid надежен и легко маштабируем, т.к. содержат механизмы балансировки нагрузки и резервного копирования информации. Данное решение пользуется спросом по всему миру и уже насчитало более 600,000 пользователей. Приложение стало самым популярным решением для электронной коммерции на Facebook.

Проект X-Cart представляет собой легкоинтегрируемый интернет-магазин. При создании были учтены и разработаны:

  • адаптивный дизайн, который подходит для просмотра магазина на любом устрйостве,
  • безобасность при работе с кедитными картами PSI DSS,
  • мгновенный облачный поиск,
  • в магазин заложены необходимые для продаж маркетинговые инструменты, которые позволяют легко создать акции и скидки для групп пользователей,
  • в систему заложены инструменты и функционал, необходимые для поисковой оптимизаци,
  • функционал расчет доставки и интеграции с транспортными компаниями.

Проект X-payments был создан для обработки платежей по стандарту PA-DSS. На текущий момент система сертифицирована по стандарту PA-DSS 2.0, который был разработан Visa и MasterCard для формирования должного уровня безопасности при обработке данных о держателях карт на этапе авторизации транзакции. Данное программное обеспечение предоставляет возможность принимать данные о кредитных картах и их держателях непосредственно на сайте продавца и при этом сохранять “цифровую подпись” для снятия денег в будущем.

 

  1. vi. Интернет технологии

 

В Ульяновской области работает множество компаний, которые занимаются разработкой интернет решений и создания специализированного инструментария в различных сферах. Большая часть продуктов направлена на непосредственную или косвенную продажу товаров заказчика, для этого реализуется интернет решение, входе которого проводится ряд мероприятий таких как:

  • проведение веб-аналитики,
  • проектирование интернет-решения,
  • создание одного или нескольких сайтов,
  • продвижение решений различными способами (сео, контекстная реклама, баннерная реклама, вирусная реклама и т.д.)

Работы проводятся на различных платформах: 1С:Битрикс, Net.Cat, Amiro, Joomla, WordPress, многие другие.

Объем и масштабы интернет-решений различны, от размещения контактной информации о компаниях в интернете до передачи информации между филиалами, заказчикам и клиентами. Так же тяжело определить границы интернет решений, которые зачастую используют иные отрасли it-сферы, такие как видеоконференции, платежные системы, ГИС и др.

Масштаб разработок в этой области отражает Рейтинг Рунета, в котором в 2013 году было более 10 ульяновских компаний, и одна из них вошла в десятку лучших (MST)

 

  1. Кадровый потенциал для отрасли микроэлектроники, кибербезопасности и специального программного обеспечения.

 

В Ульяновской области для отрасли радиоэлектроники, приборостроения и ИКТ готовят два вуза и один колледж.

5.1. Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) осуществляет подготовку инженерных кадров на основе практико-ориентированного подхода. Университет имеет базовые кафедры на основных промышленных предприятиях отрасли, а именно:

  • ФНПЦ ОАО «НПО МАРС»;
  • ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»;
  • ОАО «Ульяновский механический завод»;
  • ОАО «НПП Завод Искра»
  • – ITECH.group.

В УлГТУ работает академическая базовая кафедра Ульяновского филиала Института радиотехники и радиоэлектроники РАН «Радиотехника, нано и опто-электроника».

Университет в настоящий момент готовит инженеров в интересах развития отраслей радиоэлектроники и ИКТ по следующим направлениям ИКТ:

  • Информатика и вычислительная техника (профили: Вычислительные машины, комплексы, системы и сети:, сиcтемы автоматизированного проектирования);
  • Программная инженерия;
  • Прикладная информатика ;
  • Информационные системы и технологии;
  • Приборостроение (авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы);
  • Прикладная математика.

Успешно работает аспирантура и докторантура по специальностям:

  • Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления,
  • Системы автоматизации проектирования,
  • Приборы и методы измерений по видам измерений (электрические измерения)
  • Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ по техническим и физико-математическим наукам.

