«У войны не женское лицо?» – впервые я увидел вопросительный знак в конце этой крылатой фразы в середине 80-х, когда закипали страсти демократии и пресса ошеломляла пьяную от перестройки публику просто убийственными для советского сознания сенсациями. Потрошили память пионерского героя Павлика Морозова, авторы с большими звездами на погонах сомневались в подлинности и трезвости подвига Александра Матросова, писали неприличные вещи о Зое Космодемьянской и её семье. В Москве на одном из митингов я видел сегодняшний российский триколор в компании с портретами Власова.
Кто-то принес в редакцию потрепанную белорусскую газету с иллюстрированной статьей «У войны не женское лицо?» и надо было решать перепечатывать материал или выбросить в корзину? Для тиража статья была золотой, для восприятия – садистской, для советской морали – убийственной. Такого не может быть, потому что такого не может быть никогда: комсомолка, отличница, фронтовичка, примерная мать, общественница вдруг оказалась палачом.
Звали её Антониной Макаровной Макаровой-Гинзбург. Вчерашняя школьница пошла на фронт добровольцем. Курсы пулеметчиков, затем короткие санитарные курсы и – на оборону столицы. Окружение, тщетные попытки выбраться к своим. В селе Локоть выбралась к полицаям. Сначала ее пустили по кругу, а потом дали стакан самогону, а после посадили за пулемет….
Далее в статье подробно описывались трудовые будни палача в юбке. Вот некоторые фрагменты из протокола допроса: «”Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился.»
И так – 1500 человек – партизан, малышей женщин, стариков.
…”Все приговоренные к смерти были для меня одинаковые. Менялось только их количество. Обычно мне приказывали расстрелять группу из 27 человек – столько партизан вмещала в себя камера. Я расстреливала примерно в 500 метрах от тюрьмы у какой-то ямы. Арестованных ставили цепочкой лицом к яме. На место расстрела кто-то из мужчин выкатывал мой пулемет. По команде начальства я становилась на колени и стреляла по людям до тех пор, пока замертво не падали все…”
В нашей газете всех этих ужасов было опубликовано в десятки раз больше. Тридцать лет прошло, но до сих пор не могу сформулировать четко назначение этой публикации. Наверное, это было бы легко сделать, если понять причину, по которой девушка – будущая мать стала олицетворением смерти.
Нет ответа и сейчас, после внимательного просмотра всех 10 серий фильма «Палач» на первом канале. Более того, эти ежедневные лошадиные дозы информационного негатива, которые вливает в нас Донбасс, Париж, Ближний Восток, Казань – брошенными в подъездах детьми, Малахов – постоянными воплями беременных малолеток, обращения к людям добрым скинуться на лечение малюток, акции типа «Помоги собраться в школу» и прочее садо-домогательство вызывают в сознании клонирование этих «не женских лиц» причем уже не с вопросительным, а с восклицательным знаком. Например: «У беды не женское лицо!», «У суда не женское лицо!», «У тюрьмы…!», У армии…!», «У Госдумы…!», «У коррупции…!» , «У мэрии…!»
Эти ощущения проживания в атмосфере равнодушия, жестокости сегодняшнего дня конечно же не сравнимы с ужасами войны, которые пришлось пережить Тоньке-пулеметчице. Но так же, как и на войне, негатив вытравляет из поведенческой культуры человека все добрые чувства. Остаются и развиваются самые необходимые для физического выживания – для многих – и процветания – для избранных, а они отнюдь не из списка христианских заповедей. Самое страшное, что человек всегда находит благородное оправдание своим античеловечным действиям. Чапаевская Анка-пулеметчица, косившая из «Максима» шеренги каппелевцев – герой, она убивала сознательно, борясь за свой классовый интерес. Украинская летчица, Надежда Савченко, она ведь тоже считает себя героем, потому что воюет за свою страну. А вот Тонька-пулеметчица – не герой. Даже для фашистов она – палач, чернорабочий фабрики смерти. Но и у этого создания есть, оказывается, самозащита, на современном языке она выражается очень буднично: такая работа. И Тонька, это омерзительное существо, в контексте сегодняшнего дня могла бы спросить нас: а чем я хуже добровольцев в окопах Донбасса, наемников?
Нет морали на фоне пулеметов. “Опозорили меня на старости лет, – жаловалась Антонина Макарова по вечерам, сидя в камере, своим тюремщицам. – Теперь после приговора придется из Лепеля уезжать, иначе каждый дурак станет в меня пальцем тыкать. Я думаю, что мне года три условно дадут. За что больше-то? Потом надо как-то заново жизнь устраивать. А сколько у вас в СИЗО зарплата, девчонки? Может, мне к вам устроиться – работа-то знакомая…”
Знакомые ведь нотки оправдания? Если Сердюкова, например, с Васильевой вспомнить. Да и у нас в Ульяновске таких героев хватает. Сколько их не с женским лицом, а в масках зайчиков.
