Концепция развития Кластера электроники и программного обеспечения на территории Ульяновской областиОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Представленная концепция развития Кластера электроники
Разработка Концепции опирается на потенциал значительных ресурсов в IT-сфере и радиоэлектронной промышленности. Многочисленные компетенции, большое число специалистов, площадки для обучения, высокотехнологичное оборудование, профессиональное управление в компаниях при правильном подходе и стимуляции позволяют создать точку роста, на которой могут быть развиты и построены инновационные, передовые технологии и производства. В то же время, если на текущий момент выбрать сценарий пассивного саразвития, то этот потенциал может быть упущен. Ряд регионов, например, Татарстан выбирает стратегию управляемого стимулирования роста ИКТ-отрасли (проект “Иннополис”). Проект “Иннополис” направлен на подготовку кадров, повышение уровня инфраструктуры проживания, привлечение инвестиций. Увеличение утечки высококвалифицированных специалистов из Ульяновска будет ослаблять ИТ-компании Ульяновской области.
Поддержка развития кластера запустит важные для данной области механизмы:
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 сентября 2014 года. По его итогам приняты следующие решения (протокол заседания президиума от 16 сентября 2014 года № 5):
– разработку и представление для утверждения в Правительство Российской Федерации проекта национальной технологической инициативы “Новые производственные технологии”, в том числе в области разработки средств автоматизации и роботизации, отечественного программного обеспечения в сфере сопровождения жизненного цикла создания промышленных продуктов, аддитивных технологий, иных направлений по развитию новых промышленных технологий и обеспечения их материалами, а также совершенствования регуляторной среды для указанных видов деятельности. Срок – 31 декабря 2015 г.; – разработку и представление в Правительство Российской Федерации предложений по формированию системы и органов управления реализацией мероприятий национальной технологической инициативы, в том числе предложения по формированию системы заказа на новые производственные технологии. Срок – 30 марта 2015 г.
а) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минкомсвязью России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и участниками соответствующих технологических платформ обеспечить формирование и утверждение скоординированной программы исследований и разработок в интересах развития новых производственных технологий. Срок – 31 августа 2015 г.; б) Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Минэнерго России, Минкомсвязью России, Минобороны России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и общероссийскими общественными объединениями предпринимателей представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе из крупных компаний с государственным участием – потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий. Срок – 30 июня 2015 г.; в) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках актуализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, подготовить предложения по дополнению приоритетных направлений направлением “новые производственные технологии”, а перечня критических технологий – технологиями робототехники, аддитивными технологиями, технологиями цифрового производства, а также технологиями проектирования конструкций и материалов.Срок – 15 декабря 2014 г.; г) Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с Минпромторгом России и Минкомсвязью России представить в Правительство Российской Федерации предложения по развитию системы непрерывного образования в области основ интеллектуальных технологий, информационных технологий и компьютерного моделирования, мехатроники, робототехники, аддитивных технологий и материаловедения, включая разработку примерных основных образовательных программ для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Срок – 29 июля 2015 г. Таким образом, предложения общественного экспертного совета по развитию ИТ при Губернаторе Ульяновской области отвечают задачам формирования «Новой технологической инициативы России», новым производственным приоритетам, научным приоритетам и критическим технологиям.и направлены на создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий Ульяновской области.
– увеличения в 2,7 раза доли отечественных радиоэлектронных изделий на мировом рынке; – увеличения в 2,5 раза доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке.