По первым трем научным областям действует диссертационный совет.

В области радиоэлектроники реализуется подготовка инженеров по следующим направлениям:

  • Радиотехника;
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • Конструирование и технологии электронных средств;
  • по специальности: Радиоэлектронные системы и комплексы.

В колледже экономики и информатики УлГТУ проводится подготовка по программам СПО:

  • Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям);
  • Программирование в компьютерных системах.

В Ульяновском электромеханическом колледже реализуются следующие программы:

  • Информационные системы (по отраслям);
  • Компьютерные сети.

5.2. В Ульяновском государственном университете (УлГУ) обучаются студенты по профильным направлениям на двух факультетах.

Факультет математики и информационных технологий:

  • прикладная математика и информатика,
  • прикладная информатика,
  • математическое обеспечение и администрирование информационных систем,
  • информационные системы и технологии,
  • компьютерная безопасность,
  • инфокоммуникационные технологии и системы связи,
  • автоматизация технологических процессов и производств.

Инженерно-физический факультет высоких технологий:

  • радиофизика,
  • материаловедение и технология материалов,
  • наноинженерия.

Таким образом, подготовка инженрно-технических работников в вузах и сузах Ульяновска соответствует структуре ИТ-кластера. Подготовка по образовательным программам по программированию и ИТ находится на высоком уровне. Но как и в России в целом вузы готовят недостаточно специалистов по разработке, схемотехнике, топологии ИС.

Например, в США с 1990 по 2003 г. более 66 тыс. студентов изучили проектирование микросхем, причем было изготовлено более 13 тыс. микросхем, так как в рамках образовательных программ микросхемы не только проектируются, но и изготавливаются. Вузы Ульяновской области не имеет возможности в подготовке таких специалистов.

 

  1. Перспективы консолидации субъектов Кластера электроники и программного обеспечения на территории Ульяновской области с целью реализации масштабных задач

 

Д.Медведев: «Предлагается прежде всего сформировать новую модель внедрения перспективных производственных технологий. Как показывает мировая практика, наиболее эффективны здесь консорциумы организаций из разных секторов. Они, как правило, создаются под конкретные проекты. В их составе могут быть представлены как производители, так и потребители технологических решений, в том числе крупные компании с госучастием, инжиниринговые компании, малые и средние предприятия, ведущие вузы и научные организации. По возможности следует привлечь к участию и иностранных партнёров, которые обладают необходимой экспертизой. Учитывая межотраслевой характер обсуждаемой темы, необходим единый координационный механизм, который может получить статус национальной технологической инициативы в области производственных технологий.

Что ещё требуется? Требуется концентрация финансовых и организационных ресурсов как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны науки и бизнеса. В этом контексте предлагается включить новые производственные технологии в перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники и перечень так называемых критических технологий. Естественно, и институтам развития на это нужно будет обратить особое внимание – в рамках тех финансов, которые у них есть. Если потребуются какие-то новые инструменты или дополнительное финансирование, то мы всё это оценим. Ждём предложений на этот счёт. Хотя мы все понимаем, что нынешний бюджет у нас, к сожалению, особых возможностей не имеет, тем не менее всё равно мы эту тему будем оценивать».

Гл. Никитин, первый зам. Министра промышленности и торговли: В целях стимулирования инновационной активности самого бизнеса, который является, в основном за рубежом, основным драйвером технологического развития, мы изменили принципы заказа НИОКР. Cейчас мы перешли к тому, что не заказываем НИОКР от имени федеральных органов исполнительной власти, заказывают его представители бизнеса, компании, мы же субсидируем затраты на такие работы. При этом компании, получающие бюджетную поддержку, должны выполнять обязательства по выпуску конечной инновационной продукции. В случае невыполнения этих обязательств к ним применяются соответствующие санкции.