гость
Уважаемый автор, сердюкова на должность назначил и отмазал конкретно не мифический полицай а ваш тезка!
В Филимонову
Спасибо за добротный журналистский материал.
Аноним
Даа, трудно плыть в соляной кислоте….
Но выплыть при желании можно
Так триколор и был их отличительным власовским знаком. История. Может переписать? Или придумать им другой знак? Незадолго до смерти Г.К Жуков сказал “История ВОВ АБСОЛЮТНО не правдоподобна. Это не история, которая БЫЛА, а история которая НАПИСАНА. Кого надо прославить, а о ком надо промолчать.”Но конечно он не Власова имел ввиду. Были и кроме откровенных предателей, о них в последнюю очередь, другие “подводные камни”. Маленький пример Ульяновской обл. 4 октября 1942 года между селами Муратовка и Баклуши Павловского района произошел воздушный бой.Немецкий самолёт” Юнкерс-88″ был сбит 19 летним ст.сержантом Николаем Шутовым, он пошел на таран немца. Это попало во многие литературные источники. Но очевидцы помнили и о другом. С полевого аэродрома г.Сызрань на перехват того Юнкерса поднялось звено самолётов. Два наших самолёта шедших с Шутовым немец сбил в воздухе.Шутов совершил подвиг пошедши на таран. Немцы 2 лётчика кстати остались живы и были пленены в том же Павловском районе.Это я о том, что нельзя и глупо всю жизнь ходить в детском пионерском галстуке. Даже из комсомола просили по возрасту.Вот и будут знать усечённую историю наши потомки только про одного Николая Шутова, а у летчиков тех двух сбитых наших самолётов так же есть близкие и потомки. И ничего постыдного писать и упоминать о них нет. Бой есть бой.Вот это и есть историческая правда, а не приукрашенная.
гость
лучше вы пишите еще-интересно очень!
Йодль
http://youtu.be/khAo-4ZFlB8
В. Каменев
В семье, говорят, не без урода, но автор не знает этой народной мудрости с высоты своей максималистской пошлости. Всех смешал, облил грязью, ведь нашёл он-таки урода! Опубликовал всё-таки белорусскую “правду”: не все комсомолки были героями. И не все журналисты, многие – “журналюги”.
Кочегар звездолёта
Пора бы уже научиться отделять мух от котлет. Макарова-Гинзбург – клятвопреступница (нарушила присягу), предатель (как сказал один умный человек: “Предательство – есть оружие раба”). Этот выродок убивала безоружных, беззащитных людей. Таких ублюдков только к стенке… А вот г-н Филимонов хочет показать нам, что ополченец Новороссии (при этом сразу вспомнились слова старика Гёте: ” Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой”) и указанная выше нелюдь, одно и тоже? Свободный человек, который защищает свою землю от бандеровцев, на руках которых кровь “Беркута”, одесситов 2 мая, мариупольцев 9 мая и т.д.- это то же самое, что и рабыня Макарова-Гинзбург (!?). С чего бы вдруг? Газовая атака подействовала на мозги? Да и Анка-пулеметчица убивала. Но тех, кто и в неё стрелял. Далее. Надежда Савченко – военнослужащая, выросла в атмосфере “Украина – не Россия”. Если она нарушила “правила” войны – ответит. А вот Сердюков с Васильевой вообще из другой оперы. Каково не было бы решение суда, мы знаем, что есть и божий суд…
Кочегару
Товарищ, в отличие от вас я не употребляю котлет с мухами.Такие блюда готовят на вашей кухне штатные и платные патриоты, которые вчера – из КПСС, сегодня -из ЕР, а завтра и Госдепу присягнут с великой радостью, лишь бы у кормушки оставили.
Для вас, конечно, не думать, а цитировать – занятие привычное и необременительное для ума.Но все же иногда, наверное, приходится задумываться о причинах преступления и наказания хотя бы в качестве читателя Достоевского. Тонька – пулеметчица воспитывалась советским образом, где даже сама мысль о предательстве была исключена ибо каралась законом.
А как, в какой атмосфере воспитываются сегодняшние Тоньки? А сколько пулеметчиков везут в гробах в Курск и Воронеж, в Киев и Полтаву?
Есть в Донбассе ополченцы, но есть и наемники. Как со стороны Киева, так и со стороны ДНР. Они приехали на Украину работать, т.е. убивать. Вот они и есть аналогия с работницей смерти Тонькой. Сердюков, Васильеева, Зиннуров и прочие “герои” сегодняшнего дня – это современные идеологи палачизма. Их философия: я -живу, а ты -сдохни!
