На заседании Правительства Ульяновской области 26 декабря 2014 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трёх лет в Ульяновской области».

Проект закона Ульяновской области разработан с целью расширения перечня продуктов питания, которыми могут обеспечиваться дети в возрасте до 3 лет в Ульяновской области. Произойдёт замена части молочных продуктов детского питания на иные специальные (не молочные) продукты детского питания в пределах той же суммы, выделяемой ранее на молочные продукты питания.

2. О проекте закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением стратегического планирования на уровне Ульяновской области»

Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлены правовые основы стратегического планирования в РФ, в том числе и на территории субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с данным федеральным законом проект закона Ульяновской области определяет полномочия отдельных участников стратегического планирования на уровне региона, не предусмотренные Федеральным законом, а также дополнительные положения, которые должна содержать стратегия социально-экономического развития Ульяновской области.

Согласно проекту закона:

Законодательное Собрание Ульяновской области осуществляет законодательное регулирование стратегического планирования на уровне Ульяновской области,

Губернатор определяет цели и задачи стратегического управления на уровне Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области утверждает стратегию социально-экономического развития области, а также определяет на уровне области порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, и порядок осуществления контроля реализации документов стратегического планирования.

Согласно Федеральному закону Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо высшим исполнительным органом государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Данный проект закона устанавливает, что стратегию социально-экономического развития Ульяновской области утверждает высший исполнительный орган государственной власти Ульяновской области – Правительство области.

Выбор данного способа утверждения стратегии обусловлен сложившимся региональным и федеральным опытом. Большая часть региональных стратегий утверждены исполнительным органом государственной власти субъекта. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации утверждены Правительством РФ. Согласно Федеральному закону Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме этого, проект закона устанавливает дополнительные положения, которые должна содержать стратегия социально-экономического развития Ульяновской области:

1) оценку конкурентных позиций области среди других субъектов Российской Федерации;

2) сведения о долгосрочных проектах, предлагаемых к реализации Правительством области;

3) стратегические направления развития государственно-частного партнёрства на территории Ульяновской области, в целях реализации которых разрабатываются мероприятия соответствующих государственных программ области;

4) мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития.

Основная цель разработки законопроекта – приведение законодательства Ульяновской области в сфере государственного планирования и прогнозирования в соответствие с федеральным законодательством.

3. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы»

Основная цель разработки законопроекта – внесение изменений в Программу социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы, утверждённую Законом Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы», ввиду того, что:

1. В Программе и в приложении 1 к Программе делаются ссылки на государственные программы области, которые в связи с принятием ряда нормативных актов поменяли свои названия. Это касается:

– государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014-2018 годы. В название программы добавились слова «и повышение энергетической эффективности»;

– государственной программы Ульяновской области «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014-2018 годы. Постановлением Правительства Ульяновской области срок реализации программы продлён до 2019 года.

2. В приложении 1 к Программе мероприятия по разработке и реализации ряда ведомственных целевых программ потеряли свою актуальность ввиду того, что с 2014 года все мероприятия, заложенные в них, реализуются в рамках государственных программ Ульяновской области. Это касается:

– ведомственной целевой программы по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Мероприятия этой программы вошли в государственную программу Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014 – 2018 годы»;

– ведомственной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области. Мероприятия этой программы вошли в государственную программу области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014 – 2018 годы»;

– ведомственной целевой программы по снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2013-2015 годах. Мероприятия этой программы вошли в государственную программу области «Развитие информационного общества и электронного Правительства в Ульяновской области» на 2015-2020 годы».

3. В приложении 1 к Программе делаются ссылки на государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждённую постановлением Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

4. В приложении 1 к Программе в строке 3.3. исключен ряд мероприятий, реализация которых невозможна в период действия Программы ввиду отсутствия финансирования. Это касается таких мероприятий как:

обеспечение реконструкции трансформаторной станции ПС-110 кВ «Луговая» с заменой двух трансформаторов мощностью 6,3 МВт трансформаторами мощностью 16 МВт,

обеспечение реконструкции трансформаторной станции ПС-110 кВ «Рязаново» с заменой трансформатора мощностью 6,3 МВт трансформатором мощностью 10 МВт,

обеспечение реконструкции трансформаторной станции ПС 110/35/10 кВ «Озерки» с заменой трансформатора мощностью 6,3 МВт трансформатором мощностью 10 МВт,

обеспечение строительства двухцепной высоковольтной (воздушной) линии электропередач ВЛ 110 кВ «Мирный – промышленная зона «Заволжье» (2014-2015 годы);

обеспечение строительства двухцепной высоковольтной (воздушной) линии электропередач ВЛ 110 кВ и главной понизительной подстанции ГПП 110/10 кВ в промышленной зоне «Карлинская» с трансформаторами 2*40 МВт (2014-2015 годы);

обеспечение реконструкции открытого распределительного устройства ОРУ-220/110/10 «Кремёнки» в целях обеспечения резидентов промышленной зоны «Новоульяновск» электрической энергией мощностью 40 МВт (2014-2015 годы).