3.1. Закрепить в законодательстве определение российского ИКТ-продукта совместно с определением производителя российского ИКТ-продукта с использованием следующей редакции: «Российским ИКТ-продуктом считаются программное обеспечение, аппаратные и программно-аппаратные комплексы, не содержащие компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ, в объеме, превышающем порог, который определяется специальным классификатором, утверждаемым Правительством Российской Федерации[1], и если исключительные права на данный продукт (на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права) принадлежат производителю, являющемуся российским юридическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации,
– и в котором более 50 (пятидесяти) процентов долей в уставном капитале, акций и других инструментов корпоративного контроля принадлежит:
3.2. Законодательно закрепить обязанности Правительства Российской Федерации обеспечить ведение специального классификатора реестра российского программного обеспечения силами профильных ведомств. 3.3. Внести поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее 44-ФЗ), а также в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223 ФЗ (далее 223 ФЗ), закрепляющих поддержку отечественных ИКТ-продуктов при проведении закупок товаров, работ или услуг (без пересмотра уже состоявшихся): 3.2.1. в 223 ФЗ ввести норму об обязательном ведении каталога товаров и услуг в стандарте НСИ ISO 22745 и/или соответствующем ГОСТ; 3.2.2. в законы 44 ФЗ и 223 ФЗ ввести нормы об однозначном предпочтении российских ИКТ-продуктов, являющихся аналогами соответствующих импортных ИКТ-решений. При наличии в реестре двух и более российских ИКТ-продуктов, имеющих соответствующий статус, импортный ИКТ-продукт к конкурсу не допускается. При закупке импортного ИКТ-продукта, имеющего отечественные аналоги в реестре, проводить обязательную публичную процедуру внешнего аудита таких решений с привлечением соответствующих ведомств в рамках их компетенций.
Министр пишет о серьезной зависимости страны от импортных поставок оборудования, компонентной базы и программного обеспечения — и предлагает создать в России государственную систему комплексного развития радиоэлектронной промышленности, инженерно-вычислительной инфраструктуры и центров обработки данных, российского программного обеспечения, необходимого для полноценной работы государственных информационных систем и электронного правительства. В письме указывается на высокую зависимость от импортного программного обеспечения и оборудования органов государственной власти, которые ежегодно тратят на IT 80 млрд руб. Создание такой системы, по мнению Никифорова, не допустит нарушения суверенитета государства через вмешательство иностранцев в информационные системы, будет способствовать развитию российской IT-отрасли, обеспечит технологическую независимость органов власти и повысит их эффективность. Ответственной за создание такой системы министр предлагает сделать госкорпорацию «Ростех». Письмо в первую очередь оно касалось передачи управления системами электронного правительства. Согласно отчету «Ростелекома» за 2011-2013 гг. (МСФО), расходы оператора на проект «Электронное правительство» в 2011 г. составили 2,188 млрд руб., в 2012 г. — 4,96 млрд, а в 2013 г. — 4,651 млрд руб. Полной передачи управления электронным правительством от «Ростелекома» «Ростеху» пока не произошло. Более того, обе госкомпании создали совместное предприятие на базе принадлежавшей оператору компании «РТ-лабс»: она будет разрабатывать софт для импортозамещения для 10 приоритетных направлений, названных ранее министром связи. «Ростех» уже начал строить здание в «Иннополисе»: в нем разместится более 2500 разработчиков, в задачи которых войдет создание российского программного обеспечения. Это могут быть ERP-системы, базы данных, операционная система и среда разработки приложений. Это позволит снизить зависимость «Ростеха» от зарубежного программного обеспечения. Минкомсвязи предложило ограничить закупки зарубежного софта для органов государственной власти — это было одним из предложений во исполнение поручения премьера Дмитрия Медведева. Уже с 1 июля 2015 г. госорганы должны будут ограничиться тем софтом, который внесен в так называемый реестр отечественного программного обеспечения, — либо обосновать невозможность такого ограничения. Формироваться такой реестр начнет с 1 апреля 2015 г. Еще раньше Медведев поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторгу, Федеральной антимонопольной службе и Роспатенту проработать меры импортозамещения программного обеспечения для госсектора и госкомпаний.
Указанным выше решениям нужен рынок, доработка, развитие. Некоторые из них — на мировом уровне, в «коробке», некоторые — в стадии первых сырых версий. Отсутствующее или неготовое на данный момент в РФ ключевое ПО (например, десктопная ОС, серверная ОС, мобильная ОС, BIOS, и др.) может быть относительно быстро и небольшими силами реализовано/доработано имеющимися на рынке компаниями на базе имеющихся решений и продуктов, либо открытых проектов. Например, по некоторым оценкам, мобильная операционная система на базе Linux/Android может быть разработана на основе открытого ПО за 12-18 месяцев силами не более 100-150 человек, то же самое верно относительно СУБД (на базе PostgreSQL/Линтер).