Помимо такого рода институциональных механизмов мы реализуем и отраслевые программные инструменты по наиболее перспективным высокотехнологичным направлениям – композиционные материалы, редкоземельные элементы, фотоника. Сейчас работаем над подпрограммой по робототехнике и автоматизации.

Отдельной задачей государственной технологической политики мы сейчас видим создание проектных консорциумов, состоящих из компаний – потребителей технологий, учебных заведений, исследовательских центров и, естественно, производителей, разработчиков. Одним из первых таких консорциумов может стать консорциум разработчиков и потребителей инженерного ПО. Считаем, что здесь есть самый большой задел, и мы можем здесь достаточно быстро рвануть вперёд.

Кроме того, мы предлагаем разработать отдельную подпрограмму «Развитие средств производства» в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», предусмотрев в ней мероприятия по развитию аддитивных технологий, робототехники и других средств производства, функционирующих в рамках цифрового производства.

Совместно с Минкомсвязи мы договорились разработать и утвердить – и считаем это чрезвычайно важным – подпрограмму «Разработка отечественного инженерного программного обеспечения». До сих пор такой подпрограммы и таких мероприятий не было. Данные подпрограммы должны стать основой для развития тех проектных консорциумов, о которых я сказал.

Вышеназванные меры должны стать неотъемлемой частью национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии», которую мы предполагаем запустить.»

Приведенные цитаты определяют основной механизм консолидации участников ИТ-кластера для выполнения крупных проектов – формирование проектных консорциумов под конкретную задачу. Организационную и координирующую роль должен играть Центр развития кластера, а технологическим лидером каждого проектного консорциума должна являться организация-лидер в базовой технологии проекта.

 

  1. Предлагаемая схема взаимодействия федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти и ведомств по координации процесса импортозамещения в сфере микроэлектронной продукции, кибербезопасности и специального программного обеспечения.

 

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 сентября 2014 года. По его итогам приняты следующие решения (протокол заседания президиума от 16 сентября 2014 года № 5):

1) Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Минэнерго России, Минкомсвязью России, Минобороны России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и общероссийскими общественными объединениями предпринимателей представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе из крупных компаний с государственным участием – потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий. Срок – 30 июня 2015 г.;

2) Рекомендовать ОАО “РВК” (И.Р.Агамирзяну), Фонду “Сколково” (А.В.Буренину), ООО “УК” РОСНАНО” (А.Б.Чубайсу), ГК “Внешэкономбанк” (В.А.Дмитриеву), ОАО “ЭКСАР” (П.М.Фрадкову), РФФИ (В.Я.Панченко), РФТР (М.Б.Рогачеву), РНФ (А.В.Хлунову), РФПИ (К.А.Дмитриеву), Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (С.Г.Полякову) совместно с участниками соответствующих технологических платформ предусмотреть поддержку новых производственных технологий, в том числе технологий робототехники, цифрового производства, аддитивных технологий и технологий проектирования конструкций и материалов, в рамках имеющихся инструментов финансовой и нефинансовой поддержки субъектов экономической деятельности, а также разработать систему новых инструментов поддержки, предусмотрев при необходимости внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты.Срок – 30 марта 2015 г.;

3) Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

– представить в Правительство Российской Федерации предложения по дополнительным бюджетным ассигнованиям на финансирование проектов в рамках национальной технологической инициативы “Новые производственные технологии” сверх лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета Российской Федерации, предусмотренных на финансирование профильных государственных программ Российской Федерации на период 2016 – 2020 годов;

– с учетом критического влияния новых производственных технологий на конкурентоспособность российских промышленных предприятий проработать совместно с институтами развития возможность софинансирования проектов в области новых производственных технологий за счет средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе и других источников и представить доклад в Правительство Российской Федерации. Срок – 30 ноября 2015 г.

  1. Минпромторгу России (Д.В.Мантурову):

– совместно с Минкомсвязью России разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации подпрограмму “Разработка отечественного инженерного программного обеспечения”; Срок – 2 июня 2016 г.

