Ввиду практически уже галопирующего роста цен на все продовольствие комиссии чиновников пошли по продуктовым магазинам – с целью контроля. Но будет ли от таких походов толк?
При посещении супермаркетов представители властей разного уровня осматривают витрины, вглядываются в ценники, слушают пояснения руководства магазинов, которое, конечно же, находит «объективные» причины роста цен, такие, например, как удорожание продуктов у оптовиков, поставщиков и производителей. А мы-то, дескать, что можем поделать?
То есть на следующем этапе чиновникам надо бы, видимо, идти к оптовикам, поставщикам и производителям и спрашивать уже у них, почему растут цены. И растут как на импортную продукцию, ввозить которую из близкой Европы запретило российское руководство, и ее теперь приходится поставлять из куда более далекого Чили и платить за нее в долларах по сильно выросшему курсу, так и на свою, отечественную.
На которую ни эмбарго, ни валютный курс влиять вроде бы не должны. Так что же влияет? Например, то, что нашему бизнесу за удовольствие воспользоваться тяжелыми временами и, значит, бедами населения и по максимуму его нагреть. И это наши духовные скрепы, наша родовая российская примета.
И чиновники не против этой приметы. Ссориться со спекулянтами им не выгодно. Во-первых, потому, что они надеются на увеличение от них налоговых поступлений (а возможно, и не только налоговых). Во-вторых, потому, что спекулянты – опора власти и она им дерзить не будет. Это с народом она может не церемониться (и она с ним не церемонится). В крайнем случае может выслать против него жандармерию и смять все его недовольство. С ними же она так действовать не решится.
То есть повлиять на цены чиновники не могут. И не только в силу вышеописанных обстоятельств, но и потому, что не понимают, что происходит на продовольственном рынке и в экономике в целом. И никто этого не понимает, поскольку то, что происходит, называется словом «хаос». Но сверху им поступила команда: «Идите по торговым точкам, делайте вид, что что-то там контролируете, показывайте это по телевизору и успокаивайте тем самым население». Они и ходят, и делают вид, и показывают по телевизору. Еще показывают совещания на эту тему, где один из областных министров, например, докладывает, что они (в министерстве. – Ред.) мониторят цены на продукты и в других регионах, «чтобы понимать, где мы находимся». А по-моему, и так понятно, где мы находимся – в том самом месте.
Василий Мельник