4. О Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года»

В течение прошедшего года Высшая школа экономики разрабатывала Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года.

В ходе совместной работы с министерством экономического развития, другими министерствами и ведомствами Ульяновской области, экспертным сообществом региона подготовлен документ, определяющий ключевые направления развития региона на 15 лет вперед. Документ разработан на основе анализа пожеланий жителей Ульяновской области – «Народных инициатив». Все «Народные инициативы» учтены в рамках подготовки проекта стратегии. По каждой инициативе разработана система целей, задач и мероприятий, которая позволит решить проблемы, волнующие жителей Ульяновской области.

На протяжении всей постсоветской истории Ульяновская область отличается социальной стабильностью. Ее основной может служить как традиционно многонациональный состав населения, обычно приучающий людей к терпимости, так и сбалансированная структура экономики. Это – важный фон для осуществления социально-экономических преобразований, зачастую требующих непопулярных решений.

Новый стратегический курс развития области по аналогии с ленинским нэпом стоило бы назвать «новой экономической политикой», где основными векторами могли бы стать четыре, в такой последовательности:

1-е – стимулирование уже зарекомендовавших себя инновационных комплексов и их научных кадров (научные кадры, ввиду их редкости, сохранили в области утраченный в других местах социальный статус, что можно считать конкурентным преимуществом, которое нужно сохранить, обеспечив стимулы для более результативной деятельности),

2-е – развитие точек роста в обрабатывающей промышленности,

3-е – максимальное освобождение низовой предпринимательской инициативы за счет создания режима наибольшего благоприятствования вхождению в предпринимательскую среду, освобождения бизнеса от избыточного регулирования и неоправданного контроля;

4-е – развитие точек роста в обрабатывающей промышленности, поддержки населения, в т.ч. в интересах социальной стабильности, так и отрасли, позволяющей расширить присутствие области на региональном и общероссийском рынке (сельское хозяйство области демонстрирует рост, и стоит этим воспользоваться).

Из трех разработанных вариантов стратегии наиболее выигрышным является сценарий «Высокие технологии и креативный класс».

Этот сценарий позволяет создать в долгосрочной перспективе устойчивую в отношении внешних (то есть мировых, общероссийских) колебаний региональную экономику. В настоящее время Ульяновская область находится в высокой зависимости от «старопромышленных» предприятий и отраслей – почти 50% выручки обрабатывающих производств генерируется отраслями автомобилестроения, производства контрольно-измерительных приборов и летательных аппаратов. При этом рынок производства автомобилей, двигателей и запчастей к ним сейчас находится на спаде, а загруженность приборостроительной и авиастроительной отрасли зависит от государственного заказа.

Стимулирование конкуренции, повышение эффективности инвестиций, создание инноваций и рост валовой добавленной стоимости за счет перехода к более длинным технологическим цепочкам в отдельных секторах экономики будет способствовать структурной трансформации экономики, которая в условиях общероссийской тенденции к стабилизации численности населения позволит с большей отдачей имеющиеся ресурсы.

В целях стимулирования оказания логистических услуг аэропорт «Ульяновск-Восточный» станет центром для перераспределения входящего грузопотока наземными видами транспорта по Ульяновской области и другим центрам Приволжского федерального округа. Перспективным направлением деятельности узла является мультимодальный транзит на направлении Европа ↔ Восточная или Южная Азия, при котором «европейский» сегмент будет выполняться автомобильным или железнодорожным транспортом (в целях сокращения издержек), а «азиатское» плечо – воздушным транспортом.

Подобная схема будет реализовываться и по иным отраслевым кластерам Ульяновской области.

Повышение качества человеческого капитала будет сопровождаться поступательным ростом реальных доходов населения, ускоренным развитием социальной сферы и сферы услуг. Рост уровня благосостояния будет способствовать умеренному сглаживанию негативных демографических тенденций за счет роста уровня рождаемости и падения уровня смертности.

Все попытки по ускорению накопления человеческого капитала должны строго следовать в русле работы образовательных учреждений региона в координации с экономикой региона. Для этого, в самое ближайшее время должна быть проведена инвентаризация учебных заведений среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в целях оценки их эффективности с точки зрения удовлетворения потребностей экономики Ульяновской области. Затем должна быть разработана программа оценки и развития навыков и квалификаций трудовых ресурсов Ульяновской области, включающая следующие параметры.

