Просмотрев в последнее время довольно много кино-поделок отечественных, с позволения сказать, режиссеров, нельзя отделаться от мысли, что пора бы уже возвращать цензуру или хотя бы худсоветы, на которых будут рассматривать отечественные кино-творения, которые попадают в массовый прокат не без помощи родного государства, а точнее его Минкульта. Не будем сейчас говорить о разного рода российских «комедиях» или блатного вида «детективах». Если даже Михалков, к чьим политическим взглядам я отношусь с уважением и во многом их разделяю, снимает клюкву наподобие «Цитадели», от которой плюются все, начиная от ветеранов и заканчивая военными историками, то чего уж ожидать от режиссеров калибром поменьше. И вышедший недавно фильм режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» только подтверждает эту тенденцию.
Про «Левиафан» уже написано много и я не буду повторять общих мест о том, что свинья и в райском месте найдет навоз и грязь. Не буду говорить и о том, что в любой стране мира и на благословенном и столь любимом отечественной интеллигенцией Западе социальных противоречий миллион и маленькая тележка. Не стоит указывать и на то, что претендующее на критический реализм кино должно называть виновников и источник грязи и дерьма, опутавшего маленький прибрежный городок на берегу Баренцева моря. Если уж спускаться к глубинам социально-политического бичевания российской действительности, то надо сказать о том, что именно следование по западному пути, следование в фарватере западных рекомендаций по «демократизации» СССР а потом и России привело к чудовищному росту организованной преступности и коррупции, к формированию кланов во власти, которые жмут и стирают в порошок «маленького человека». Но Звягинцеву-то нет до этого дела — у него реализм не критический, вернее однобокий и демонстрирующий лишь внешние проявления русского Мордора с вполне прозрачным месседжем — мол, в России так всегда было. Везде бояре, вокруг них холопы и редких выскочек нужно пороть на заднем дворе, а особо строптивых — можно и удавить.
Вот только не оригинален тут Звягинцев, так как, по сути, история один в один списана именно с американского персонажа — небезызвестного Мартина Химейера, человека, который после многолетнего конфликта с компанией Mountain Park, фактически разорившей его и вынуждавшей продать принадлежащий ему участок земли, обшил стальными листами бульдозер и разгромил чуть ли не половину городка Гранд-Лейк, включая городскую администрацию, значительную часть цементного завода и даже дом жены судьи, который выносил решения против Химейера и в пользу корпорации Mountain Park. То есть Звягинцев банальный плагиатчик, к тому же приправивший свое «творение» классическим коктейлем в духе «экзотика а ля рюс» — тут и пьянка без конца, и полицейские мздоимцы, и мэр, включенный в криминальную систему. Не хватает разве что танцующих медведей в шапках-ушанках с автоматами Калашникова и в кокошниках.
И вот все это непотребство мало того, что преподносится чуть ли не как эпохальная страница в истории отечественного кинематографа — оно, оказывается, еще и снималось за наш с вами счет. Да да, дорогие друзья, фильм с «канадским» актером российского происхождения Алексеем Серебряковым в главной роли победил в минкультовском конкурсе и получил финансирование по линии Фонда кино.
Тут стоит отметить, что сама процедура получения средств от Министерства культуры довольно запутанная, и финансовые концы найти крайне сложно. Однако на сайте Минкульта есть вот такой документ — Протокол № 3 заседания Экспертного совета по игровому кино Министерства культуры Российской Федерации от 26 июля 2013 года. Согласно этому Протоколу, государственные субсидии выделены 12 картинам. И «Левиафану» в том числе. В 2012 году кстати Фонду кино было выделено всего 3,8 миллиарда рублей, из которых 2,245 миллиарда — на, так называемые, компании-мейджоры. Бюджет «Левиафана» составляет по открытым данным порядка 220 миллионов рублей и, как говорят эксперты, он существенно подрос после одобрения минкультовской субсидии. Несмотря на то, что данных по точным цифрам госучастия нет, журналисты «Ведомостей» указывают на то, что государство профинансировало до 40% бюджета фильма. То есть государство, в лице Министерства культуры и Фонда кино, выделило Звягинцеву почти 90 миллионов рублей на его русофобскую поделку. И такая щедрость поистине восхитительна на фоне сборов картины в мировом прокате. При всем массированном пиаре и стонах либеральной интеллигенции про «бескомпромиссное авторское кино» картина смогла собрать в прокате всего-то (внимание!) около 120 тысяч долларов, то есть по текущему курсу около 8 миллионов рублей. И если к частным инвесторам вопросов нет — они рискуют своими деньгами и это их выбор, то к отборочной комиссии Минкульта есть-таки большие вопросы. Стоит отметить хотя бы то, что в упомянутом выше списке картин, выигравших министерскую субсидию есть и фамилия одиозной Гай Германики. Можно только предполагать, какой продукт получится на выходе этого аттракциона невиданной щедрости за счет госбюджета.
И плевать, что страна, чей имидж по идее должны оберегать государственные чиновники от культуры, представлена сплошным кладбищем, где даже покойники и утопленники пьют горькую. Главное — и это в Минкульте поняли — понравиться Западу можно только, гоня чернуху о России.
Естественно, что Запад весьма одобрительно относится к такого рода поворотам государственной (подчеркну!) российской кинематографии и, одобрительно похлопывая режиссера по плечу, дает тому призы и номинации. Позволю себе даже предположить, что «Левиафан» вполне себе протащат на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». Это диктует логика и последовательность событий разворачивающейся не по нашей воле новой «Холодной войны». И если наши военные, дипломаты и даже сотрудники экономических ведомств уже все поняли и начали перестройку на новые рельсы, то чиновники от Минкульта, кажется, до сих пор пребывают в грезах о цивилизационном превосходстве Запада и необходимости каяться и посыпать себе голову пеплом, дабы русских дикарей пустили таки на порог заветного либерального чертога. Это опасное и неверное заблуждение, и чем скорее ответственные за культуру и кино, в частности, от него избавятся, тем лучше. К Звягинцеву же, по сути, претензий нет: что ему заказывают и за что платят, то и снимает. Не бейте тапера — он играет, как может. Бить и вправду не надо, а надо планомерно, но твердо проводить государственную линию в культуре и не допускать ситуации, при которой Россия из собственного бюджета спонсирует пропаганду против самой себя.
https://clck.ru/9QLGG