В Ульяновской области учеными Ульяновского государственного технического университета, Ульяновского филиала Института Радиотехникии радиоэлектроники РАН создан научно-технический задел, позволяющий реализовать следующие проекты:
Предлагается проведение исследований, направленных на разработку специализированных аппаратно-программных средств, учитывающих особенности выходных сигналов волоконно-оптических датчиков и позволяющих реализовать их оптимальную обработку. За основу при разработке аппаратных средств предлагается взять современные системы проектирования на кристалле. Предполагается разработка аппаратно-программных средств для амплитудных, интерференционных и спектральных типов волоконно-оптических датчиков. Результатом работы должны стать специализированные аппаратно-программные платформы, позволяющие реализовать алгоритмы оптимальной обработки сигналов волоконно-оптических датчиков различных типов. . Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 26 000.
Определение материалов наноструктур, а также возможные способы их производства, позволяющие снизить стоимость наноструктурных покрытий для ТПСЭ. Поиск технологических условий изготовления структур с параметрами, близкими к оптимальным. Изготовление и определение характеристик экспериментальных образцов наноструктурных покрытий для ТПСЭ методами АСМ, СЭМ. Эксперименты по спектроскопии пропускания и отражения образцов с покрытием и без, сравнение результатов с данными численных расчетов, а также с данными других экспериментов. Определение интегрального поглощения и его изменения по сравнению с образцом без покрытия.Исследование способов повышения эффективности ультратонкопленочных фотоэлементов с толщиной активной области в несколько десятков нанометров, а также тонкопленочных фотоэлементов на основе аморфного кремния как одного из самых дешевых полупроводниковых материалов. Результаты проведенных исследований должны стать основой Повышение эффективности фотоэлектрического преобразования солнечного и мощного лазерного излучения Срок проекта: 01.01.2015 -1.12.2018, Бюджет проекта (тыс. руб.): 42 000.
На территории Ульяновской области расположен ОАО «НПП „Завод Искра“», который обладает всем необходимым набором технологических и производственных процессов, необходимых для осуществления замкнутого цикла производства полупроводниковых приборов начиная от разработки и заканчивая серийным выпуском.ОАО «НПП „Завод Искра“» является одним из ведущих производителей и поставщиков элементной базы для предприятий-изготовителей радиоэлектронной аппаратуры, вычислительной техники, средств связи и аппаратуры специального назначения. На предприятии выделены следующие направления деятельности:
За последние пять лет на заводе проведены значительные работы по реконструкции действующего производства, что позволило создать компактное современное предприятие по производству изделий электронной техники. Перспективные направления деятельности
Продукция предприятия:
На территории Ульяновской области расположены и потенциальные потребители продукции, в частности ОАО «Ульяновский механический завод».
В настоящее время осуществлен переход на новую схему создания электронных систем, на основе дизайн-центров и «фабрик» («фаудри») по производству изделий. Разработка и производство ИС разделено. Один вид компаний разрабатывают изделие, но не имеет собственного производства («fables»). Другие компании – производители (merchant foundry)- коммерческие фаудри. Основные мощности сосредоточены на Тайване (48 %), в Китае, Южной Корее.Российская компания «Микрон» готов стать полноценной фаудри для отечественной электроники. Для приборостроения, широко представленного в Ульяновской области, важнейшим направлением является создание специализированных заказных сверх больших интегральных схем (СБИС), реализующих необходимый функционал прибора. Таким образом,в Ульяновской области имеются как заказы, так и рынок сбыта продукции – электронных изделий. В настоящее время в России работают около 40 дизайн-центров. Для выполнения программ импортозамещения мощностей имеющихся центров недостаточно. На ряде предприятий и вузов области: ФНПЦ ОАО «НПО МАРС», ОАО УКБП, ОАО «НПП Завод Искра», ФГБОУ ВПО УлГТУ существует потребность в создании дизайн-центра. Создание центра в ОНИИП (Омск) в 2008 г. затраты первого года составили более 150 млн. руб. и выросли до 2014 г. до 400 млн. руб. Создание дизайн-центра специализированных СБИС связано с рядом проблем:
Создание центра в ОНИИП (Омск) в 2008 г. затраты первого года составили более 150 млн. руб. и выросли до 2014 г. до 400 млн. руб. Таким образом, проект создания дизайн-центра в Ульяновске требует взаимодействия, предприятий, региональных и федеральных инструментов развития.
