В мире столько профессий! Но среди этого многообразия, пожалуй, ремесло таксидермиста – одно из самых экзотичных на сегодня. Об особенностях таксидермии «Молодежке» рассказал кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии УлГПУ Фарид Талгатович Алеев.
Мастера-самоучки
Фарид Алеев показывает манекен сурка
−Таксидермия появилась благодаря охотникам, которые хотели сохранить память о своих трофеях, − говорит Фарид Алеев. − Этимология слова «таксидермия» происходит от греческих слов: «taxis» – «устройство» и «derma» − «кожа, шкура». Особого расцвета она достигла в середине XIX – начале XX веков, когда чучела животных не просто выделывались и набивались опилками или соломой для полного отображения прижизненного вида животных, но и представляли собой предметы роскоши и искусства во многих европейских странах. На Руси же эта профессия называлась чучельник или шушельник, такой мастер считался настоящим искусником.
До сих пор мастеров-таксидермистов можно пересчитать по пальцам. Как известно, такой дисциплины, как таксидермия в российских учебных заведениях не преподают. Только студенты биологических факультетов сталкиваются с этим ремеслом на практике.
По словам Фарида Талгатовича, сам он занялся таксидермией как раз в студенческие годы. Первой работой была птица погоныш. Как и большинство таксидермистов, он освоил эту профессию самоучкой. Сейчас продолжает это дело, курируя зоологический музей университета. Также он проводит курсы, где можно научиться делать чучела.
Целая наука
− В крупных городах есть мастерские, которые проводят чемпионаты, выпускают специализированные журналы, − продолжает специалист. − В Ульяновской области таксидермистов и десятка не наберется. Почти со всеми я знаком. С ними общаемся, обсуждаем разные техники, делимся опытом и новыми работами по телефону и Интернету. Что касается молодежи, то я пытался привлечь студентов, научить, но кто-то боится прикасаться к мертвому животному, кого-то отпугивает трудоемкость процесса.
А таксидермия – это целая наука. Мастер должен хорошо знать особенности анатомии животного, разбираться в физиологии и химии. Кроме этого, таксидермист должен обладать невероятной усидчивостью, ведь на одно чучело уходит, как правило, 30-40 дней. Когда к специалисту приносят (обычно охотники, студенты, дети) шкуру или мертвое животное, птицу, он должен сразу начать обработку, иначе испортится. При этом таксидермист отмечает, что самая долгая работа выходит с птицами, так как должно быть очищено каждое перо.
− В первую очередь нужно сделать промеры животного, − объясняет Фарид Алеев.− При этом «материал» обрабатывается дихлофосом, чтобы избавиться от насекомых, например, у птиц это могут быть кровососки, пухоеды. Далее следует съемка шкурки или перьев и их химическая обработка в соли. Это делается для того, чтобы вывести воду, которая является хорошей питательной средой для развития самых разнообразных микроорганизмов.
Спустя время таксидермист снова занимается обработкой: моет и обезжиривает материал специальными химикатами (поэтому работать следует в маске и перчатках), закрепляет волосяной покров или перья. Только после этого можно моделировать чучело на манекене.
Как рассказал ульяновский таксидермист, сейчас не составляет труда заказать любого размера манекен из пенополиуретана – и зарубежные, и отечественные предприятия изготовляют их анатомически точными и долговечными. К манекену сразу идут «комплектующие»: глаза и при необходимости другие детали. После того, как чучело готово, оно может простоять почти в первозданном виде не один десяток лет.
Есть идеи
− Обычно на мое ремесло люди реагируют адекватно, − рассказывает специалист.− Кроме университетского музея, ко мне поступают заказы от охотников, а также от нашего областного краеведческого музея. Изготовление чучел – это не только сохранение трофеев в случае с охотниками, но и возможность наглядно показать людям, как выглядит то или иное живое существо. К нам в музей часто приходят на экскурсии школьники, которым мы можем показать основных представителей живой природы Ульяновской области.
Кстати, о музее. Он был основан еще в 1932 году, когда в университете появилось первое чучело грифа (раньше эта птица залетала к нам в область). Тогда была выделена аудитория, которая со временем наполнилась до отказа так, что даже краеведческий музей уступает ему по численности экспонатов. Кроме привычных для нашего края птиц, животных и рыб (медведя, рыси, кабана, стерляди, филина и так далее), здесь можно найти подарок МГУ — чучела полярной совы и ехидны, обменный экспонат с Дальнего Востока – пиранью. Из поездки во Вьетнам была привезена целая коллекция бабочек, а с Черного моря — скелет погибшего дельфина. Кроме этого, один приезжий цирк отдал университету умерших белого попугая и мартышку. Теперь они тоже «живут» в музее.
− Хоть таксидермия – наука устоявшаяся, новшества появляются редко, но можно совершенствовать то, что есть. Например, сейчас у нас в разработке проект голосовой имитации, для чего мы планируем подключить студенческое проектно-конструкторское бюро «Поиск» (СПКБ), с помощью которой соберем необходимую электронику. А в дальнейшем хотим показывать и движение представителей животного мира. Это уже роботехника получается, но это реально воплотить в жизнь, − напоследок сказал таксидермист Фарид Алеев.
Беседовала Вера МЕРКУЛОВА