Не так давно в Ульяновском областном театре кукол с успехом прошла премьера по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Одну из основных ролей – Чекалинского – в ней сыграл Вячеслав Вишенин.
Роль за десять лет работы актера в этом театре стала для него 50-й по счету. Сегодня Вячеслав – собеседник корреспондента нашей газеты.
– Ваши впечатления от работы над этим спектаклем?
– Во-первых, ставил его известный в России режиссер, руководитель театра кукол «Огниво» в Мытищах, народный артист России Станислав Железкин, у которого имеется свое видение этого пушкинского произведения. Во-вторых, главную роль в спектакле играет прима Ульяновского драмтеатра, лауреат Национальной премии «Золотая маска», народная артистка России Клара Шадько. Поэтому каждый день работы над этой постановкой был для меня настоящим праздником. В моей актерской карьере Железкин стал первым режиссером такого высокого уровня. Он – весь в спектакле, знает, чего хочет, репетирует с актером до тех пор, пока не добьется нужных эмоций. В начале репетиционного процесса Станислав Федорович внимательно присматривался к актерам, изучал их изнутри, чтобы знать, как выгоднее преподнести их зрителям. В итоге для каждого актера, занятого в спектакле, он поставил такие сцены, где их персонажи были главными действующими лицами. Видимо, поняв, что я очень эмоциональный человек, он и моего персонажа сделал более импульсивным, более нервным.
– Здорово, что наш театр кукол стал ставить спектакли и для взрослой аудитории…
– С приходом нового руководителя театра Александра Владиленовича Колтуна изменилась репертуарная политика театра. Стали приглашаться на разовые постановки режиссеры из других регионов. Только за последние четыре года нашими гостями были такие режиссеры, как Юрий Филиппов (Чебоксары), Алексей Уставщиков (Санкт-Петербург), Станислав Железкин (Москва), Мишель Розенманн (Франция). Ими за это время поставлено 11 спектаклей. И это, несомненно, идет на пользу театру, так как теперь в репертуаре театра, кроме спектаклей для самых маленьких и подростков, появились постановки для юношества и взрослых зрителей, и даже для семейного просмотра. Это намного поднимает уровень театра.
– Расскажите о себе. Вы целенаправленно шли в театр кукол или судьба так распорядилась?
– Дело в том, что я никогда не думал, что стану актером. С детства я не обладал никакими талантами. Учась в школе, не умел ни петь, ни танцевать, ни красиво читать стихи, ни играть на музыкальных инструментах. Поэтому не принимал никакого участия в школьных мероприятиях. Зато среди друзей любил пошутить, похохмить, покривляться и всегда был душой компании. Причем от моих шуток иногда весь класс заходился в истерике. Мои друзья и учителя говорили, что мне после школы нужно поступать в театральный вуз. Но я не считал свои хохмы чем-то серьезным и поэтому после школы сдал экзамены в пединститут на факультет физвоспитания в родном городе Гурьеве, что в Западном Казахстане. Закончил его и стал работать по специальности в том же институте. Так продолжалось несколько лет. Но потом со мной произошло несколько счастливых случаев, которые круто поменяли мою жизнь. Я познакомился со студентами, которые составляли костяк команды КВН нашего вуза. Они пригласили меня в свою команду. И в 1992 году состоялся мой дебют на сцене. С этими ребятами я отыграл три сезона. А потом произошел второй счастливый случай. Лидия Трунова, режиссер народного драматического театра при ДК нефтеперерабатывающего завода, увидев меня в игре, пригласила в свой коллектив. Нужен был
актер на роль доктора Айболита в новогоднем спектакле. Мы начали репетировать, и в новогоднюю кампанию я отыграл Айболита в 40 спектаклях. Меня так впечатлила театральная жизнь, что я загорелся идеей работать в этой среде. Пошел к директору ДК и попросился на любую должность. Он предложил мне ставку рабочего сцены. И я уволился из пединститута, закончив в 27 лет свою педагогическую карьеру. Работал в ДК и рабочим, и киномехаником, и методистом, и руководителем кружка, и заведующим постановочной частью. Параллельно закончил училище культуры по специальности «режиссер театрализованных представлений». Занимался организацией досуга молодежи. Проводил программы «Любовь с первого взгляда», «Счастливый случай», КВН, конкурсы «Самая, самая, самая» – аналог программы «А ну-ка, девушки» и другие. Все делал сам: писал сценарии, режиссировал, подбирал участников, занимался с ними и был ведущим. В те годы наш ДК поднялся высоко, и молодежь туда просто валом валила. Рад, что внес в это свою лепту. Но дальше судьба сложилась так, что я в 2004 году переехал в Ульяновск. Искал работу. И тут вновь помог счастливый случай. Это была встреча с главным режиссером Ульяновского театра кукол Людмилой Гавриловой. Она предложила мне попробовать себя на сцене в качестве актера. С того момента я работаю здесь, и ни одной минуты не пожалел, что пришел в этот театр. Мне помогли освоиться, стали моими наставниками в профессии заслуженный артист России Андрей Козлов, заслуженная артистка России Валентина Модина, заслуженный работник культуры Ульяновской области Марина Дербенева. – А как складываются Ваши отношения с куклами? Как Вы к ним относитесь: как к живым или как к предметам?
– Когда поначалу я наблюдал за работой кукловодов, удивлялся, как можно придать кукле определенный характер, движения, голос, интонацию. В кукле должна быть изюминка, тогда она оживает и становится интересна зрителю. И мне пришлось этому учиться. Конечно, в процессе работы с куклой невольно устанавливаются отношения в том плане, что с одной работать проще, с другой – чуть сложнее, одна больше любима, другая – меньше. Но каждый раз ищешь для своего персонажа новые краски. Это происходит легче, если кукла – человека вот если твой персонаж – неодушевленный предмет, тут приходится особенно напрягать свою фантазию.
– Самая необычная роль?
– В спектакле «Доброе дело» я играю Лето, а в спектакле «Соломенный жаворонок» один из моих персонажей – Лес.
– А есть любимые роли?
– Это Старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» и Филин в спектакле «Дочь золотого змея». Это не просто сказки, а драматические произведения, которые требуют от актера полной эмоциональной и физической выкладки.
– Чувствуется, Вы по-настоящему полюбили театр…
– Это так. Сначала у меня были сомнения: мое ли это дело? Все-таки я себя больше ощущал культработником. Но прошел год, и я понял, что нашел для себя то, что хотел. У нас замечательный коллектив, здесь работают серьезные и увлеченные своей работой люди. Настоящие профессионалы своего дела. И у каждого есть перспективы для творческого роста. Руководство театра ищет сейчас возможности для привлечения новых режиссеров из других театров. Надеемся, что будут новые театральные фестивали, гастрольные поездки, и, конечно же, новые спектакли, новые роли и новые победы.