Музей «Дом-ателье архитектора Ливчака» открылся в канун Нового года на одной из самых коротких улочек Ульяновска – улице Архитектора Ливчака, что рядом с парком имени Ульянова. Ветшавший, разрушавшийся памятник русского модерна, более известный как Дом актера, спасен благодаря передаче его в ведение музея-заповедника «Родина Ленина», который за четыре года восстановил здание во всей его красе и вдохнул в него новую жизнь.
Федор Осипович Ливчак – автор многих ульяновских (и не только ульяновских!) зданий, работавший в Симбирске с 1906 по 1918 год архитектором Симбирской городской управы. Он построил этот дом для своей семьи ровно сто лет назад, в 1914 году, и проектировал не только само здание, но весь дом как таковой – от мебели до женской одежды. По признанию директора заповедника «Родина Ленина» Ирины Котовой, авторы концепции отнеслись к делу восстановления дома Ливчака с фанатизмом: бетонные подоконники отлиты по старинным образцам, так же выполнены латунные ручки и шпингалеты, по исторической технологии воссозданы участки керамической плитки для пола. В здании проведены все современные инженерные системы, обновлена кровля, заменены сгнившие окна и деревянные полы, восстановлены фрагменты лепнины, фасадов и интерьеров.
Подлинным произведением прикладного искусства в стиле модерн являются три плафона, воссозданные реставраторами. По словам Котовой, Ливчак использовал для их создания 19 цветов и пять видов золота. Сейчас они располагаются в комнатах первого этажа, где сотрудники музея создали экспозицию, посвященную модерну – стилю, проникшему практически во все виды искусства. Это и мебель, на которой сидели современники Ливчака, и костюмы, в которых могли приходить сюда гости, предметы интерьера, живопись и так далее.
Построив свой дом из огнеупорных пустотелых бетонных блоков, Ливчак сделал рекламу собственному изобретению. Одну из комнат первого этажа «отдали» под кабинет-мастерскую архитектора, и в нем, как ни в каком другом городском музее, можно прикоснуться к истории – присесть на диван, достать чертежи с проектами из старинного тубуса, поработать с линейкой столетней давности за «рабочим столом архитектора».
– Поскольку мы работаем в основном для молодежи, для нас важно включение живых интерактивных моментов, – объясняет Ирина Котова. – Когда человеку позволено взять подлинник в руки, что-то с ним сделать, он иначе будет воспринят, чем если он спрятан за витриной. А задача экспозиции, в первую очередь, – подготовить зрителя к воздействию подлинника и заставить увидеть его.
Понимая, что для многих ульяновцев Дом Ливчака остается Домом актера, и также учитывая тот факт, что театралом был сам Федор Осипович, а его жена Мария Васильевна ставила именно в этом доме детские домашние спектакли, практически весь второй этаж отвели под экспозицию, посвященную театральной жизни Симбирска-Ульяновска. Причем история симбирского театра рассматривается в связи с историей русского театра в целом. И здесь в еще большей мере присутствует интерактив. Современные технические средства в виде зеркала – электронной примерочной, сенсорного «киоска» с огромным количеством видеоматериалов позволяют расширить небольшие пространства комнат, а также ответить на самые разные вопросы о театральной жизни. Кроме того, на крошечной сцене можно попробовать себя в роли актера или суфлера. Выйти за рамки местных событий помогут экспозиции Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина – его представительство уже открылось в Доме-ателье архитектора Ливчака. Первая выставка представляет более сотни подлинных фотографий, рисунков, декораций, скульптур, личных вещей артистов.
Еще одна тема, взятая «под крыло» нового музея, – кинематограф. Уже начал работать кинозал, в котором показывают немое кино. А научные сотрудники заповедника займутся изучением «белых пятен» в теме симбирского кинематографа – она пока крайне мало исследована.
И, конечно, в Доме Ливчака будут говорить о самом Ливчаке. Как известно, он умер рано, в 41 год, вдали от семьи: в 1918 году уехал в Омск и скончался от сыпного тифа. Но к тому времени он успел оставить в разных городах России здания, которые теперь считаются классикой русского модерна. И, несмотря на то, что о Ливчаке написан ряд статей, защищена диссертация (автор – Ирина Котова), написана книга (автор – Ольга Свешникова), перед исследователями открываются все новые и новые страницы его короткой, но яркой жизни. Например, ульяновцам обещают представить выставку, посвященную сотрудничеству Ливчака и Федора Шехтеля – одного из наиболее
ярких представителей русского и европейского модерна в архитектуре. А это тема, о которой еще никто и никогда не говорил.
Анна ШКОЛЬНАЯ