Также считаем целесообразным создать Ульяновский Центр по повышению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест, который будет заниматься комплексной работой по стимулированию экономики региона к переходу к высокотехнологичной экономике.

Сценарий «Высокие технологии и креативный класс» предполагает, что Ульяновская область будет позиционироваться как центр высокотехнологичного производства с одной стороны и как центр возможностей для реализации экономических амбиций жителей области.

В целом же, в рамках данного сценария реализуется модель развития, где существующая структура экономики работает на социально-экономическую стабильность, обеспечивая умеренный рост, а развитие инновационного сектора обеспечивается за счет развития вузовской научной сферы, научных подразделений и предприятий, а также инновационного бизнеса.

В экономике региона определяющую роль будут играть компании высокотехнологичных отраслей.

Приоритеты развития региона. Для реализации указанных выше приоритетов Стратегия содержит комплексы конкретных задач и мероприятий по четырем направлениям.

Стратегический приоритет № 1 – развитие человеческого потенциала Ульяновской области. Ключевая цель по данному приоритету – снижение темпов сокращения численности населения в Ульяновской области в совокупности с развитием человеческого потенциала. Главные задачи – это реализация проекта «Ульяновск – культурная столица», строительство Центра ядерной медицины, перинатального центра, строительство инженерной инфраструктуры, обходных путей вокруг Ульяновска и Димитровграда, электрификация участков железной дороги.

Стратегический приоритет № 2 – формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития.

Ключевая цель по данному приоритету – создание благоприятных условий на территории Ульяновской области для осуществления инвестиций в основной капитал. Ежегодный уровень инвестирования в экономику области будет составлять не менее 29% ВРП, что будет являться одним из лучших результатов в ПФО.

В проект Стратегии 2030 заложено развитие инфраструктуры и привлечение инвесторов в ПОЭЗ, развитие промзоны «Заволжье», индустриальных парков.

Стратегический приоритет № 3 – обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики Ульяновской области.

Ключевая цель по данному приоритету – стабильное увеличение валового регионального продукта Ульяновской области, чему будет сопутствовать диверсификация экономики Ульяновской области, повышение производительности труда.

Ключ экономического развития области – кластеры.

Акцент кластерной политики Ульяновской области будет сделан на поддержке «приоритетных» и «потенциальных» групп кластеров, для развития каждой из которых будут применяться специальные меры поддержки, такие как налоговые льготы, строительство инфраструктуры, механизм инновационных ваучеров, софинансирование затрат на повышение квалификации сотрудников и экспортная поддержка товаров и услуг предприятий в иных субъектах РФ и за рубежом.

Участие региона в ЧМ-2018 – шанс существенно улучшить узнаваемость Ульяновской области за рубежом и модернизировать туристскую инфраструктуру. Целью Ульяновской области является максимизация посещения туристами Ульяновской области во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе за счет выгодного территориального положения между городами, принимающими матчи Чемпионата Мира по футболу 2018 года. Одним из средств достижения данной цели является создание условий для выбора города Ульяновска в качестве базы подготовки команд-участниц Чемпионата мира.

В секторе услуг приоритет отдается креативным индустриям.

Развитие культурных и креативных индустрий сможет повысить известность и узнаваемость региона, закрепить молодежь, а также стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.

Значительное внимание в Стратегии уделено вопросам развития АПК. В качестве локомотива в этой сфере предлагается интенсивное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, а также высокотехнологичных подотраслей, таких как садоводство, овощеводство и мясное скотоводство на основе передовых мировых технологий мелиорации, ресурсосберегающего земледелия, семеноводства, племенного животноводства и т.д.

Стратегический приоритет № 4 – сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области. Детальная проработка пространственного развития – отличительная особенность проекта стратегии.

Пространственное обустройство области – новый источник энергетики развития области, потенциал которого пока использован не в полной мере. Ключевая цель по данному приоритету – глубокое преобразование пространственной структуры области. Понятия «опорные зоны развития», «агломерация», «региональная связности территории», должны активно использовать во всех документах стратегического развития региона.

На территории городских округов Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск будет реализован комплекс мер по стимулированию развития наукоемких, инновационных производств, образования, науки, культуры, повышению качества городской среды и качества социального обслуживания, а также по созданию привлекательного образа данных городов как мест проживания, труда и отдыха. В Димитровграде будет осуществлен комплекс мер по диверсификации экономики, направленный на преодоление «синдрома моногорода» за счет развития малого и среднего предпринимательства.

