На прошлой неделе в Ульяновске подвели итоги регионального конкурса «Педагогический дебют-2014». Свои знания и педагогическое мастерство продемонстрировали 32 молодых учителя, победивших в муниципальных этапах «Дебюта».

Наш корреспондент поучаствовал в наиболее значимых «эпизодах» конкурса, связанных с презентацией проектов «Моя инициатива в образовании» и публичными выступлениями дебютантов.

Пед дебют – логотип

Словарь коллекционера и рисунки на молоке
Учительница английского из лицея №20 Дарья Никитина учит своих детей не только общаться и читать на иностранном языке, но и составлять предметные словари.
– Очень многие дети любят собирать различные коллекции – от конфетных фантиков до марок и вкладышей к жвачкам. Я предложила детям создать свой «Словарь юного коллекционера» на английском языке. Ученики очень увлеклись его написанием, – говорит конкурсантка.
В качестве примера она привела статью пятиклассницы Минкашевой Лизы, посвященную коллекции драгоценных камней. Кстати, учащиеся 20-го лицея вообще «специализируются» на создании предметных словарей, что называется, своими руками. Это помогает внимательнее относиться к значению слова и его употреблению в речи.
Судя по выступлению другой молодой учительницы, дети из 45-й ульяновской школы на уроках химии вряд ли скучают.
– Для повышения интереса к своему предмету я использую методы арт-терапии. На моих уроках дети рисуют на молоке, создают «ожившие круги» и ацетоновые фонарики. Это не только мотивирует учеников, но и позволяет раскрыть их внутренний мир, активизирует творческий потенциал, – уверяет преподаватель химии упомянутой школы Светлана Миронова.
Она показала собравшимся видеоролик, в котором учащиеся 45-й школы при помощи обычной ватной палочки и красок преображали молочный «холст», разлитый тонкой полоской в специальной емкости.
– По тому, какую цветовую гамму применяет ребенок, я могу определить его эмоциональное самочувствие, что открывает простор для индивидуальной работы с детьми. Ну а сам процесс создания рисунка – это уже химия цвета, – отмечает учительница.

Буктрейлер «Тварь ли я дрожащая?»
Если кто-либо из участников и зрителей конкурса не знал, что такое «буктрейлеры», то после выступления учительницы русского языка и литературы Зеленорощинской средней школы Анны Барышевой все вопросы отпали сами собой.
– С проблемой катастрофического падения интереса к чтению книг сегодня сталкиваются и учителя, и родители. Я обратила внимание на то, что современные школьники очень любят снимать себя и своих друзей на видеокамеру и фотоаппарат, а затем выкладывают все это в соцсети. И вот пришла идея: а почему бы не использовать такую увлеченность детей в образовательных целях? – рассказывает Барышева.

Анна Барышева

Учительница предложила своим ученикам поучаствовать в съемках небольшого трейлера (видеопрезентации) по произведениям классиков.
– Процесс это трудоемкий, но очень захватывающий: ведь дети сами пишут сценарий, сами играют роли и работают в качестве видеооператоров. И главное – чтобы снять такой ролик, нужно обязательно прочитать книгу! – комментирует педагог.
В настоящий момент учащиеся Зеленорощинской школы создали уже три буктрейлера – по «Преступлению и наказанию» Достоевского, лермонтовской поэме «Мцыри» и роману «Евгений Онегин» Пушкина. Все видеоролики выкладываются детьми «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на других популярных веб-ресурсах.
По словам Анны Барышевой, ее идея пришлась очень по душе ребятам.
– Например, после просмотра ролика по «Преступлению и наказанию», в создании которого участвовали старшеклассники, романом Достоевского заинтересовались даже дети из шестого класса. Они меня спрашивают: «Анна Сергеевна, а книга как называется?». Я смеюсь: «Вам еще рано ее читать!». Они снова: «А что там этот студент так долго заворачивает в тряпку?». Я говорю: «Хотите узнать – идите в библиотеку!». И действительно идут! Так что использование буктрейлеров может действительно эффективно помогать в педагогическом процессе, – считает учительница литературы.
В ближайших планах у педагога Зеленорощинской школы – съемка видеоролика по «Герою нашего времени» Лермонтова, которому, напомним, исполнилось в этом году 200 лет со дня рождения.
Стоит отметить, что педагогическая инициатива молодой учительницы была по достоинству оценена компетентным жюри: именно Барышева стала абсолютным победителем регионального конкурса в номинации «Молодые учителя».