На территории Ульяновской области работает промышленная группа МИДА (МИкроэлектронные ДАтчики), которая объединяет ряд предприятий, специализирующихся на разработке, производстве и сбыте микроэлектронных датчиков давления, датчиков избыточного и абсолютного давления, преобразователей и модулей давления, блоков питания и преобразования сигналов, барьеров искрозащиты, цифровых индикаторов, блоков грозозащиты и т.д., а так же медицинских приборов с торговой маркой МИДА. Ведущим предприятием ПГ МИДА является ЗАО МИДАУС, образованное в 1991 году сразу после прекращения финансирования строительства одного из важнейших проектов последних лет существования СССР – Научно-производственного комплекса “Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации в машиностроении” (НПК УЦМ). Основой коллектива ЗАО МИДАУС стали сотрудники первого из пяти запланированных научно-исследовательских институтов – НИИ интегральных датчиков, что позволило организовать исследования, разработки и производство современных микроэлектронных датчиков давления. Разработки преобразователей и датчиков давления МИДА базируются на отечественных оригинальных исследованиях тензорезистивного эффекта в гетероэпитаксиальных полупроводниковых структурах “кремний на сапфире” (КНС), проведенных в 1970-х -80-х годах. Основные технические решения, появившиеся в результате этих исследований, защищены авторскими свидетельствами СССР, патентами США, Франции и Германии и стали основой для создания ряда отечественных измерительных комплексов (Сапфир, Сапфир-22, Метран и другие). В настоящее время в ПГ МИДА разработаны и выпускаются несколько десятков типов датчиков, преобразователей и модулей избыточного и абсолютного давления, разности давлений, разрежения, избыточного давления-разрежения, а общее число модификаций датчиков и преобразователей превышает десять тысяч. Верхний предел измерений приборов составляет от 4 кПа до 250 МПа, основная погрешность от 0,1% до 0,5%, а диапазон рабочих температур измеряемой среды – от -50 до +500°C. В 2000 году начат выпуск датчиков с микропроцессорной обработкой сигнала и с суммарной погрешностью измерения 0,25 и 0,5% во всём рабочем диапазоне температур. Все датчики выпускаются как в обычном, так и во взрывозащищенном исполнении (искробезопасная электрическая цепь или взрывонепроницаемая оболочка). Кроме датчиков и преобразователей давления, в ПГ МИДА разработаны и выпускаются блоки питания и преобразования сигналов, в том числе для датчиков, работающих во взрывоопасных условиях, а также цифровые индикаторы, не требующие отдельного питания. Производятся блоки грозозащиты, предназначенные для защиты измерительной аппаратуры от мощных импульсных электрических помех; барьеры искрозащиты, областью применения который является питание, искрозащита и преобразование выходного сигнала датчиков и других приборов. Сегодня ПГ МИДА имеет практически замкнутый технологический цикл изготовления датчиков и других приборов, владеет современными технологическими процессами, обеспечивающими выпуск высокоточных, надежных приборов.
b– Компетенции ульяновских предприятий в сфере кибербезопасности и специального программного обеспечения
Компетенции ульяновских предприятий в области разработок мобильного программного обеспечения представлены несколькими компаниями. Ведутся разработки мобильных приложений для любых платформ, включая iOS, Android, Windows Phone и Windows 8. Такие услуги на текущий момент крайне востребованы, к примеру, ульяновские компании DZ – e-Legion, ITech, Симбирсофт сотрудничают с такими компаниями, как Mail.ru, KFC, BMW, Wikimart, Sony, Альфа-банк, Ингосстрах Инвестиции, Sankyo, GSG, Kimberly-Clark и прочие. Разрабатываемое програмное обеспечение решает различные задачи:
В Ульяновске создана видеоплатформа Polyvizor при помощи которой можно организовывать прямые видеотрансляции в интернете, конференции на множество абонентов, онлайн-ТВ, видеохостинг. Сервис позволяет организовать собственный видеоканал за считанные секунды даже при помощи камеры в мобильных устройствах, и способен поддерживать связь при использовании мобильного интернета. Так же этот сервис используется для подключения видеонаблюдения через интернет.
