Угодник Божий Старец — монах Антоний Ундоровский(1870-1942) родился в селе Ундоры, близ Симбирска, в бедной крестьянской семье. Рождение его было отмечено необыкновенными знамениями. Когда мальчика омывали в чаше с водой, чаша вся засияла золотым светом. С семи лет Антон начал читать духовные книги. На молитву уходил в лес. Зимой он делал в лесу подобие храма: в углублении расставлял иконки. Так проводил там целый день в созерцании. В молодости Антон был пастухом, стал странствовать. Причащался Св.Христовых Тайн у батюшки Иоанна Кронштадтского, который еще в 1890 году во время путешествия по Волге сказал о селе Ундоры: «Благословенное село! Оно прославится по всему земному шару — человек здесь живет Старец. Великий чудотворец» и поклониля в пояс святому старцу. В Кронштадт Антон ходил пешком. Также пешком ходил в Иерусалим. Обмерил шагами всю Москву, считая ее, очевидно, святым местом. Сказал: «Семьдесят верст вдоль, семьдесят — поперек».
Как-то, вернувшись из странствий по монастырям, Антоний залез на крышу своего дома и стал необычно низко и много укладывать на нее солому. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил:- Да лучше гореть будет.
Старец прозревал грядущий пожар, который вскоре и случился: его дом сгорел, не задев других строений. Новая власть (советская) не любила «странного» богомольца и не разрешала ему строить на старом месте новый дом. Антоний смирился, видя в этом Божий промысел. Он вырыл себе землянку и стал жить в ней, устроив из досок полати. Больше в землянке ничего не было. Вкушал старец Антоний один раз в день, в четыре часа дня. Пищей его были лук, картофель. Пил холодную воду из родника, иногда чай. Мяса не вкушал, с рыбы ел только кожицу. Но иногда употреблял молочное. Одежда его была ветхая, убогая. Ходил он широким шагом в лаптях, в старом пиджаке, подпоясавшись красным кушаком и опираясь на большую палку. Зимой надевал валенки или лапти, кафтан. Антоний постоянно уединялся, среди людей его можно было увидеть лишь в церкви. Молитва его была сильная. В основном он молился уединенно в своей землянке, куда никого не пускал, закрывая двери на запор, он все время бодрствовал. Сам он сказал о своей молитве одному сельчанину (Якову Андрианову): — Когда молюсь Богу, положи камень на грудь — растает. Если во время крестного хода с молитвой о дожде выходил со всеми и Антоний, дождь обязательно был. При этом шел он сзади всех и молился так, что рубашка на нем становилась мокрой. Побывал Антоний во многих монастырях, беседовал с семью старцами, получил благословение исцелять недужных. К нему приезжали получить исцеление со всех сторон, но принимал он не всех. Просто подходил к умирающему человеку и говорил:- Живи до 90 лет!
Или:- Через две недели встанет! Или еще:- Ну что, Марина, вставай! Иногда предсказывал смерть в другой срок. Так, родственникам годовалого младенца Николая он сказал:- Сейчас не умрет. А вот в 20 лет он от вас уйдет.
Так и вышло. Иногда он давал больному хлеб, а иногда давал постирать свои рубашки (он никогда не мылся, а рубахи менял через 2 часа — так сильно потел): кому даст постирать — тот выздоравливает. Давал и масло для лампады: масло в лампаде догорало, и больной выздоравливал. Лечил он и животных: хлеб им давал из своих рук, а то и советовал «опустить крестик в воду», которую давали скотине. Случаев прозорливости старца не перечесть. Когда он был в тюрьме (Господь даровал ему гонение по клевете), молва о его прозорливости распространилась настолько, что сам начальник тюрьмы обратился к нему за помощью. Корова у начальника пропала. Антон Петрович ему все сказал: и кто украл, и когда, и за сколько будут продавать на базаре. Предсказывал он людям и плохое, и хорошее. Читал и мысли людские, сразу отвечал на заготовленный вопрос. По его молитве однажды явился во сне женщине ее покойный отец — и она узнала о его посмертной участи и о необходимости молиться за него. Многим он предсказывал, вернутся они с войны или нет. Однажды двоим уходившим на фронт сказал: — Ты, Александр, иди, да поскорее возвращайся. А ты, Иван, нам там, — показал на небо, — нужен. Один вскоре был комиссован по ранению, другой погиб. Не все свои предсказания он выражал ясно, очень часто говорил загадками, туманными словами, так что только последующие события позволяли оценить глубину его прозорливости. А порой он отказывался помогать и молиться за человека, например, если тот был проклят своей матерью. Не у каждого и помощь принимал. Антоний Петрович даже говорил своим односельчанам:- Не все мне нужно говорить. Мы здесь лишь пылинки, а вот Там — Силы так Силы!
Не всегда его предсказания носили частный характер. о конце света:- Когда все скажут «Бога нет!», Господь ждать ни минуты не будет. Сейчас время, как перед Потопом. Тогда Ной один остался, а теперь из семи городов — один, из семи деревень — одна, из семи человек — один. В последние времена люди будут ходить тучные, сытые, в домах — роскошь. Все вокруг будут строиться. Враз все огнем, как языком, слижет…
Призывал он своих сельчан читать «Откровение» Иоанна Богослова. Защищал он Ундоры своей молитвой и от нашествия саранчи, и от пожара в 1930 году, когда стал лопаткой против ветра землю кидать, и от болезней и неурожая. И после смерти обещал охранять Ундоры от нечистой силы. Перед самой кончиной пришел Антон Петрович в дом к своей племяннице, Елене Игнатьевне Андриановой. А в день иконы Казанской Божией Матери его уже похоронили. В то время ему было 72 года. Перед смертью стал слаб, как ребенок. Однажды, придя домой, Елена Игнатьевна нашла его наверху, на печи. До последних своих дней молился, вел брань с нечистой силой. Даже сидя на кровати, отмахивался от нее руками, видел. Перед кончиной трое суток ничего не вкушал. Сказал:- Я ухожу, а вместо меня останется икона Божией Матери «Козельщанская» (он привез ее из своих странствий и отдал в ундоровскую церковь). Я умру, а вы приходите ко мне на могилку, приходите и говорите, как с живым». После своей смерти Антон Петрович много помогает селу, которое стало очень известной в России здравницей с уникальной по составу лечебной водой («Волжанка»). А ведь было время, когда старец обходил все окрестности и говорил:- Пейте, вода везде чистая, сам все проверял. В святых Вершинах и в колодезе, что в лесу между селами Ливневка и Дубравка, — святая. В овраге за Малыми Ундорами целебная, в ней серебра много.
