Начавший было выходить из транспортной блокады Ульяновск снова изолируется. Отменены почти все внутриобластные пригородные поезда. Отменяются авиарейсы, как это произошло только что с авиакомпанией из Татарстана «Ак Барс Аэро», выполнявшей полеты и в Ульяновск. Компания приостановила деятельность.

На очереди еще одна авиакомпания – «ЮТэйр», также выполняющая полеты в Ульяновск и также висящая на волоске.

«Ак Барс Аэро» не очень распространяется о причинах отмены полетов, но они и так понятны. Это финансовые проблемы. Долги компании достигают, по некоторым сведениям, суммы в 30 млрд рублей. В общих чертах понятны и источники этих долгов, лежащие в последствиях участия России в войне на Донбассе. Эта война спровоцировала целую цепочку негативных для российской экономики и жизни событий, в ряду которых и санкции с антисанкциями, вызвавшими рост цен сначала на продовольствие, а потом и на все остальное; и обвал рубля, который вкупе с негласным запретом поездок госслужащих за рубеж привел к резкому сокращению пассажиропотока на воздушном транспорте; и общее обнищание россиян, приведшее к отказам от поездок уже и части не госслужащих; и угасание хозяйственной жизни в стране в целом.

По поводу авиакомпаний известно, что львиную долю доходов им приносили именно полеты за границу, и когда это рухнуло, повалились и они. Если кто-то радуется, скажем, тому, что чиновники или те же состоятельные люди будут теперь сидеть по домам, как и большинство населения, то это радость идущих ко дну – зато все вместе! Передвижение людей – это ведь движение денег и фактор экономической активности. Это рождение прибыли, то есть новых денег, которое в конечном итоге и дает рост бюджетов и ВВП. И чем интенсивней это движение, тем энергичней экономика и тем больше, в частности, шанс, что пенсионеры останутся с пенсиями, бюджетники – с зарплатами, а предприятия и фирмы – с доходами. Верно и обратное: остановка движения людей – это индикатор экономического ледостава, со всеми вытекающими.

Но остающиеся на земле самолеты и останавливающиеся поезда – это не только обездвижение населения страны, но и рост безработицы. Как в самих транспортных компаниях, так и в смежных отраслях – гостиничном бизнесе, в сфере питания и обслуживания, в торговле. За что страна платит такую цену?

Собственно Донбасс совместными усилиями украинских войск и ополченцев разгромлен, и жизнь в нем теперь невозможна. Его жители, бежавшие в Россию, начинают лоб в лоб сталкиваться с нашей реальностью и приходить в отчаяние, как в случае, описанном в одном из недавних номеров журнала «Русский репортер». Издание рассказало о беженцах из Донбасса, устроившихся в хозяйстве предпринимателя в Мордовии.

Когда их туда звали, обещали, по их словам, безвозмездное подъемное пособие, жилье, зарплату в 25-30 тысяч рублей в месяц. Приехали, обосновались, вышли на работу, и тут начались сюрпризы. Подъемные оказались кредитом, жилье не бесплатное, зарплата вместо 2530 тысяч три-четыре тысячи рублей. Они уже в долгах и вот-вот будут выселены из домов.

При этом предприниматель не беспредельничает, а ведет дело так, как его возможно вести в российских условиях, и сам под дамокловым мечом банкротства. И по Российской Федерации случаев, когда беженцы начинают ощущать себя попавшими впросак, все больше. Впрочем, все это предсказывалось. Еще год назад«СК», например, писал, что русские в Украине, если они будут ориентироваться на Москву, в конце концов потеряют все, и не нужны будут нигде – ни в Украине, ни в России. Что и сбывается, сопровождаясь лопанием российских авиа- и железнодорожных компаний, фирм и предприятий, рубля и накоплений.

Сергей Поленов