В школах области начали проводить уроки, на которых впервые используется учебное пособие по историческому краеведению «Ульяновская область в XXI веке». Сегодня мы побывали на одном из таких уроков и взглянули на буквально только что напечатанный, еще «теплый» учебник, по которому школьникам региона предстоит постигать современный этап развития Ульяновской области. Начинается учебник с фото и приветствия губернатора. Кстати, его фото можно увидеть по всему учебнику. Пособие охватывает период с 2000-х годов, последние обновления в нем сделаны в конце декабря 2014 года. Есть в учебнике и словарик, объясняющий школьникам, что такое кластер, региональная идентичность и креативность.

Учебник подготовлен научно-исследовательским Институтом истории Ульяновской области. Как рассказала автора учебника, заведующая отделом исследований современных проблем института Татьяна Качкина, на данный момент его тираж – тысяча экземпляров. Учебник будет использоваться в базовых школах (их сейчас определяют) в качестве пособия для полугодового факультатива в 9-х (возможно, и в 10-х классах), либо как дополнение к урокам исторического краеведения. К пособию написана учебная программа.

Любить или не любить?

Один из первых уроков с использованием нового пособия прошел 21 января в десятом классе Мариинской гимназии. Он проводился в рамках 72-й годовщины образования Ульяновской области и Дня Симбирского края. На него мы и отправились.

DSCN9851

В начале урока учитель истории, руководитель музея гимназии Елена Орлова задала ученикам философский вопрос: можно ли любить большую Родину (Россию), не любя малую (в данном случае – Ульяновск). Ответы были разные, но в основном их смысл заключался в том, что любовь к большой начинается с малой Родины. Но был и другой ответ – можно не любить малую Родину, ведь это вполне нормально: одни города могут нравиться, другие – нет. В итоге сошлись на том, что только с жизненным опытом человек понимает, что для него значит малая Родина.

DSCN9866

В ходе урока изучали первый параграф нового учебника «Ульяновск – субъект Российской Федерации» и проверяли, какие же знания про область есть у школьников. Спрашивали про географию, административное деление, численность населения, историю. Вспомнили про переименование Симбирска в Ульяновск и т.д.

Мы милые!

Одним из интересных моментов стало обсуждение того, что же уникального есть в ульяновцах и чем они отличаются от жителей других городов. Так, учитель напомнила: говорят, русских людей за границей узнать легко, а как определить жителей Ульяновска, например, в Москве? Школьники предлагали разные ульяновские «характеристики» – акцент, медлительность, доброта. А один молодой человек сказал коротко и ясно: «Мы милые!». В контексте вышеперечисленных черт пообсуждали и «обломовщину».

Ну, а теперь полистаем учебник

DSCN9860

DSCN9864

DSCN9858Татьяна Качкина отметила, что идея создания такого учебника появилась давно. Ведь история не заканчивается 2000-ми годами, происходящее в новейшем времени тоже нужно систематизировать и анализировать. В общем, назрела задача – представить современный образ региона.

В учебном пособии 17 параграфов, причем акцент делается не только на теорию и информацию, но и на практику. Так, в конце каждого параграфа школьникам предлагают ответить на вопросы, выполнить задание: создать презентацию, написать свой проект или бизнес-план, найти нужную информацию, составить туристический маршрут и т.д. Есть и исторические справки, например, о строительстве старого моста через Волгу.

DSCN9859

DSCN9862

Еще одна задача учебника – профориентационная. Татьяна Качкина отметила, что они в учебнике поднимают такую важную проблему, как миграционный отток населения в регионе, поэтому и делают акцент на возможностях региона, которые, как они считают, могут удержать молодежь в области. Здесь рассказывают об инвестиционной и промышленной политике власти, о предприятиях, которые еще остались в регионе, о кластерах и т.д.

Среди других поднимаемых тем – туризм, который раскрывается не только с точки зрения нашего историко-культурного наследия, но и с точки зрения красного туризма и в рамках проекта «Музей СССР».

DSCN9861

DSCN9863

Среди поднимаемых тем – промышленность, транспортная инфраструктура, агропромышленный комплекс, этноконфессиональные отношения и др.

Татьяна Качкина отметила, что учебное пособие анализирует процессы, происходящие в регионе в последние десятилетия, не только с позиции любви к своему краю, но и с точки зрения сопереживания его проблемам, призыва к молодежи вместе поискать пути их решения. Кстати, Елена Орлова, проводившая урок, также отметила, что среди задач этого курса – узнать мнение молодежи по разным вопросам, в том числе по проблемным.

И еще несколько страниц:

2

3

4

5

9

9999

9999999

99999999

6

В креативно-инновационном кластере

Мы же обращаем внимание и на интересный словарик, данный в конце учебника. Наряду с вполне привычными словами «миграция» и «демократия» в нем есть и те, о существовании которых местные власти грезят уже несколько лет новейшей истории региона. Итак, в лексиконе современных ульяновских школьников теперь должны быть слова «кластер», нанотехнология, региональная идентичность, стартап, инвестиции, инновации и креативность. Печально, но термин «Утечка умов (мозгов)» в словарик тоже включили: видимо, он еще долго будет актуален для региона.

Юлия Узрютова