События последних недель заставили задуматься многих. Необузданный рост цен настойчиво рисует неприглядную картину «голодающих жителей Поволжья». Так стоит ли делать запасы или же не все так плохо, как кажется? – попытаемся мы разобраться.
Версии экономистов о происходящем разнятся: кто нагнетает обстановку, предвещая дефолт уже весной, кто успокаивает, мол, страшное позади, все под контролем. На фоне этой неразберихи мнений стабильным остается одно – подъем и укрепление духа патриотизма.
Впрочем, патриотизм, как и оптимизм, в данной ситуации вполне оправданы. Почему? Да потому, что мы, наконец, решили ориентироваться не на развитие западной экономики, а взять пример с Востока. Вспомните Японию: как быстро поднялось с колен маленькое, разрушенное войной островное государство. Именно по их стопам, шаг в шаг, мы сейчас и пытаемся двигаться.
Осенью прошлого года президент заявил о намерении вести внешнюю торговлю в рублях. Валютный мир заволновался не на шутку, ведь на арену решила выйти новая единица. И тут грянул обвал нашей в «воде не тонущей дЕньги». «О ужас!» – закричал народ, получивший порцию шока. СМИ начали активно муссировать тему, что, мол, все это из-за санкций. Доля правды в этом, конечно, есть, особенно, если принять во внимание тот факт, что ВВП страны к концу прошлого года упал на 1% (поверьте, для наших территориальных размеров – это пусть и не много, но достаточно). И вот тут-то стабильность экономики для стабилизации (простите за тавтологию) производства была бы кстати. Но мы не ищем легких путей. Наш корабль несет по волнам, бросая о скалы. Так что вместо желаемого продуктового бума, производственники затихли в ожидании. Еще бы! Лихие 90-е свежи в памяти, и потерять последнюю «резнику от штанов» никому не хочется. А в это время народ-обыватель «очухался» от шока и тут же впал в панику. С прилавков магазинов начали сметать все по принципу «надо – не надо – пригодится». На сцену из тени вышли спекулянты. А что? – грех не воспользоваться ситуацией и выкачать кровные из загашников трудяг. Ведь, как говорил Чехов: «Пока в России будут дураки – обманывать нам стало быть с руки». Искусственно созданный дефицит на почве необоснованно завышенного спроса привел к логическому итогу – дикому росту цен! Впрочем, людей это не остановило, напротив, только усилило ажиотаж и нервозность. Очистка прилавков истерично продолжилась. Любители легкой наживы только потирают руки и шелестят купюрами. Мы же с тоской заглядываем в закрома, которые быстро зарастают паутиной. Все бы ничего, коли ни один маленький нюанс – в последние годы мы взяли привычку жить не по средствам и в долг. Банки теперь стали бичом нашего неспокойного времени.
Охватившую нас панику, конечно, понять можно, но принять сложно. С логической точки зрения, подумайте, на просторах нашей страны (не считая столиц) мы всегда жили в рублевой зоне. Так что нам тогда было до евро и доллара? И что же мы имеем теперь? Это выросшие цены, спровоцированные нашей же истерикой (заметьте: они – цены – всегда поднимались, но никогда не опускались, какой бы контролирующий орган не вводился со стороны государства), это оставшиеся на прежнем уровне заработные платы (а что? – работодатель ведь в панику не впадал и не болел головой «как же будут жить его подчиненные»), это сокращения из-за закрытия и приостановки производств.
Конечно, удара было не избежать: любой организм для выздоровления должен получить стресс, чтобы заработала иммунная система на полную катушку. Но вместо падения в солому, мы организовали себе шмяк об асфальт. А всего лишь нужно было остановиться и задуматься.
Наш любимый рубль давно нуждался в укреплении позиций не только внутри страны, но и на общемировом фоне. Для этого и нужен был тот самый злополучный обвал, чтобы собрать в одну корзину все яйца и ударить единым деревянным фронтом. Азиатский союз лишь первое тому подтверждение. Теперь остается ждать, и снова, поддавшись влиянию толпы, самим все не испортить. Ведь это наша национальная традиция – выворачивать наизнанку все то, что предполагалось во благо…
P.S. Что же касается любимой малой родины… Как ни странно, страшная паника массово охватила ульяновцев. Именно поэтому, думается, рост цен был в нашем регионе замечен значительнее, чем у соседей. А с учетом того, что и до кризиса мы жили, прямо сказать, не очень хорошо, то «буря» прокатилась, еще больше усилив разницу между очень бедными и очень зажиточными. Но дело все же не только в тех, кто нами управляет, а и в нас самих. Как-то по осени, в самый разгар уборки урожая, готовя материал о земледелии, я задалась вопросом: почему кто-то из фермеров еле сводит концы с концами, кто-то выживает, а другие живут припеваючи, да еще и умудряются развиваться сами и помогать соседям. Ответ был потрясающе прост: кто-то ничего не делает, только ждет помощи от государства, вечно канюча, как тяжело, кто-то, невзирая на трудности, работает, а другие просто вкалывают и получают результат. Прежде чем винить власть, политику, экономику и кого бы то ни было еще, давайте взглянем на себя: мы живем в потенциально не бедном регионе, с перспективами и возможностями. Просто нужно приложить усилия и начать уважать свои и чужие права и обязанности, уметь за них бороться и отстаивать и, конечно же, работать и работать на совесть!
Ольга Филиппова