Виктория Чернышева
Во вторник в Ульяновске открывается уникальный музей — «Усадьба архитектора Ливчака. Дом-ателье». Это здание — архитектурный памятник русского модерна начала ХХ века, вновь обретенный. Построил его в 1914 году знаменитый симбирский архитектор Федор Ливчак — для своей семьи, а также в качестве «рекламы» собственного изобретения — огнеупорных пустотелых бетонных блоков.

Особняк Ливчака у многих ульяновцев ассоциируется с названием «Дом актера»: в середине 80-х он был передан Союзу театральных деятелей России. После развала Союза одно из красивейших зданий города из-за отсутствия средств долгое время не ремонтировали. Дом сильно обветшал. Еще немного, и Ульяновск потерял бы архитектурную жемчужину. Однако особняк перешел в ведение мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Для того, чтобы восстановить памятник, потребовалось четыре года: в здании заменили все инженерные системы, кровлю, сгнившие окна и деревянные полы, восстановили утраченные элементы лепнины, интерьеров и фасадов.

Реставрация проходила по всем канонам: из керамической плитки, выполненной по исторической технологии, специалисты воссоздали участки плиточных полов, по старым образцам отлили бетонные подоконники, покрыли стены линкрустом. Даже латунные ручки и шпингалеты выполнены по старым образцам в столичных мастерских.

— Для меня особо важно и дорого то, что нам удалось восстановить плафоны в трех парадных помещениях — гостиной, малой гостиной и столовой. То, что это сделали, без преувеличения великое достижение: Федор Осипович использовал при их создании 19 цветов и пять видов золота. Мы можем гарантировать, что получилось именно так — цвет в цвет и тон в тон, как было у Ливчака, — говорит директор музея-заповедника Ирина Котова.

Знаменитый симбирянин, как и все архитекторы того времени, проектировал в своем доме все — от мебели до одежды, в которой ходили женщины. Его рабочее место стало центром экспозиции «Мастерская Ф.О. Ливчака». В отличие от классических выставок, здесь разрешается то, что нельзя сделать в большинстве музеев — посидеть на диване для гостей, достать из старинного тубуса чертежи с проектами, попробовать поработать с линейкой, которыми пользовались архитекторы того времени.

— Это живое место, где мы хотим дать возможность посетителям почувствовать себя в гостях у великого архитектора. Очень большой объем материалов посвящен строительству из бетонных огнеупорных пустотелых блоков. Патент на это изобретение у Ливчака хотели купить американцы, однако он отказался это сделать, был уверен, что вернется в Симбирск и продолжит начатое, — рассказывает Котова.

Судьба архитектора трагична: в 1918 году он уехал из Симбирска и спустя год умер в Омске от сыпного тифа — заразился во время ремонта госпиталя, который был переполнен больными. Федору Осиповичу был всего 41 год. В Симбирске, а также других российских городах он оставил несколько красивейших, запоминающихся, необычных зданий, которые сегодня считаются классикой модерна.

Необычным оказалось и музейное наполнение особняка архитектора. Помимо мастерской, в доме разместились экспозиции, рассказывающие об истории симбирского театра и синематорграфа, где также имеется масса интерактивных «приятностей» — можно попробовать себя в роли суфлера и даже «надеть» сценический костюм в виртуальной примерочной.

Кстати
В доме Ливчака открывается единственное в России представительство Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина. Столичные коллеги привезли в Ульяновск уникальную экспозицию, которая органично вписалась по смыслу. Сам Ливчак и его супруга были театралами, в их доме ставились домашние спектакли.

— Так далеко и так надолго наши экспонаты в последнее время не выезжали, — говорит заместитель директора музея имени Бахрушина Александр Рубцов. — В экспозицию вошли, в общей сложности, более ста вещей: это раритеты — макеты постановок начала века, картины, фотографии, подаренные Бахрушину знаменитыми актерами, с признаниями в любви к его труду. А также личные вещи — например, балетные туфельки знаменитой балерины Марии Тальоне, которая первой встала на пуанты — в них она выходила на сцену в XIX веке…

Столичная экспозиция «пропишется» в доме Ливчака на пять лет. Кроме этого, есть договоренность. что музей имени Бахрушина будет каждый квартал привозить выставки, которые разместятся в разных залах ульяновского музея-заповедника.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12