Вы напрасно защищаете их. Они вас никогда не пощадят.
В. Каменев
“Тонька — пулеметчица воспитывалась советским образом, где даже сама мысль о предательстве была исключена ибо каралась законом”… О Боги, вот, оказывается откуда мухи в голове автора! Даже закон не смог воспитать “советского человека”! И пал СССР… Наш автор кем себя возомнил? Он правду знает, что все – одним миром мазаны, а он? Он – нет, он сам палач этого мира, судит и фашистов, пришедших в Донбасс убивать, и добровольцев, пришедших его защищать, одной мерой. Палачу всё равно, кого судить, лишь бы судить!
гость
Аможет причина в том что он как и тонька больше ГИНЗБУРГ чем макарова???
Ара МКРТЧЯН, я так думаю…
Та,Тонька пулемётчица была как натуральный пенёк, сотка- две спирта, затем возможно постель, с полувывихнутыми мозгами мужичком, какого нибудь такого же супермена, из оккупированной Хацепетовки. И все это, на на четвёртой странице, и называлась “Тонька – пулемётчица”. Я про другое, что за тяга, появилась спустя тридцать лет,в творческом мире, рассусоливать на 10 серий впечатления морального трупа, да ещё с завихрением сюжета, об этой бабёнке, дело которой давно положено в архив, и может обозначится только в следствии строго архивных данных,т.е. -документального фильма -о падении морального облика гражданина(ки) своей страны? Фильм про таких “Раскольниковых в юбке”, хотя там Достоевским и на тысячу верст не пахнет.. Вспоминаются смертницы из “Нород-Оста”, которых показывали по телевизору, вместе с жертвами. Можно при желании сопоставить их с пулемётчицей Тонькой. Зачем копаться в её душе и …обставлять её биографию с чисто уголовной статьей “Измена Родине” при отягчающих обстоятельствах, проталкивая на на сериал? Есть в семидесятых повесть В.Рапутина о солдате дезертире в Сибирских лесаз .Которая проникновенно раскрывает суть его жизни и поступков. Это понятно и фронтовикам,и молодым читателям совсем не оправдывая его..А что тут может быть не понятного? Что открывают в этих десяти сериях для шатких душ,особенно молодых, только только крепнувшей России? Повторить подвиг свихнувшейся и заливающей спиртом стыд пулемётчицы? Или интересен сам факт с подробностями, как она умеючи пристроилась к текущей жизни, дожив до старости? Так пример “полковника Павленко”, командира строительной части, дошедшей до Берлина и осевшей затем в Молдавии, умудрявшейся даже призывать в ряды шайки солдат и офицеров, намного с детективной точки зрения интересней, водившего за нос даже ЦК Молдавии, во главе с Брежневым после войны, намного для фильма интереснее. Тонька она и есть Тонька, грош ей цена…и нечего про неё снимать фильмы. Видимо режиссёры, молодёжь , откопали в папке жаренный материал, который по их мнению должен привлечь СОВРЕМЕННОГО зрителя…Зачем? Такие персонажи достойны только кинемотографических метров лент, и только в судебной исторической хронике-не более.
Ара МКРТЧЯН, я так думаю…
забыл добавить,статью, под названием “Тонька пулемётчица” прочел на 4-й странице “Комсомольской правды”,( на всю станицу!)это было точно помню, в 70-х годах.
Владимир
Про Гинзбурга, которого больше, остроумно. На том же уровне и “палачу все равно, кого судить”. Позиция пропагандистов ЕдРо к титульным жертвам Освенцима и свежий взгляд на судебно-исполнительную власть в России.
– Ну и кто же тут фашист? – спрашивает Тонька.
В. Каменев
А фашист здесь вы, Владимир, вместе с вопросом Тоньки.
обозреватель
Статья великолепна.Спасибо, Владимир.
Владимир
Еще раз: спасибо всем,о чем я.
Другим: в канун Крещения Господня, напоминание:человек – тварь божья. Вы представьте себя на месте Тоньки.Вам это сделать легко, ибо вы работаете на подлецов не под страхом смерти, вами движет инстинкт элементарной скотской привязанности к кормушке.
Тоньке платили 30 марок (это меньше, чем 30 серебрянников) за расстрел. А сколько платят вам за растление? (я ошибся: за глупость?)
В. Каменев
Вот только растлитель здесь автор, сделавший героем статьи мерзавца, да ещё меряющий этой мерзостью всех, кто ему не по душе. Как бы он сам себя повёл на месте Тоньки? – ещё вопрос, уж больно он входит в её тяжёлое скотское положение, и у всех ищет следы “Тоньки”. Не “тварь божья”, а просто тварь, прикрывающаяся Богом.