Наиболее перспективным направлением в области САПР для кластера, является создание на территории Ульяновской области дизайн центра в области микроэлектроники, особенно в области СВЧ микроэлектроники совместно с центром разработки ПО САПР для данного направления. Кроме того, есть возможность построения на базе НПО «Марс» облачного сервиса по типу SaaS для дизайн-центров государственных компаний, в частности работающих в области оборонного заказа, так как ПНО «Марс» обладает компетенцией построения как защищенных центров обработки данных, так и каналов связи с ними. В области разработок ГИС преуспела компания Digital Zone, ею было разработано несколько решений. Одно из них – система логистического планирования и трекинга для олимпиады Сочи – 2014. Продукт успешно справился со своими задачами при колоссальных нагрузках во время мероприятий. Система управляла временными окнами доставки на Олимпийских объектах, уменьшала количество ошибок при оформлении персонала заказов на доставку, снижала отрицательное влияние человеческого фактора, разрешала конфликтные ситуации при обеспечении Олимпийских объектов доставкой грузов и услуг. Программа занималась мониторингом местоположения транспортных средств, обеспечивая прозрачность и предсказуемость в процессе движения транспортного средства, участвующего в доставке. Система показала себя хорошо при высоких нагрузках и может быть видоизменена для различных логистических задач в будущем. Еще одна разработка этой компании – система планирования и мониторинга работы обходчиков трасс Мосводоканала. Перед системой стоят задачи получения данных об обходчиках в реальном времени, отображение предупреждений неисправностей на трассе и возможность передачи медийной информации о проблеме на обходе обхода. В итоге система достигла необходимых целей и повысила эффективность сбора информации обходчиками Мосводоканала, повышение оперативности принятия решений о необходимости ремонта, и решила вопрос контроля прохождения маршрута обходчиком. Обозначенные компетенции необходимо использовать при формировании проектных консорциумов с целью разработки отечественной программной платформы для компьютерного инжиниринга. Существуют несколько возможных конфигураций консорциумов, основу которых составляют: имеющиеся компетенции российских разработчиков и готовые продукты; объединенные компетенции российских разработчиков и специализированных инжиниринговых центров и создание отраслевых программных продуктов на базе открытого программного обеспечения; приобретенные компетенции высших учебных заведений и создание всего спектра программных решений с нуля.
Компетенцию Ульяновских предприятий в области разработки системного программного обеспечения можно рассмотреть на примере инновационной операционной системы «Фантом» от Digital Zone. Основные преимущества разработки заключаются в отсутствии загрузки операционной системы и наличии мгновенного старта, защищенности от вирусов на уровне объектов и низкой стоимости разработки. Операционная система может применяться в различных сферах, таких как мобильные телефоны, автомобильные компьютеры, медицинские и военные системы. Операционная система на текущий момент готова не полностью и ведутся доработки инструментальных средств, пользовательского интерфейса, утилит и средств миграции. Уже сейчас эта разработка вызывает огромный интерес по всему миру и представляет собой большой потенциал для привлечения возможных инвестиций.
Компетенции в области электронной коммерции и платежных системы сконцентрированы вокруг разработок Eсwid, X-Cart и X-Payments. Проект Eсwid имеет 6-летнюю историю и накопил в себе большой опыт в разработке SaaS-решения в сфере электронной коммерции – успешного конструктора интернет-магазинов. Построена система на AJAX платформе. Решение представляет собой онлайн-магазин, который располагается на постоянно развивающейся онлайн-площадке, с ежедневными автоматическими обновлениями. Ecwid надежен и легко маштабируем, т.к. содержат механизмы балансировки нагрузки и резервного копирования информации. Данное решение пользуется спросом по всему миру и уже насчитало более 600,000 пользователей. Приложение стало самым популярным решением для электронной коммерции на Facebook. Проект X-Cart представляет собой легкоинтегрируемый интернет-магазин. При создании были учтены и разработаны:
Проект X-payments был создан для обработки платежей по стандарту PA-DSS. На текущий момент система сертифицирована по стандарту PA-DSS 2.0, который был разработан Visa и MasterCard для формирования должного уровня безопасности при обработке данных о держателях карт на этапе авторизации транзакции. Данное программное обеспечение предоставляет возможность принимать данные о кредитных картах и их держателях непосредственно на сайте продавца и при этом сохранять “цифровую подпись” для снятия денег в будущем.
