Последние несколько месяцев о перспективе строительства мелзавода в Шиловке никто не вспоминал. На этапе забора замерла и сама стройка. Мы даже подумали, что инвестор передумал. Мало ли – может, денег не нашел. Времена-то неспокойные. Однако на прошлой неделе про завод вспомнили на самом высоком уровне – его перспективы обсуждали на заседании аграрного комитета ЗСО 17 декабря. И судя по повестке и формату ее подачи, «отбить» затраты на строительство мелзавода теперь решили деньгами из федерального бюджета – теми, что выделяются на развитие в регионе сельского хозяйства.
[polyvizor v=”kpfDQM-drYk”]
Схема потрясает своей наглостью. Регион должен развивать сельское хозяйство, проводить политику импортозамещения. Страна должна есть свое, потому что надеяться на заграницу уже не может. Чтобы есть свое, его нужно вырастить, а это не так просто. На это нужны деньги. И деньги в регион пошли. Перед депутатами-бизнесменами (они у нас чаще всего в одном лице) встала задача эти деньги «правильно» распределить – чтобы они достались «нужным» людям. В частности, разработана государственная программа «Известкование кислых почв на территории Ульяновской области на 2015-2020 годы». И Шиловский мелзавод в этой программе участвует – об этом объявлено официально. Буквально на днях на мелиорацию пришли первые 6 с лишним миллионов из федерального бюджета. Понятно, что это только первый транш, потом будут выделять еще. Полагаем, в целом речь идет о сотнях миллионов. И Шиловский мелзавод намерен продавать региону мел для удобрения почв за эти самые деньги (уже запланирован и специальный эксперимент на базе УГСХА). Казалось бы, ничего крамольного. Действительно, закисление почв идет и это негативно влияет на их урожайность. По оценке главного эколога области Дмитрия Федорова по области закислено как минимум 635 тыс. гектаров сельхозугодий. По расчетам того же Федорова, шиловский завод после реконструкции (читай нового строительства) сможет перерабатывать до 150 тыс. тонн сырья мела в год и тем самым обеспечивать мероприятия по обескисливанию почв в области в течение нескольких десятилетий. Директор станции агрохимической службы «Ульяновская» Евгений Черкасов подтвердил, что на чернозёмных землях в Цильнинском районе наблюдается закисление, которое негативно влияет на урожайность.
Но вот что странно. Никто из этих людей (напомним, специалистов своего дела) не вспомнил, что в советское время для обескисливания почв с успехом использовали дефекат (дефекационную грязь) – отход производства сахара из свеклы. Мы напомним. Согласно исследованиям,, применение дефеката влияет на качество почвы лучше, чем известковые удобрения. Как мы выяснили, на Цильнинском сахарном заводе накопился уже 1 миллион тонн дефеката. Этого запаса достаточно, чтобы обескислить почвы как минимум самого Цильнинского района, а то и всей области (точный расчет оставим профессионалам). Давайте посчитаем, сколько зайцев мы убиваем в этом случае.
1. Государственные (очень нужные сейчас) деньги не придется зарывать, буквально, в землю – они смогут пойти на более насущное. Напомнить что это может быть? Субсидии фермерам на закупку техники, ГСМ, семян или удобрений другого свойства – фосфорных, азотных и калийных, да много и много еще чего действительно насущного.
2. Расчистим цильнинские “авгиевы конюшни”.
В нынешней политической ситуации поддержать фермеров, людей с земли, гораздо важнее, чем за государственные, наши с вами деньги обеспечить работой никому (как выясняется даже инвесторам) не нужный мелзавод. Но интересами областного сельского хозяйства и фермеров в данном случае, похоже, никто не руководствуется. Что мы видим? Вел заседание аграрного комитета его председатель – Виктор Антипов. Депутат (избран по спискам ЕР), бизнесмен, генеральный директор сенгилеевского ОАО «Кварц». Экологическую экспертизу проекта реконструкции мелзавода делал как бы общественник, член Экопалаты Лев Левитас. На деле он тоже бизнесмен – его фирма эту экспертизу делала за деньги Мелзавода. Каждый зарабатывает как может, не вопрос.
Кстати, Антипов том же заседании мимоходом подметил, что области следует использовать собственный щебень и песок для ремонта и строительства дорог. Он утверждает, что наш камень имеет достаточную для этого твердость – от 600 до 1000. Странно, главный дорожник Ульяновской области Андрей Тюрин не раз отмечал, что для строительства и ремонта дорог высоких категорий местный щебень не годится, поэтому его приходится возить с Урала. И тут наш с вами избранник (?) Антипов лоббирует бизнес-интересы в ущерб качеству наших с вами многострадальных дорог.
Недавний гость Ульяновска, крупный специалист по ландшафтам Владимир Каганский был совершенно прав, когда сказал, что строить завод в таком месте, как живописный волжский берег – кощунство по отношению к земле, которую мы должны сберечь для потомков. В регионе есть и другие месторождения мела. Почему бы не осваивать их, а берег великой русской реки не осквернять уродливыми заводами. И без того достаточно уже натворили.
Здесь вопросы предельно уже упрощаются: Не нажрались еще? Физиономии не потрескаются? Страну еще не доели?