В сельскохозяйственных районах области будет реализован комплекс мер, направленный на улучшение качества инфраструктуры и социального обслуживания, по повышению транспортной доступности относительно изолированных населенных пунктов. Главной целью всех этих мер в отношении сельской местности является повышение уровня конкурентоспособности экономики районов и эффективности использования их ресурсного потенциала, обеспечение инвестиционной привлекательности, усиление стратегических позиций муниципальных образований в аграрном и промышленном комплексах Ульяновской области. Таким образом, будет осуществляться поддержка предприятий лесной, текстильной, пищевой и мебельной промышленности в данных районах. Сельскохозяйственные районы, граничащие с иными субъектами Российской Федерации (Республика Татарстан, Самарская область, Пензенская область, Чувашская Республика), будут усиливать кооперационные связи с данными субъектами Российской Федерации.

Таким образом, пространственное развитие будет осуществляться на принципах полицентричности, что предполагает формирование новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения. При этом данные точки роста будут юридически оформлены, в том числе, и путем проведения реформирования административных границ муниципальных образований в Ульяновской области.

Формирование точек роста должно обеспечить создание пространственных противовесов Ульяновской агломерации с таким расчетом, чтобы не оставалось изолированных субрегионов и периферийных зон, лишенных своих, пусть малых, центров концентрации экономической и инновационной активности, квалифицированных трудовых ресурсов. Продолжится доформирование и развитие каркаса расселения, основанного на сети городских населенных пунктов, не завершенное полностью в советский период и заторможенное в кризисные годы трансформации экономики страны.

Таким образом, реализация Стратегии позволит реализовать в Ульяновской области следующий Стандарт среды обитания:

Cнижение смертности и заболеваемости на 15%, а также повышение ожидаемой продолжительности жизни более чем на 5 лет. Повышение доли лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 45% к 2030 году. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, вырастет почти в два раза.

Ежегодно будет вводиться не менее 2.2% нового жилья от существующего жилого фонда. Это означает, что при таких темпах ввода обеспеченность жильем увеличится за 15 лет в полтора раза.

Устойчивая экономическая ситуация и эффективные социальные институты позволят сократить вдвое уровень рецидивной преступности до 30% с нынешних 60%. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями увеличится более чем в 2.5 раза, что станет итогом политики ОИВ Ульяновской области по улучшению предпринимательского климата в регионе. Молодежь Ульяновской области будет заинтересована оставаться в регионе ввиду возможностей развития собственного бизнеса. Малый бизнес расширить свой экспорт товаров и услуг.

Объем инновационных товаров, работ, и услуг организаций промышленности и организаций сферы услуг, вырастет почти в 10 раз, доля экспорта предприятий Ульяновской области в общероссийском экспорте, – в семь раз, а инвестиции в основной капитал субъекта РФ на душу населения в ценах 2012 года, тыс. руб. – в 4 раза.

4.1. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года»

В 2014 году в регионе по поручению Губернатора Ульяновской области проведена масштабная работа по актуализации действующей Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.

В регионе есть опыт применения Стратегии, давший хороший эффект развития региона, в связи с чем было принято решение о её корректировке.

Необходимость в проведении данных работ – учёт новых федеральных инициатив, изменений социальной и экономической политики региона, актуализация целевых ориентиров развития в соответствии с «майскими указами» Президента РФ. Имеющаяся в регионе Стратегия была разработана еще в докризисное время. За прошедшие годы изменилась конструкция нашей экономики и промышленности. В новом, скорректированном документе акценты сделаны на развитии технопарков, промышленных зон, туризма и инфраструктуры.

Работы осуществлялись Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках заключенного государственного контракта.

В ходе совместной работы ВШЭ с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, структурными подразделениями Правительства Ульяновской области, муниципальными образованиями, Корпорацией развития региона, представителями общественности, бизнеса, научного сообщества и экспертным сообществом подготовлен документ, определяющий ключевые направления развития Ульяновской области на 15 лет вперед.

Документ разработан в соответствии с требованиями Федерального Закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

Согласно требованиям данного Федерального закона Стратегия включает в себя 6 обязательных положений, которые должен содержать этот документ:

1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития Ульяновской области;

2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики Ульяновской области;

3) показатели достижения целей социально-экономического развития Ульяновской области, сроки и этапы реализации Стратегии;

4) ожидаемые результаты реализации Стратегии;

5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;

6) информацию о государственных программах Ульяновской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии.

Кроме этого в Стратегии:

определена миссия Правительства Ульяновской области при обеспечении социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года,

определены долгосрочные проекты Правительства Ульяновской области,

обозначены народные инициативы в Ульяновской области.