В Ульяновской области работает множество компаний, которые занимаются разработкой интернет решений и создания специализированного инструментария в различных сферах. Большая часть продуктов направлена на непосредственную или косвенную продажу товаров заказчика, для этого реализуется интернет решение, входе которого проводится ряд мероприятий таких как:
Работы проводятся на различных платформах: 1С:Битрикс, Net.Cat, Amiro, Joomla, WordPress, многие другие. Объем и масштабы интернет-решений различны, от размещения контактной информации о компаниях в интернете до передачи информации между филиалами, заказчикам и клиентами. Так же тяжело определить границы интернет решений, которые зачастую используют иные отрасли it-сферы, такие как видеоконференции, платежные системы, ГИС и др. Масштаб разработок в этой области отражает Рейтинг Рунета, в котором в 2013 году было более 10 ульяновских компаний, и одна из них вошла в десятку лучших (MST)
В Ульяновской области для отрасли радиоэлектроники, приборостроения и ИКТ готовят два вуза и один колледж. 5.1. Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) осуществляет подготовку инженерных кадров на основе практико-ориентированного подхода. Университет имеет базовые кафедры на основных промышленных предприятиях отрасли, а именно:
В УлГТУ работает академическая базовая кафедра Ульяновского филиала Института радиотехники и радиоэлектроники РАН «Радиотехника, нано и опто-электроника». Университет в настоящий момент готовит инженеров в интересах развития отраслей радиоэлектроники и ИКТ по следующим направлениям ИКТ:
Успешно работает аспирантура и докторантура по специальностям:
По первым трем научным областям действует диссертационный совет. В области радиоэлектроники реализуется подготовка инженеров по следующим направлениям:
В колледже экономики и информатики УлГТУ проводится подготовка по программам СПО:
В Ульяновском электромеханическом колледже реализуются следующие программы:
5.2. В Ульяновском государственном университете (УлГУ) обучаются студенты по профильным направлениям на двух факультетах. Факультет математики и информационных технологий:
Инженерно-физический факультет высоких технологий:
Таким образом, подготовка инженрно-технических работников в вузах и сузах Ульяновска соответствует структуре ИТ-кластера. Подготовка по образовательным программам по программированию и ИТ находится на высоком уровне. Но как и в России в целом вузы готовят недостаточно специалистов по разработке, схемотехнике, топологии ИС. Например, в США с 1990 по 2003 г. более 66 тыс. студентов изучили проектирование микросхем, причем было изготовлено более 13 тыс. микросхем, так как в рамках образовательных программ микросхемы не только проектируются, но и изготавливаются. Вузы Ульяновской области не имеет возможности в подготовке таких специалистов.