Вернуть учителя детям
Особый интерес у собравшихся вызвало публичное выступление директора 56-й школы Ульяновска Николая Синявского, дебютировавшего в номинации «Молодые управленцы».
– В современной школе педагог зачастую настолько занят учебной нагрузкой, валом бумажной отчетности (часто дублирующейся и бесполезной) и проведением различных мероприятий, спущенных «сверху», что ему просто не остается времени на учеников. В связи с этим качественно подготовить каждый урок становится просто невозможно, что в итоге существенно влияет на качество образования в целом, – справедливо замечает молодой директор.
Выступающий предлагает ряд конкретных рекомендаций для того, чтобы «вернуть учителя детям».
– Первое, на что следует обратить внимание, – это уровень зарплаты педагогов. Учителя действительно сейчас получают хорошую заработную плату – на уровне средней зарплаты по региону. Однако вряд ли для кого-нибудь является секретом следующее: чтобы получить такую зарплату, педагог должен брать нагрузку чуть ли не в две ставки. Отсюда следует первая рекомендация: оклад учителя (за одну педагогическую ставку!) должен быть не ниже средней зарплаты по региону, – указывает на одну из самых наболевших проблем конкурсант.
Следующая трудность – вал бумажной отчетности и документации.
– На августовском педфоруме губернатор Сергей Морозов сказал ровно следующее: «Даю поручение разработать пакет мер по уменьшению бумажной нагрузки на учителя!» – и был поддержан шквалом аплодисментов. И это вполне понятно. Не случайно ведь бытует шутка, что школа – это то место, где дети мешают учителям готовить отчеты.
В связи с этим Синявский предлагает воспользоваться опытом 56-й школы, где к решению этой проблемы подходят системно.
– Разработаны бланки и формы анализа универсальных учебных действий, выполнения контрольных работ и внеурочных мероприятий. Также используется мониторинг успеваемости учащихся и комплекс контрольных работ, публикуемых в системе СтатГрад. Кроме того, используются возможности программы «Сетевой Город», которая сейчас активно внедряется в нашей области, что частично позволяет снять проблему отчетности для учителя-предметника, – делится практическими рекомендациями руководитель 56-й школы.
Помимо этого, молодой директор считает необходимым полностью отказаться от бумажной отчетности в педпроцессе и перейти на электронный формат документов.
– Я думаю, что необходимо законодательно ограничить количество текущих запросов от органов управления образования. Тогда автоматически уменьшится количество запросов в школах, и руководство школ будет меньше нагружать педагогов отчетностью различного рода, – заявляет выступающий.

Итоги конкурса
В 2014 году «Педагогический дебют» проходил по трем номинациям. Абсолютными победителями стали учитель русского языка и литературы Зеленорощинской школы Ульяновской района Анна Барышева в номинации «Молодые учителя», педагог дополнительного образования димитровградского Дома детского творчества Николай Лапин в номинации «Молодые педагоги дополнительного образования» и заместитель директора многопрофильного лицея Димитровграда Наталья Печерина в номинации «Молодые управленцы».
Победитель регионального этапа в каждой из номинаций будет представлять область на всероссийском конкурсе. Каждый из них за победу в областном этапе получил денежный приз в размере 50 тысяч рублей. Участники, занявшие второе и третье места, награждены ценными подарками и денежными призами в размере 30 и 20 тысяч рублей соответственно.
Евгений Нувитов