Сформулирована глобальная стратегическая цель: повышение конкурентоспособности региона и, на базе этого, рост благосостояния жителей региона, повышение качества жизни населения.

Выделено 4 главных стратегических приоритета развития Ульяновской области:

развитие человеческого потенциала, формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития в Ульяновской области, обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики, сбалансированное пространственное развитие.

5. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «О Стратегии развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и электроники Ульяновской области на 2015-2020 годы»

Проектом распоряжения Правительства Ульяновской области предлагается утвердить Стратегию развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и электроники Ульяновской области до 2020 года. Стратегия – это документ стратегического планирования, определяющий систему целей, приоритетов, принципов, основных направлений, задач и механизмов государственной культурной политики на территории Ульяновской области. Стратегия является основополагающим документом стратегического планирования в сфере развития информационных технологий и электроники на 2015-2020 годы.

Стратегия направлена на развитие профессионального и дополнительного образования в сфере информационных технологий, содействие развитию вновь создаваемых организаций отрасли информационных технологий и электроники, поддержку организаций, ведущих хозяйственную деятельность в сфере информационных технологий на территории Ульяновской области, обеспечение взаимодействия организаций, ведущих хозяйственную деятельность в сфере информационных технологий, электроники с исполнительными органами государственной власти РФ, законодательными органами государственной власти РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ, законодательными органами власти субъектов РФ, образовательными и научными организациями, иными организациями, ведущими хозяйственную деятельность на территории РФ.

Стратегия разработана по результатам выполнения научно-исследовательской работы «Настоящее состояние отрасли информационно-коммуникационных технологий и перспективы её развития». Отмечается, что впервые в России для разработки Стратегии развития в сфере информационных технологий был применен научный подход.

6. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2030 года»

Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2030 года – это документ стратегического планирования, определяющий систему целей, приоритетов, принципов, основных направлений, задач и механизмов осуществления государственной культурной политики на территории Ульяновской области. Стратегия является основополагающим документом стратегического планирования в области развития культуры и культурной политики Ульяновской области на период 2015-2030 гг.

Стратегия разработана в целях обеспечения интересов человека, граждан, общества и государства, реализации конституционных прав каждого человека на доступ и участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, обеспечения конституционных гарантий свободы творчества, обеспечения заботы о сохранении культурного наследия, памятников истории и культуры, сочетания государственных интересов и интересов каждого человека и культурных сообществ в области культуры, создания благоприятных условий для формирования человеческого капитала региона и развития его творческого потенциала.

7. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года»

Проектом распоряжения Правительства Ульяновской области предлагается утвердить Стратегию развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года».

Представленный документ предусматривает механизм взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, хозяйствующими субъектами и институтами гражданского общества Ульяновской области, позволяющего осуществлять координацию мероприятий по развитию трудовых ресурсов, выработке согласованных действий по опережающему кадровому обеспечению экономики Ульяновской области.

Стратегия определяет планирование, создающее условия для формирования эффективного рынка труда, развитие конкурентоспособности трудовых ресурсов, организации опережающего кадрового обеспечения экономического развития Ульяновской области.

Стратегия является основополагающим документом стратегического планирования в области развития трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года.

Стратегия разработана в целях:

– эффективного привлечения и использования трудовых резервов трудоспособного населения на территории Ульяновской области;

– обеспечения оптимальной продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики Ульяновской области;

– усиления роли исполнительных органов государственных власти Ульяновской области в решении вопросов кадровой политики по обеспечению инновационной экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.

8. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновской области до 2020 года»

Представленный проект распоряжения разработан по поручению Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области. Цель – оценка сбалансированности потенциального спроса и предложения на рабочую силу, повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов.

Для предотвращения дефицита на рынке труда требуется наличие системы управления формированием квалифицированных кадров на уровне региона и отрасли, которая будет своевременно реагировать на происходящие в экономике и обществе изменения.

Баланс трудовых ресурсов Ульяновской области представляет собой результат комплексного изучения состава и использования трудовых ресурсов, который объединяет всю имеющуюся информацию о региональном рынке труда.

Основой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновской области является данные демографического прогноза до 2030 года, отчётного баланса трудовых ресурсов, формируемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, а также проекта Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года при инерционном сценарии развития – сценарии сохранения существующих тенденций развития и противодействия внешним шокам.

Закономерно, что основную часть в численности трудовых ресурсов занимает трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 90 % в общей совокупности; 8 % – работающие пенсионеры и подростки, 1% – иностранные трудовые мигранты.