Д.Медведев: «Предлагается прежде всего сформировать новую модель внедрения перспективных производственных технологий. Как показывает мировая практика, наиболее эффективны здесь консорциумы организаций из разных секторов. Они, как правило, создаются под конкретные проекты. В их составе могут быть представлены как производители, так и потребители технологических решений, в том числе крупные компании с госучастием, инжиниринговые компании, малые и средние предприятия, ведущие вузы и научные организации. По возможности следует привлечь к участию и иностранных партнёров, которые обладают необходимой экспертизой. Учитывая межотраслевой характер обсуждаемой темы, необходим единый координационный механизм, который может получить статус национальной технологической инициативы в области производственных технологий. Что ещё требуется? Требуется концентрация финансовых и организационных ресурсов как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны науки и бизнеса. В этом контексте предлагается включить новые производственные технологии в перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники и перечень так называемых критических технологий. Естественно, и институтам развития на это нужно будет обратить особое внимание – в рамках тех финансов, которые у них есть. Если потребуются какие-то новые инструменты или дополнительное финансирование, то мы всё это оценим. Ждём предложений на этот счёт. Хотя мы все понимаем, что нынешний бюджет у нас, к сожалению, особых возможностей не имеет, тем не менее всё равно мы эту тему будем оценивать». Гл. Никитин, первый зам. Министра промышленности и торговли: В целях стимулирования инновационной активности самого бизнеса, который является, в основном за рубежом, основным драйвером технологического развития, мы изменили принципы заказа НИОКР. Cейчас мы перешли к тому, что не заказываем НИОКР от имени федеральных органов исполнительной власти, заказывают его представители бизнеса, компании, мы же субсидируем затраты на такие работы. При этом компании, получающие бюджетную поддержку, должны выполнять обязательства по выпуску конечной инновационной продукции. В случае невыполнения этих обязательств к ним применяются соответствующие санкции. Помимо такого рода институциональных механизмов мы реализуем и отраслевые программные инструменты по наиболее перспективным высокотехнологичным направлениям – композиционные материалы, редкоземельные элементы, фотоника. Сейчас работаем над подпрограммой по робототехнике и автоматизации. Отдельной задачей государственной технологической политики мы сейчас видим создание проектных консорциумов, состоящих из компаний – потребителей технологий, учебных заведений, исследовательских центров и, естественно, производителей, разработчиков. Одним из первых таких консорциумов может стать консорциум разработчиков и потребителей инженерного ПО. Считаем, что здесь есть самый большой задел, и мы можем здесь достаточно быстро рвануть вперёд. Кроме того, мы предлагаем разработать отдельную подпрограмму «Развитие средств производства» в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», предусмотрев в ней мероприятия по развитию аддитивных технологий, робототехники и других средств производства, функционирующих в рамках цифрового производства. Совместно с Минкомсвязи мы договорились разработать и утвердить – и считаем это чрезвычайно важным – подпрограмму «Разработка отечественного инженерного программного обеспечения». До сих пор такой подпрограммы и таких мероприятий не было. Данные подпрограммы должны стать основой для развития тех проектных консорциумов, о которых я сказал. Вышеназванные меры должны стать неотъемлемой частью национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии», которую мы предполагаем запустить.» Приведенные цитаты определяют основной механизм консолидации участников ИТ-кластера для выполнения крупных проектов – формирование проектных консорциумов под конкретную задачу. Организационную и координирующую роль должен играть Центр развития кластера, а технологическим лидером каждого проектного консорциума должна являться организация-лидер в базовой технологии проекта.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 сентября 2014 года. По его итогам приняты следующие решения (протокол заседания президиума от 16 сентября 2014 года № 5): 1) Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минтрансом России, Минэнерго России, Минкомсвязью России, Минобороны России, ФАНО России, РАН, Роскосмосом, Госкорпорацией “Росатом”, Росстандартом, институтами развития и общероссийскими общественными объединениями предпринимателей представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе из крупных компаний с государственным участием – потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий. Срок – 30 июня 2015 г.; 2) Рекомендовать ОАО “РВК” (И.Р.Агамирзяну), Фонду “Сколково” (А.В.Буренину), ООО “УК” РОСНАНО” (А.Б.Чубайсу), ГК “Внешэкономбанк” (В.А.Дмитриеву), ОАО “ЭКСАР” (П.М.Фрадкову), РФФИ (В.Я.Панченко), РФТР (М.Б.Рогачеву), РНФ (А.В.Хлунову), РФПИ (К.А.Дмитриеву), Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (С.Г.Полякову) совместно с участниками соответствующих технологических платформ предусмотреть поддержку новых производственных технологий, в том числе технологий робототехники, цифрового производства, аддитивных технологий и технологий проектирования конструкций и материалов, в рамках имеющихся инструментов финансовой и нефинансовой поддержки субъектов экономической деятельности, а также разработать систему новых инструментов поддержки, предусмотрев при необходимости внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты.Срок – 30 марта 2015 г.; 3) Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: – представить в Правительство Российской Федерации предложения по дополнительным бюджетным ассигнованиям на финансирование проектов в рамках национальной технологической инициативы “Новые производственные технологии” сверх лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета Российской Федерации, предусмотренных на финансирование профильных государственных программ Российской Федерации на период 2016 – 2020 годов; – с учетом критического влияния новых производственных технологий на конкурентоспособность российских промышленных предприятий проработать совместно с институтами развития возможность софинансирования проектов в области новых производственных технологий за счет средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе и других источников и представить доклад в Правительство Российской Федерации. Срок – 30 ноября 2015 г.
