Из цикла «Истрия как факт»
…Роясь в своем архиве, обнаружил записи, сделанные по «горячим следам» не слишком давно миновавшей советской эпохи.
В них запечатлены некоторые черточки нрава и привычек «первоголица» области. Партийного босса региона А.Скочилова. Привожу их без всяких комментариев…
«…Известный ульяновский архитектор Валентин Филимонов рассказывает::
– К тридцатилетию Победы задумали соорудить в Ульяновске обелиск Славы. Провели городской конкурс. На суд жюри было представлено восемь проектов. Определили призеров. Но “главному архитектору” Скочилову ни один из них не понравился. Для поисков окончательного решения монумента создали проектную группу из архитекторов и скульпторов во главе с главным архитектором области Н. Медведевым.
– И снова ни один из вариантов не устраивает “Бабая”… И вдруг на одном из очередных рассмотрений в его кабинете, он достает из шкафа с сувенирами один из них, кажется, подаренный автозаводцами (это был многогранный столб со звездой наверху), и на полном серьезе, к замешательству присутствующих, “поставил задачу”…
– Далекому от архитектуры человеку трудно представить, каких творческих мук потребовалось, чтобы сию поделку превратить в приемлемый архитектурный образ монумента! Но приказ “первого” не обсуждались.
Потом, когда в город наезжали сановные гости, “Хозяин” непременно показывал этот объект своей гордости: как ни крути – автор идеи!»
Инженер Николай Ершов рассказывает:
– Прогуливаюсь по площади Ленина. Уже поздновато, десять вечера. Вдруг подкатывают две “Волги” к подъезду обкома. Из одной выходит “бабай” в сильном подпитии; из другой – сопровождающие. «Бабай» намеревается пройти в обком КПСС; отговорить его от этого пытается невысокий замзав одного из отделов: “Не надо туда, Анатолий Андрианович, лучше на дачу…”. Взмах руки областного генсека– и непрошеный “советник” летит кувырком со ступенек обкомовского крыльца…»
– А вот что рассказывал бывший председатель горисполкома Борис Ланцов:
«- Поддаст, как следует, на дачу приезжает…. Все – по кустам, чтоб на глаза не попасться (речь идет об обкомовских дачах в Карлинской роще – Ж.М.). Но кто-то замешкался. И вот хватает его “хозяин” за грудки, как грушу трясет…И вопрошает громовым голосом: “Ты меня любишь? Ты меня вот как собаки должен любить – а не то сгною!”
И швырк несчастного в кусты… . А собаки его и вправду любили…»
Игорь Хрусталев, бывший заместитель редактора газеты “”Ульяновская правда, с которым мы были в приятельских отношениях, повествовал:
« Довелось мне как-то присутствовать на одном из бюро, где обсуждался “вопрос” о производстве “товаров народного потребления”. В те времена они, эти товары, сами собой почему-то не производились, нужна была обкомовская палка-погонялка. Так вот, “мухтары” из обкома составляли длиннющие списки – того, что надо было клепать на том или ином ульяновском заводе – и выполнение этих списков время от времени “заслушивали” на бюро.
Помню, подняли директора “володарки” Орлова. Он был обязан “по мудрому руководству” обкома производить, почему – то, эмалированную посуду и чесноковыжималки. Насчет посуды выяснилось, что линию по ее выпуску «только еще налаживают»…А вот с “чесноковыжималками” вышел конфуз.
Шеф на этом слове споткнулся и недоуменно переспросил у своих клевретов: “Шо это такое – чесноковыжималка?”. Лизоблюдный хор закудахтал: “Да вот, Анатолий Андрианович… такая штуковина, на даче сок чесночный давить удобно … под шашлык, знаете?”. “Хорошая штука! – одобрил ПЕРВЫЙ, знавший толк в шашлыках. – А чего не делают?”.
“-Да игнорируют линию обкома!”.
Бедного директор в «предбаннике» отпаивали после скочиловского разноса валокордином…
– А чеснок, между прочим, почему-то тогда был в страшном дефиците, головка его на рынке тянула чуть не на рубль!»…