Максимальное подорожание коммунальных услуг в 2015 году в среднем по области не превысит 8,8%, при этом подорожание будет только с июля. Такой вывод можно сделать из принятого в конце прошлого года областного постановления об установлении максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Но на деле не все так просто.

Новая методика определения индексов подорожания (или исключительно теоретического удешевления) совокупных коммунальных услуг была принята не федеральном уровне весной прошлого года. Согласно документу, в 2014 году индекс изменения стоимости «коммуналки» не должен был превышать в Ульяновской области 4,6%, а начиная с 2015 года рассчитываться по формуле, через коэффициенты связывающий максимальное подорожание с индексом потребительских цен в регионе.

Один из этих коэффициентов, учитывающий прогнозы социально-экономического развития России, должен был быть установлен Правительством РФ до ноября прошлого года. Но (очевидно, что по причине не самых радужных прогнозов) вместо этого была изменена методика определения размеров подорожания, которая перенесла «формульное» исчисление на 2016 год. Максимальное же подорожание на 2015 год решено было задавать просто в процентах без лишней математики. При этом регионы обязали устанавливать индексы увеличения стоимости «коммуналки» по всем муниципалитетам.

Среди прочих в конце прошлого года это сделала и Ульяновская область. По всем без исключения муниципалитетам (как и требует федеральная методика) не заложено подорожание коммунальных услуг в первом полугодии, а вот во втором полугодии методика обещает, что в среднем по области стоимость коммунальных услуг не возрастет больше, чем на 8,8%.

Впрочем, нашлись и исключения — для Ульяновска максимальный уровень подорожания установлен в 8,9 процента, а для Димитровграда — в целых 11,2%, что находится на грани допустимых методикой отклонений от среднего.

Казалось бы, до июля можно расслабится и не думать о повышении стоимости коммунальных услуг, да и во втором полугодии повышение тарифов выглядит явно ниже ожидаемой инфляции.

Но все не так просто. Измененная методика подразумевает множество исключений, которые не учитываются в расчете процента повышения «коммунальных» цен.

Исключения сделаны для случаев изменения набора коммунальных услуг (например, уборка мусора вместо его вывоза), размера платы из-за изменения объема потребления, объемов субсидий, перерасчетов за предыдущие месяцы, перехода на дифференцированные тарифы, штрафов, ведущих к повышению тарифов, но самое главное — с осени 2014 года не учитывается переход с помесячной оплаты отопления на оплату услуги только в отопительный период.

Очевидно, что набор этих исключений не позволяет говорить о том, что реальное повышение цен на уровне конкретных домов не превысит указанных процентов. Например, не будут учитываться доначисления за первое полугодие, которые могут выставляться после июля, ресурсы, потребленные сверх рассчитанных (в начале года) объемов, повышение тарифов, вызванное судебными решениям в отношении ресуроснабжающих организаций и т. д.