Прочие категории граждан (военнослужащие, граждане работающие за границей, занимающиеся поиском работы самостоятельно, без обращения в органы службы занятости, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, лица, находящиеся в местах лишения свободы и др.). Данный показатель на период до 2020 года не претерпит значительных колебаний.

Предлагаются следующие меры, которые позволят закреплять наших специалистов в регионе и привлекать необходимые кадры извне:

1) Мониторинг трудоустройства выпускников Министерством образования и науки Ульяновской области и содействие трудоустройству выпускникам, испытывающим трудности в поиске работы Центрами занятости населения.

2) Стимулирование работодателей, создающих (выделяющих) рабочие места для трудоустройства выпускников, из средств областного бюджета.

Для устранения дисбаланса на рынке труда, который вызван несоответствием знаний и навыков специалистов, выпускаемых образовательными организациями ВПО и СПО профессионально-квалификационным требованиям работодателей необходимо создать региональную систему непрерывного образования, от которой во многом будет зависеть динамичность развития человеческого капитала. Необходимо обеспечить интеллектуальное и организационное превосходство среди соседей-регионов (от общественных рук – к общественному мозгу). Система образования должна развивать способности человека к смене профессии и адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям.

9. О проекте распоряжения Губернатора Ульяновской области «О мерах по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 года и выступления Губернатора Ульяновской области перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области в связи с принятием Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 27 ноября 2014 года»

10. О проекте распоряжения Губернатора Ульяновской области «О плане законопроектной и нормотворческой деятельности в Ульяновской области на 2015 год»

Во исполнение постановления Губернатора Ульяновской области «О совершенствовании законопроектной деятельности в Ульяновской области» разработан настоящий план нормотворческой деятельности в Ульяновской области на 2015 год.

Всего в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области поступило более 100 обращений с предложениями по плану законопроектной деятельности. Таким образом, на территории Ульяновской области на протяжении уже 6 лет реализуется задача Президента РФ, озвученную им в своём послании Федеральному Собранию 04 декабря 2014 года «Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России…»

Кроме того, в плане на сегодняшний день не учтены те проекты законов Ульяновской области, которые необходимо будет принимать по итогам мониторинга федерального законодательства. Как правило, ежегодно во второй половине декабря Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принимается порядка 80 – 100 федеральных законов, которые затрагивают сферу компетенции и полномочия субъектов РФ.

При подготовке плана проанализированы Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04 декабря 2014 года. Также проанализировано выступление Губернатора Ульяновской области перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области от 27 ноября 2014 года (в план включено 5 проектов законов Ульяновской области и 6 проектов подзаконных актов Ульяновской области).

Особенностью плана на 2015 год является включение в него проектов федеральных законов, необходимых для развития Ульяновской области. Кроме того, в плане практически отсутствуют проекты законов Ульяновской области, срок рассмотрения которых указан как «по мере необходимости».

По итогам проведённой работы проект плана содержит 429 актов и разделён на 3 части:

часть 1 – проекты законов Ульяновской области (70 актов);

часть 2 – проекты правовых актов Ульяновской области (354 акта);

часть 3 – проекты федеральных законов, необходимых для развития Ульяновской области (5 актов).

Среди наиболее важных законопроектов можно выделить такие как:

– О стипендиях, предоставляемых талантливым и одарённым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

– Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ульяновской области;

– О некоторых вопросах культурной политики в Ульяновской области;

– О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;

– Об установлении дополнительных ограничений курения табака в отдельных общественных местах, находящихся на территории Ульяновской области;

– О порядке определения органами местного самоуправления дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества и установления максимального размера дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Из актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области можно отметить такие как:

– О мерах по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

– Об утверждении Стратегии развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года;

– Об утверждении Программы развития человеческого потенциала в Ульяновской области;

– О присуждении международных ежегодных литературных премий имени И.А.Гончарова.

Кроме того, предусматривается внесение таких «традиционных» законопроектов как, об утверждении областного бюджета на очередной финансовый год, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования населения, программы управления государственной собственности и прогнозного плана приватизации (внесения в них изменений), внесение изменений в государственные программы Ульяновской области и в положения об исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

Но на этом работа с планом не будет закончена.

11. Об утверждении Стандарта профессиональной (служебной) деятельности руководителей подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области

Департаментом по внедрению системы эффективного государственного и муниципального управления был проведён опрос, направленный на изучение системы управления в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

Целью проведения опроса являлось определение наличия либо отсутствия у руководящего состава теоретических знаний в области управления коллективом и организацией в целом, и способности применения передовых технологий управления.

