Цены на нефть на мировом рынке падают, но на стоимость топлива в России в целом, и в Ульяновске в частности, это снижение практически никак не влияет. Руководство страны «удивляется» этому факту. Почему же так происходит? Мы попытались разобраться в ценообразовании и динамике оптовой и розничной цены на бензин.
С сентября этого года цена на нефть на мировом рынке резко упала со 100 до 60 долларов за баррель (159 литров). Оптовая цена на бензин внутри страны снизилась более чем на 10%. Однако топливные компании не спешат снижать цены на розничное топливо.
– Относительно чего у нас падают цены? – говорит заместитель директора по развитию ульяновской компании «Ресурс-Ойл» Андрей Шиманский. – Нефть падает относительно доллара, рубль «падает» с нефтью вровень. Я не помню кто, но один из высокопоставленных чинов, на известный недавний вопрос Путина очень грамотно ответил: «Относительно доллара цена на бензин упала вдвое». У нас в России нефть добывается в рублях, перерабатывается в рублях, продается в рублях. Сейчас выравнивается ситуация в работе трейдеров, а потребители уже требуют снижения.
По словам регионального минэкономразвития, на текущие цены на нефтепродукты влияет множество факторов – как объективных – мировая цена на нефть, налоговая политика государства (изменение акцизов на ГСМ), баланс спроса и предложения в стране, так и субъективных – поведение участников рынка, политика нефтяных компаний.
Однако одним из важных моментов в формировании конечной стоимости топлива является временной фактор — у нефтеперерабатывающих заводов запас нефти для переработки на полтора-два месяца вперед. Это значит, что если цена нефти на рынке снижается, то цена нефти, которую покупает и перерабатывает завод, изменится только через эти самые полтора-два месяца. Такой же временной лаг действует и относительно заправок – той самой розницы, которую видит конечный потребитель.
– У нас, например, запас топлива примерно на 1,5 месяца, хотя мы небольшая региональная сеть, – продолжает Андрей Шиманский. – Если завтра, не дай бог, что произойдет с заводом (а мы покупаем у Башнефти), мы сможем прожить это время. То же самое, я думаю, у всех серьезных сетей. После того, как начала падать цена на нефть (а она резко обвалилась), стал расти доллар, цена на заводах, что самое интересное, тоже выросла. Как правило нефтепродукты покупаются на начале роста. Все ждут «ценового дна», а в начале роста все бросаются покупать. Цены на нефть упали, цена входная на завод может и снизилась, но оптовые цены на заводах особо сильно не изменились. Только последний месяц цена пошла на снижение.
Однако, по данным мониторинга министерства экономического развития Ульяновской области, цены на топливо демонстрируют разнонаправленную динамику. Если дизельное топливо и АИ-76 выросли в цене, то бензины марок АИ-92 и АИ-95 подешевели незначительно – в пределах 20 копеек. По цене на последние два вида топлива Ульяновск занимает 9 место из 14 приволжских регионов.
Эти данные дополняет и руководитель Ульяновскстата Дмитрий Гудз: «По темпам роста цен на бензин мы впереди всех регионов».
– Относительно цен на нефть, стоимость готовой продукции почти не изменилась. – утверждает Андрей Шиманский. – В данный момент, например, мы продаем топливо, которое было куплено по бешеной цене, еще до падения цены. А еще 1,5 месяца назад мы работали практически в ноль.
В октябре 2014г. соотношение цен производителей на бензин и нефть составило 2,3 раза (для сравнения, в октябре 2013г. – 1,9 раза – прим. авт.). Объемы производства бензина за год – с октября 2013г. по октябрь 2014г., почти не изменились, в то время как импорт снизился в 2,5 раза, что тоже явилось одной из причин роста цен на топливо. Кроме того, комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании 07 ноября 2014 года одобрил повышение ставок акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го класса. Это произошло в рамках так называемого налогового маневра. Это комплексное решение, которое привело к изменению налогообложения нефтяной отрасли в целом.
– В моем представлении, готовый нефтепродукт примерно на треть состоит из цены на нефть, на треть из издержек, и на треть из налоговых акцизов, – считает Андрей Шиманский. – Поэтому если цена на нефть уменьшится вдвое, то оптовая цена нефтепродуктов, уменьшится только на 15-16%. В принципе, такое снижение и грядет.
По мнению экспертов, с января 2015 года стоит ожидать некоторого роста цен на автомобильные бензины и иные виды моторного топлива. Основной причиной этому будет выступать налоговая политика государства.
– Сложно спрогнозировать ситуацию с ценами на автомобильное топливо в нашем регионе по той простой причине, что на территории области нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), – говорят в пресс-службе регионального минэкономразвития. – По этой же причине департаментом по регулированию цен и тарифов не проводится мониторинг оптовых (отпускных) цен на нефтепродукты.
– Я думаю, на начало года цена не изменится, а вот к февралю, при сохранении текущего тренда, цена может упасть на 10%. – прогнозирует Андрей Шиманский. – Если сейчас цена на АИ-92 составляет у нас примерно 32,3 рубля, то станет примерно 30,5 рублей.
Сергей Селеев