Этот целебный источник и вычищен руками Антона Петровича. Его благословение на нем. Люди говорят, что воду родниковую он как бы сквозь землю видел и начинал копать родничок там, где и предположить никто не мог. И вода била ключом. Много он и после смерти помогает тем, кто его помнит и обращается к нему за благословением и помощью: и на операцию люди идут, прося Антона Петровича помочь, и работу находят. Не раз являлся он людям в тонком сне, подсказывая, что делать, ободряя и утешая. А то и наяву приходил. Дарья Филипповна Андрианова рассказала, что после войны как-то подумала об Антоне Петровиче. Выглянула в окно, будто толкнул кто, а по улице Антон Петрович идет в кафтане, с палкой. Улыбается и в окно ее смотрит.
Святой источник, который обрел блаженный старец Антоний Ундоровский, расположен между селом Ундоры и санаторием им. В.И. Ленина, в овраге. Однажды схимонах Антоний и его племянник, Никита Игнатьевич Козлов, как они часто это делали, собирались в лес на прогулку. Антоний сказал племяннику, чтобы тот взял с собой кружку, хлеб и лопату. Тогда мальчику Никите было 7-8 лет от роду. И вот пришли они в лес и Антоний говорит:
— Копни, Никитушка, вот тут, здесь родничок.- Да тут одни опавшие листья и трава.- Копни, копни.
Копнул он разок, стала появляться вода, другой раз копнул, заполнилась вся ямка, третий раз копнул и тогда уже забил родник. Немного погодя вода устоялась и они зачерпнув её кружкой запили краюху хлеба.
С того времени, из этого родника стали набирать вкусной воды не только селяне, но и гости села и санатория. Вода приятна на вкус, мягкая, не образует накипи при кипячении, не образует осадок и с минимальным содержание минеральных солей.По прошествии времени, приходящих к роднику людей, становилось с каждым годом все больше и больше. Люди верили в целительные свойства родниковой воды, но источник был не настолько хорошо обустроен для увеличивающегося потока паломников и их запросам. Вода текла тонкой струйкой и приходилось долго ждать, пока ведро наполнится.
И вот свершилось, в 2005 году, летом, по благословению духовника женского монастыря Архангела Михаила, игумена Петра, было положено начало обустройства почитаемого родника. Сначала ему предложили сделать только колодец, но отец Петр сказал, что нужно построить купальню с часовней. На что получил ответ что это невозможно, из-за рыхлых пород в этом месте и из-зи риска возникновения оползня. Но батюшка был не умолим и заключил: «Благословляю». И через 2 месяца, по милости Божией, трудами плотников здесь были построены деревянные надкладезная сень и чуть ниже закрытая купальня с купелью. Купель наполняется водами из трех родников по трем трубам. По центральной узкой трубе, течет вода из родника открытого Антонием, она сливается с водами из других родников освящая их своей благодатью. Люди приметили что если постоять немного в родниковой воде то быстро проходит тяжесть в ногах. Многие верующие обычно сначала идут на могилку блаженного Антония, собирают травку и землю, а затем идут к роднику. Землю зашивают в мешочек и когда болеют прикладывают к болящим местам и молятся и просят помощи у святого Антония.
Среди чудодейственных курортных зон России свое достойное место занимает курорт Ундоры, широко разметнувшийся на живописном Волжском крутояре в 40 км от УльяновскаУндоровская минеральная вода имеет малую минерализацию, что позволяет ей, по данным известного отечественного бальнеолога А.А.Лазинской, «легче проникать в ткани через слизистые оболочки. Это свойство минеральных вод и обуславливает их лечебное применение». Курорт «Ундоры» — исключительно живописный уголок среднерусской природы. Над многокилометровым зеркалом Волжского моря зеленая шапка смешанных лесов хранит уникальные источники целительной силы. Одиннадцать самоизливающихся источников лечебно-минеральных вод исследованы Центральным институтом курортологии и физиотерапии и получила самую высокую оценку. По своим лечебным возможностям «Волжанка» близка к известной минеральной воде «Нафтуся» Трускавецкого курорта, а по ряду лечебных факторов превосходит ее. Эта удивительная вода способна оздоравливать страдающих желудочно-кишечными заболеваниями, болезнями печени, поджелудочной железы, мочеполовой системы. Последние исследования в научно-исследовательском центре г. Обнинска открыли новые лечебные возможности «Волжанки» в лечении заболеваний щитовидной железы. Кроме «Волжанки», с глубины более 1000 метров на курорте Ундоры добываются уникальные по лечебным качествам хлоридно-натриевые рассолы, содержащие иод и бром. Они успешно используются в лечении болезней опорно-двигательного аппарата. На очереди применение высокоэффетивных лечебно-торфяных грязей Брехова болота, рекомендованы для лечения мочеполовой системы и других заболеваний.

1

2