 

Таким образом, предложения общественного экспертного совета по развитию ИТ при Губернаторе Ульяновской области должны быть направлены на создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий Ульяновской области.

Для оперативного формирования проектных консорциумов, координации усилий, реализации стратегии развития ИТ-кластера и развития кластера электроники и программного обеспечения необходимо создать организационную структуру в форме АНО «Координационный центр Кластера электроники и программного обеспечения на территории Ульяновской области».

 

  1. Заключение

 

Развитие проекта «Кластер электроники и специального программного обеспечения в Ульяновской области» включает в себя два основных направления:

– развитие производств микроэлектроники, приборостроения, в том числе авиационных приборов, и аппаратно-программных комплексов;

– развитие сектора производства защищенного программного обеспечения специального и гражданского назначения.

  1. Предложения по развитию производств микроэлектроники, приборостроения, в том числе авиационных приборов, и аппаратно-программных комплексов.

На территории Ульяновской области успешно работают и развиваются ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» и ОАО «УТЕС», являющиеся крупными разработчиками и производителями бортового радиоэлектронного оборудования, способные увеличить объем разработок и производства высокотехнологичного оборудования, в том числе различных инерциальных навигационных систем.

В Ульяновской области имеется мощная образовательная и научная база – радиотехнический факультет Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), физико-технический факультет Ульяновского государственного университета (УлГУ), также развита научно-техническая составляющая на базе выше указанных вузов и ульяновского филиала Института радиоэлектроники РАН.

В компанию «Российская электроника» входит ОАО «Искра» (г.Ульяновск), предприятие, ранее получившее поддержку в рамках федеральной целевой программы «Развитие компонентной базы».

Предприятия ОАО «Ульяновский механический завод», ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» (концерн «Алмаз-Антей») совместно с вузами и научными организациями Ульяновской области, технологической платформой «Моделирование, технологии и эксплуатация высокотехнологических систем» готовы разработать и реализовать ряд проектов создания инновационных программно-аппаратных комплексов.

Используя перечисленный потенциал, Ульяновский регион способен развивать проект расширения производства электронных компонент, приборов, аппаратных комплексов, а в перспективе – рассматривать свои площадки развития, как потенциальные для развития электронного машиностроения.

Первым шагом в развитии может служить проект создания дизайн-центра специализированных СБИС, для которого в Ульяновске имеются как заказы предприятий, так и потребители.

  1. Предложения по развитию сектора производства защищенного программного обеспечения специального и гражданского назначения.

В Ульяновске расположен Федеральный научно-производственный центр «ОАО НПО «Марс», осуществляющий разработки автоматизированных систем управления ВМФ и имеющий опыт применения двойных технологий для создания информационных систем гражданского назначения.

Многочисленные ИТ-компании региона обладают компетенциями в разработки системного и прикладного ПО.

Используя перечисленный потенциал предприятий, возможно сосредоточить разработку и производство защищенного программного обеспечения специального и гражданского назначения широкой номенклатуры в Ульяновской области.

  1. Предложения по организационной схеме реализации развития кластера.

 

Развитие кластера должно осуществляться через создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий, ИТ-компаний Ульяновской области.

Для оперативного формирования проектных консорциумов, координации усилий, реализации стратегии развития ИТ-кластера и развития кластера электроники и программного обеспечения необходимо создать организационную структуру в форме АНО «Координационный центр Кластера электроники и программного обеспечения».

 

[1] В состав российского ИКТ-продукта могут входить сторонние компоненты, в том числе:

– компоненты, требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам;

– компоненты, не требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам;

– компоненты, распространяемые по свободным и/или открытым лицензиям.

[2] Предполагается, что норма, содержащая требование отсутствия двойного гражданства у гражданина или группы граждан РФ, должна вступить в силу не ранее 1 января 2016 года