Виктория Чернышева
На ульяновском авиазаводе собрали кессон киля для перспективного самолета МС-21. Эта часть хвостового оперения воздушного судна сделана из углепластика. Прежде детали такого размера в отечественном гражданском авиастроении из инновационных – композитных – материалов не изготавливали.
“Авиастар” – один из главных кооперантов Иркутского авиазавода, где будет происходить финальная сборка МС-21. В Ульяновске изготовят панели отсеков фюзеляжа для перспективного воздушного судна, подкилевой отсек, хвостовое оперение, а также все двери (их на самолете будет 11). Кроме того, самолетостроители готовят алюминиевые и титановые детали для сборки композитного крыла для МС-21 на заводе “Аэрокомпозит”, расположенном по соседству, в одном из бывших помещений авиастроительного комплекса.
– Ульяновский завод будет изготавливать порядка 25 процентов комплектующих от трудоемкости самолета. Если же брать только компоненты планера, то доля предприятия – около 40 процентов, – пояснил директор филиала корпорации “Иркут” в Ульяновске Сергей Милюков. – Из Обнинска сюда уже выехали первые детали из углепластика, из которых скоро начнется сборка стабилизатора (горизонтального оперения). Самолет на 55 процентов будет состоять из композитных материалов. Основное, конечно, это крыло, которое делают на “Аэрокомпозите”: это фантастическое производство, чистота, как в операционной, кругом роботы. Вообще, если говорить об авиастроении завтрашнего дня, в нем останутся именно те предприятия, которые умеют работать с углепластиком.
До середины следующего года на ульяновском предприятии развернут пять современных линий: на трех из них будут изготавливать панели фюзеляжа, на двух – хвостовое оперение из углепластика. Милюков подчеркнул, что для того, чтобы построить по-настоящему конкурентоспособный самолет, нужно соответствующее оборудование и организация производства.
МС-21 – это вторая по счету машина, которую с нуля (после Sukhoi Superjet 100) разрабатывает Россия. Перед авиастроителями поставили задачу уложиться в очень короткие сроки: к концу следующего года первую опытную машину должны выкатить из сборочного цеха Иркутского авиазавода на аэродром.
– Затем будет длительный – около четырех месяцев – период наземной отработки самолета, – уточняет Милюков. – Первая машина всегда сложная: на борту установлено удвоенное количество аппаратуры и коммуникаций. Штатные системы – а их около полусотни – препарируют, к ним идут дополнительные подсоединения по тысячам точек. Все это выводится на бортовые самописцы. Внутри самолета тысячи проводов. Если все пойдет хорошо, первый полет МС-21 состоится в середине 2016 года.
Первый кессон киля, собранный в Ульяновске, отправится в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского, для проведения статических испытаний. Самолетостроители сразу же приступят к изготовлению хвостового оперения для первого летного образца МС-21. До конца нынешнего года будет изготовлен один из комплектов панелей фюзеляжа, а хвостовое оперение – киль и стабилизатор – для опытной машины отправят в Иркутск до середины лета 2015 года.
Справка “РГ”
Самолет МС-21 – основной перспективный проект отечественного авиапрома в сегменте гражданской авиации. Самолет предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Предполагается выпускать модификации различной вместимости, от 135 до 211 мест.
Воздушное судно разработано на базе проекта Як-242 ОКБ Яковлева. МС-21 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов. Максимальная самолета (она варьируется в зависимости от модификации) – 42,3 метра, размах крыла – 35,9 метра, высота – 11,5 метра, ширина фюзеляжа – 4,06 метра. Максимальная дальность полета самолета в двухклассной компоновке – 6000 километров.