Администрация Ульяновска разработала порядок выявления, перемещения и утилизации брошенных автомобилей на территории города. Впрочем, даже если порядок будет принят в ближайшее время, ожидать быстрого избавления дворов и улиц от металлолома не приходится.

Согласно Порядку, бесхозными могут быть признаны те автомобили, на которых отсутствуют стекла, колеса, заваленные мусором и т. д. Выявлять авто с признаками бесхозности должны специально создаваемые комиссии, которые могут заниматься этим либо самостоятельно, либо реагируя на обращения жителей города.

Процедура выявления достаточно проста, чего нельзя сказать о пути от момента признания комиссией автомобиля бесхозным до утилизации. Здесь город пошел по стандартной схеме, которая используется в целом ряде муниципалитетов России. К сожалению, опыт соседних регионов, использующих аналогичные механизмы, показал, что количество бумажной работы оказывается настолько большим, что чаще всего процедура утилизации растягивается на многие месяцы.

Выглядит она следующим образом. После выявления проблемного авто комиссия составляет акт о признании его бесхозным и заносит информацию о нем в специальный реестр. После этого отправляются запросы в МВД и ГИБДД для установления владельца авто. После получения ответа комиссия должна уведомить владельца о необходимости убрать автомобиль. Порядок предлагает делать это путем оставления уведомлений под щетками дворников или в ином месте с обязательной фотофиксацией и отправкой заказного письма. После фотографирования считается, что владелец уведомлен о необходимости убрать автомобиль.

Следующий этап — уведомление города о выявлении брошенного авто. Предполагается, что все уведомления город будет обрабатывать и заносить в специальный раздел официального сайта администрации. Если же владельца выявить не удается, то автомобиль актом комиссии признается бесхозным.

Дальше (в случае отсутствия владельца) запускается судебная процедура — для того, чтобы авто можно было утилизировать, его следует сначала признать муниципальной собственностью. В случае, если владелец все-таки выявлен, не происходит ничего до тех пор, пока не закончится срок для перемещения автомобиля, указанный в уведомлении. После этого опять же запускается судебная процедура. При этом перед началом судебной процедуры автомобиль перемещается на специальную площадку, а в комитет по городскому имуществу передается весь пакет документов, необходимый для начала судебной процедуры.

Но вступление в силу решения суда не ставит в процессе точку. После этого автомобиль должен быть оценен. Если его стоимость ниже 5 МРОТ, то запускается процесс оформления его в городскую собственность, а если выше, то автомобиль должен пройти через официальную процедуру оценки и быть реализован с торгов.

Автомобиль может быть утилизирован лишь после завершения всех этих процедур и после снятия с учета в ГИБДД. Несложно понять, что весь бумажный процесс в лучшем случае не может занять меньше 3-4 месяцев, да и с момента выявления автомобиля до досудебной уборки его со двора или с улицы не специальную площадку должно пройти не меньше месяца. С учетом же ожиданий ответов со стороны ГИБДД и полиции, а также сроков уведомлений владельцев (если они есть)…
Впрочем, как мы уже говорили, подобная процедура стандартна, и похожие Порядки приняты и в других муниципалитетах, но реально работают только там, где весь необходимый функционал сосредоточен в специальной городской службе, эффективность работы которой оценивается по количеству найденных и утилизированных автомобилей. В случае же предложенной городом схемы на каждом уровне ответственности возникает обратная мотивация — комиссиям не хочется заниматься лишней бумажной волокитой, КУГИЗ – «тянуть» на себе дополнительные суды, полиции и ГИБДД — разыскивать собственников… Исходя из этого чуда ожидать не приходится — даже при принятии Порядка улицы и дворы от автопомоек в один миг не избавятся.