Данные опроса показывают, что институт «руководителей» в большинстве своём не сформирован, за исключением отдельных элементов, не носящих системный характер. Т.е. в настоящее время необходимо создать такие условия (в том числе информационные), которые располагали бы начальников к реализации системного подхода и выполнению именно управленческих функций, вместо постоянного «тушения пожаров».

Соответственно, департаментом по внедрению системы эффективного государственного и муниципального управления разработан проект Стандарта профессиональной (служебной) деятельности руководителей подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области. Данный документ в своих 48 страницах содержит современные принципы управления подразделениями, выстраивания единой системы управления в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, основанной на профессиональных нормах, правилах и компетенциях руководителей, а также создание условий для практического применения указанных принципов в повседневной профессиональной служебной деятельности.Стандарт не является статичным инструментом, и в дальнейшем будет изменяться в зависимости от необходимости применения новых практик, либо изменения ситуации в системе управления в исполнительных органах государственной власти.

Реализация данного подхода также позволит увеличить конкурентоспособность «линейных» начальников и начальников «среднего» звена. При этом развитие данного уровня начальников должно стать стимулом для развития руководителей вышестоящего уровня, так как им придётся «доказывать» своим подчинённым свой более высокий уровень профессионализма. В случае, если произойдёт диссонанс (вышестоящий уровень руководителей останется на прежнем уровне развития, а рядовые начальники будут развиваться), то существует риск увеличения текучести кадров среди «линейных» начальников и начальников «среднего» звена.

11.1. О системе работы кураторства на региональном и муниципальном уровнях

С октября текущего года система регионального кураторства работает в рамках распоряжения Губернатора «Об институте полномочных представителей в муниципальных образованиях Ульяновской области».

Необходимо спроецировать работу, отстроенную по линии регион-районы, на уровень поселений. Для этого нужно в каждом районе закрепить кураторов поселений из числа высшего руководящего звена района и активизировать их работу по внедрению принципов политического планирования на поселенческом уровне.

На уровне городских округов необходима аналогичная проекция с единственным отличием – вместо поселений, кураторы должны закрепляться за определенной территорией города (например, в разрезе избирательных округов), а также за населенными пунктами, входящими в состав городского округа (например, села Отрада, Лаишевка, Плодовый в городском округе «город Ульяновск» или поселок Меловой в Новоульяновском городском округе).

В качестве основного модельного документа подготовлено Модельное распоряжение «Об институте полномочных представителей на территории муниципального района (городского округа)».

В рамках данного распоряжения определяются три уровня муниципальных кураторов и их функциональное разделение. Кроме того, в систему кураторства должны включаться старосты населенных пунктов и муниципальный депутатский корпус.

Первый уровень – Полпред Администрации (назначается из числа муниципальных служащих, замещающих должности высшей группы, руководителей структурных подразделений или руководителей муниципальных учреждений администрации).

Второй уровень – Дублёр полпреда (назначается из числа муниципальных служащих, замещающих должности главной группы – заместители руководителей структурных подразделений, начальники отделов).

Третий уровень – Полпред блока внутренней политики администрации.

В ближайшее время будет активизирована работа окружных советов под руководством Заместителей Председателей Правительства области.

11.2. О выполнении Соглашения о сотрудничестве между Правительством Ульяновской области и администрацией муниципального образования Ульяновской области по вопросам выстраивания централизованной кадровой политики в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Сейчас активно ведется работа по выстраиванию единой кадровой политики не только в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, но и в органах местного самоуправления муниципальных образований. Для этого со всеми муниципальными районами и городскими округами Правительство 5 декабря текущего года заключило соглашение о сотрудничестве. Дополнительно к соглашению разработан методический инструментарий по его исполнению.

Ответственными лицами от муниципальных образований за реализацию этого соглашения определены руководители аппаратов или заместители главы администрации, что подчеркивает важность этого документа.

Соглашение предполагает сотрудничество Правительства и администраций по ряду направлений. Более подробно остановлюсь на некоторых из них, наиболее важных:

1. Представители управления по вопросам государственной службы и кадров и профильных органов власти включаются в состав конкурсных комиссий, которые оценивают кандидатов на замещение руководящих должностей в администрации (замы главы, руководители аппаратов). Кроме этого Правительство совместно с администрацией осуществляет оценку таких кандидатов посредством проведения тестирования на знание русского языка, умение работать на компьютере, на наличие управленческих компетенций, и личностно-профессиональной диагностики. Для этого администрации должны направлять заполненную справку-объективку на кандидатов в Правительство, причем делать это нужно до назначения на должность, а не после, как это сделал город Димитровград. Для чего нужен такой механизм? Прежде всего, для того, чтобы обеспечить объективное оценивание кандидатов, не допустить случаи своячничества и землячества, а назначение осуществлять, руководствуясь принципами меритократии.