– совместно с Минкомсвязью России разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации подпрограмму “Разработка отечественного инженерного программного обеспечения”; Срок – 2 июня 2016 г.
Таким образом, предложения общественного экспертного совета по развитию ИТ при Губернаторе Ульяновской области должны быть направлены на создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий Ульяновской области. Для оперативного формирования проектных консорциумов, координации усилий, реализации стратегии развития ИТ-кластера и развития кластера электроники и программного обеспечения необходимо создать организационную структуру в форме АНО «Координационный центр Кластера электроники и программного обеспечения на территории Ульяновской области».
Развитие проекта «Кластер электроники и специального программного обеспечения в Ульяновской области» включает в себя два основных направления: – развитие производств микроэлектроники, приборостроения, в том числе авиационных приборов, и аппаратно-программных комплексов; – развитие сектора производства защищенного программного обеспечения специального и гражданского назначения.
На территории Ульяновской области успешно работают и развиваются ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» и ОАО «УТЕС», являющиеся крупными разработчиками и производителями бортового радиоэлектронного оборудования, способные увеличить объем разработок и производства высокотехнологичного оборудования, в том числе различных инерциальных навигационных систем. В Ульяновской области имеется мощная образовательная и научная база – радиотехнический факультет Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), физико-технический факультет Ульяновского государственного университета (УлГУ), также развита научно-техническая составляющая на базе выше указанных вузов и ульяновского филиала Института радиоэлектроники РАН. В компанию «Российская электроника» входит ОАО «Искра» (г.Ульяновск), предприятие, ранее получившее поддержку в рамках федеральной целевой программы «Развитие компонентной базы». Предприятия ОАО «Ульяновский механический завод», ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» (концерн «Алмаз-Антей») совместно с вузами и научными организациями Ульяновской области, технологической платформой «Моделирование, технологии и эксплуатация высокотехнологических систем» готовы разработать и реализовать ряд проектов создания инновационных программно-аппаратных комплексов. Используя перечисленный потенциал, Ульяновский регион способен развивать проект расширения производства электронных компонент, приборов, аппаратных комплексов, а в перспективе – рассматривать свои площадки развития, как потенциальные для развития электронного машиностроения. Первым шагом в развитии может служить проект создания дизайн-центра специализированных СБИС, для которого в Ульяновске имеются как заказы предприятий, так и потребители.
В Ульяновске расположен Федеральный научно-производственный центр «ОАО НПО «Марс», осуществляющий разработки автоматизированных систем управления ВМФ и имеющий опыт применения двойных технологий для создания информационных систем гражданского назначения. Многочисленные ИТ-компании региона обладают компетенциями в разработки системного и прикладного ПО. Используя перечисленный потенциал предприятий, возможно сосредоточить разработку и производство защищенного программного обеспечения специального и гражданского назначения широкой номенклатуры в Ульяновской области.
Развитие кластера должно осуществляться через создание проектных консорциумов на базе научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов, научных организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий, ИТ-компаний Ульяновской области. Для оперативного формирования проектных консорциумов, координации усилий, реализации стратегии развития ИТ-кластера и развития кластера электроники и программного обеспечения необходимо создать организационную структуру в форме АНО «Координационный центр Кластера электроники и программного обеспечения».
[1] В состав российского ИКТ-продукта могут входить сторонние компоненты, в том числе: – компоненты, требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам; – компоненты, не требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам; – компоненты, распространяемые по свободным и/или открытым лицензиям. [2] Предполагается, что норма, содержащая требование отсутствия двойного гражданства у гражданина или группы граждан РФ, должна вступить в силу не ранее 1 января 2016 года |
|