Заглянув вчера на мгновение в будущее (Схема ульяновского метрополитена), сразу врываюсь в общую струю идеализации прошлого. В своё время мне в одиночку удалось обнаружить на просторах интернета несколько серий редчайших ульяновских снимков, сейчас же в этом направлении в соцсетях развернулось настоящее соперничество, кто больше и контрастнее с современностью кадров найдёт и раньше опубликует, тот и круче. И фотографии часто действительно уникальные, пару раз в месяц из паблика в паблик из ниоткуда вдруг начинают тиражироваться раритетные фотокарточки, в которых узнать сегодняшний Ульяновск получается с трудом.

Я сегодня не буду удивлять новой фантастической находкой, хоть и не скрою, что кое-что в запасниках имеется, но отвлеку внимание на отличный сайт ретрофотографий, созданный и активно продвигаемый одним из самых известных российских блогеров Ильёй Варламовым под названием ПастВью. Прелесть его заключается в привязке старых снимков к местам на современной карте. Мне, любителю сравнения старого и нового, безуспешно пытавшегося привлечь земляков к созданию таймерограмм, проект показался крайне любопытным и полезным. Например, наконец-то смог разобраться, где какой из храмов Симбирска находился относительно новой застройки, настолько всё на сайте представлено наглядно, с указанием точки и направления съёмки для каждого фото. Да и в принципе привычное на других сайтах перелистывание упорядоченных альбомов здесь превращается в увлекательную прогулку по улицам старого Симбирска.

При этом архив сайта ежедневно пополняется, любой может зарегистрироваться и войти в историю со своим редким кадром. Ульяновских фотографий на ПастВью пока немного и распределены они по карте города неравномерно, например, на всё Заволжье только 2 снимка и оба про троллейбусы, зато вокруг Императорского моста “нащёлкано” почти 40.

Симбирск. Строительство моста Свободы. 1914 г.

n0t0r08tye0pasfdfs (1)

Пожар строящегося моста. 7 июля 1914 г.

t4cq2rh7c9zwawjwbb

iw7cnp9g9t4cgzyjja

Из Иллюстрированного журнала “Искры Воскресенье” от 20 июля 1914 года:
Пожар моста через Волгу. 7-го июля сгорел строящийся у Симбирска мост через Волгу, сооружаемый Волго-Бугульминской ж. д. Этот мост считается величайшим в Европе. Длина его достигает двух верст, а вместе с эстакадами и более двух верст. Строится мост на четырнадцати быках. На постройке занято до 3.700 рабочих. Огонь превратил все бывшие на острове сооружения в грандиозный костер. В настоящее время не представляется возможным назвать даже приблизительную цифру убытка, так как пока — до заключения особой комиссии — цифра эта колеблется между 800.000 и 1.500.000 руб. Только едва упавшая, ещё не законченная, ферма, весившая до 70.000 пудов, оценивается в 280.000 руб. Одна перелицовка быков из екатеринбургского гранита расценивается по 200 руб. за квадратную сажень. Причиной этого колоссального пожара послужило следующее обстоятельство. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар.

1n0o4lyztgebt9dhmi

Строящийся мост после пожара 7 июля 1914 г.

bu0to6y99akhemtwdg

А вообще-то понятно, почему заволжских снимков так мало. Так выглядел левый берег Волги в 1913-ом.

l33viha5wy0jj74sj3

t8v5glsa2988dxlb1t

si0agnj16fv5rldtla

Набережная.

ft7oeyywjbztfsdhz1

Петро-Павловская церковь (нынешняя легковая “восьмёрка”).

atftviwbjppqzm8ts1

Вид на Волгу.

w4iehxy10ciqwzziuh

В 1898 году симбиряне встречали первый паровоз… приплывший по Волге. Постройка железной дороги Симбирск – Инза началась в 1897 году. К 1898 году железнодорожная колея протянулась на несколько десятков верст от Симбирска, но еще не дошла до Инзы. Вот почему паровоз доставили водой из Нижнего Новгорода, а потом долго и трудно поднимали по волжскому косогору при большом стечении народа.

n2g2epu3sjelrzietz

Захваченный бронепоезд. 1918 год.

n4qqrbitxapx3yycrs

Духовное училище. 1894 г. (сейчас Институт медицины, экологии и физической культуры УлГУ)

omvaqfayrr2xi3pa5e

Лютеранская церковь.

5rzlskcavmdg9vsz0v

Большая Саратовская улица (вид на ул.Гончарова от обелиска). Аллея была уже в 1866 году (:

tadq8xxn5oizqp0uwr

Бульвар на Большой Саратовской (здание Земской управы – сейчас Главпочтамт).

npk6ajfl3gyowjxqnb

Мариинская женская гимназия (теперь просто – Мариинская гимназия).

ija79cdxsqipnie7rz

Дом Гончарова. 1909−1912 год.

9kiu87oeeksw14ejl4

zlwp2gdx9zb62hxynu

Вознесенский собор (на месте сквера Гончарова).

3o59770ghj0zdjv2el

Почтово-телеграфная контора (Гончарова, 22, салон “Юбилейный” -> “Аквариум” -> “Парижанка”)

ixpahwd0mklbjsspze

Большая Саратовская и Вознесенский собор (вид от салона “Wella”).

8p2qvg4ih6rlkqhgm2

Слева “Столбы” – версия ЦУМа начала прошлого века.

yzalgi7urzn877pq28

Большая улица (перекрёсток ул.Гончарова и Карла Маркса).

vri17uu59c6suv92ny

jpd8sq1ofc2qna9qcv

lsc9n9btwt0afis3ym

Здесь будет Центробанк.

rfi8al2tsqi15k9r0t

Памятник Карамзину. Спасский монастырь. Гимназия. 1867 г.

6gf1zgx6p9qo9868w0

Дом-памятник И.А. Гончарову на Венце. 1915 г.

r1zf15gailj822a7y6

Николаевский зимний и Троицкий летний кафедральные соборы (сейчас это площадь Ленина).

ij6hefh97pnmetxjn2

Вид с Соборной площади на Троицкий кафедральный собор, Николаевский и Казанскую церковь. 1866 г.

tpvn7dhl6s0hjzhhm2

Соборная площадь (вид от филармонии).

pldkeyzkuae808s4lj

Владимирский общественный сад. 1907 г.

aafmgj8losujy6t6z7 (1)

Пожар в Свято-Троицком кафедральном соборе. 1936 г.
После пожара собор был снесён.

mgfjd6g7pqfz04kmk6 (1)

Вот такая получилась историческая прогулка, от пожара до пожара.
В следующий раз мы посмотрим, каким город станет к середине XX века, утратив имя и храмы.