2. Правительство рассматривает проекты штатных расписаний, структур, фонда оплаты труда администраций. Эти проекты также необходимо направлять в Правительство до их принятия и утверждения. Это позволит достичь унифицированного подхода к формированию органов местного самоуправления, не допуская чрезмерного увеличения штатной численности или нехватку сотрудников по какому-либо направлению.

3. Администрация в случае назначения лица на должность главы администрации составляет адаптационную программу вхождения его в должность, а Правительство рассматривает и корректирует ее.

4. Правительство не только организует обучение муниципальных служащих по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, но и закрепляет менторов за проектами, которыми готовят муниципальные служащие в рамках такого обучения. При этом менторами выступают как руководители органов государственной власти, так и менторы бизнес-школы «Сколково».

Кроме того, соглашение систематизирует отчетность, направляемую администрациями в Правительство для подготовки сводной информации в ПФО и Администрацию Президента. Преимущества. Правительство сможет оказывать помощь администрациям в проведении единой кадровой политики, что позволит выровнять работу кадровых служб, исключить случаи назначения на руководящие должности людей, не соответствующих квалификационным требованиям.

Администрация получит квалифицированную помощь управления по вопросам государственной службы и кадров в применении на практике кадровых процедур, в подборе и отборе руководящих кадров, в оптимизации структуры и численности.

12. Об исполнении пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 21.10.2014 № Пр-2463-ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 18 сентября 2014 г.

В Ульяновской области в августе проведены ряд совещаний с руководителями предприятий ОПК, а также крупных предприятий Ульяновска и Димитровграда по обмену мнениями о работе по импортозамещению. Результатом стало формирование дорожной карты реализации мероприятий импорто- и экспортозамещения.

В настоящее время в рамках работ по дорожной карте проводится мониторинг импорто – и экспортозамещения на территории Ульяновской области во всех отраслях. Сейчас данные мониторинга тщательно анализируются.

Но уже очевидны направления развития в части замещения поставок продукции из санкционно-активных стран производством в России (или даже в Ульяновской области). Это продукция химической промышленности для потребностей текстильной и швейной промышленности (в настоящий момент поставки осуществляются из Бельгии и Германии), автокомпоненты (заменить необходимо поставщиков из Германии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и Чехии), электрооборудование (вместо Германии, США и Японии), полимерное сырьё (замена немецкому), лакокрасочная продукция (Голландия), электронные компоненты и элементы промышленных компьютеров (замена американской продукции).

Сформирована межведомственная рабочая группа по разработке и осуществлению мероприятий по импорто- экспортозамещению в Ульяновской области на 2015-2017 годы. В ноябре-феврале будут проведены рабочие совещания рабочей группы по утверждённому графику с участием научного сообщества, ТПП, УРО СПП, УО Союзмаш, Ассоциацией ульяновского бизнеса по вопросу выработки комплекса мер по импорто- экспортозамещению с группами субъектов промышленной деятельности в отдельных отраслях.

В результате мониторинга и консультаций будет сформирован перечень импортируемых предприятиями региона изделий, сырья и комплектующих:
– которые могут быть замещены производителями Ульяновской области;

– которые могут быть замещены производителями из других регионов РФ;
– которые не могут быть замещены производителями в РФ.

Затем будет разработана матрица импортозамещения для предприятий и организаций региона и конкретных мероприятий по реализации каждого раздела матрицы. Указанные мероприятия будут включены в государственную программу «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» и будет проведена корректировка концептуальных положений, программных документов и нормативно-правовых актов Ульяновской области в целях:

– определения приоритетности импортозамещающим инвестпроектам;

– снижения финансового порога для инвестпроектов с импортозамещающими технологиями.

Для поддержки предприятий в части решения вопросов импортозамещения, а точнее создания и выпуска конкурентоспособной продукции, предполагаются следующие мероприятия (меры государственной поддержки):

предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с выполнением мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства;

субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным на создание или развитие имущественного комплекса, в т.ч. инфраструктуры, технопарка или индустриального парка;

субсидирование расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга;

субсидирование части расходов, связанных с обучением, профессиональной подготовкой и переподготовкой работников субъектов промышленной деятельности;

субсидирование части расходов, связанных со стандартизацией и сертификацией продукции;

субсидирование части расходов, связанных с формированием информационной базы данных потребностей, продукции, товаров, работ и услуг предприятий области, а также выпуска каталогов продукций предприятий Ульяновской области, инвестиционных проектов и инновационных технологий;

Финансирование мероприятий планируется осуществлять за счёт средств областного бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов промышленной деятельности региона.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА