Депутат Госдумы Ирина Яровая, выступая на заседании патриотической платформы партии «Единая Россия», посвященном образованию, сделала целый ряд громких заявлений. В частности, она сочла изучение иностранных языков в школе в нынешнем формате угрозой «нашим традициям» и потребовала ввести персональную ответственность за разработку образовательных стандартов, сообщает сайт партии.

Депутат подозревает некий злой умысел, который выражается в обилии учебников и программ: «Кто и зачем создает разделение России? Почему для детей созданы разные образовательные возможности? Понятно, что в большом числе учебников и издательств заинтересованы авторы подобной литературы и издатели. Но мы должны заботиться прежде всего о детях», – подчеркнула она.

По ее словам, на изучение русского языка предоставлено меньше часов, чем на изучение иностранного: на изучение русского отведено 866 часов против 939 часов, отданных иностранному. «Министерство образования хочет в ЕГЭ ввести обязательную сдачу иностранного языка, а в школьную программу – второй обязательный иностранный язык.

Получается, что наша система образования заточена под изучение иностранного языка. И как мы хотим в таких условиях сохранить наши традиции?» вопрошала Яровая.

По мнению депутата, странная ситуация сложилась и в преподавании литературы. Так, она отметила, что учащиеся по одной из программ вместо «Евгения Онегина» читают «Повелителя мух».

«Последняя считается бестселлером, но это – чудовищное произведение», – возмутилась депутат. Правда, в 1983 году автор «Повелителя мух», британский писатель Уильям Холдинг, был удостоен Нобелевской премии по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Еще одна правда в том, что Яровая не назвала той программы и той школы, где вместо «Евгения Онегина» изучают «Повелителя мух». Таким образом, высказывание депутата может восприниматься в качестве метафоры.

Напомним, в октябре 2014 года группа депутатов во главе с Ириной Яровой объявила о разработке законопроекта, согласно которому литературу можно будет изучать только по одному общему для всех школ учебнику, а в конце декабря 2014 года спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил разработать единую концепцию преподавания литературы в школах.

При этом российские педагоги обеспокоены идеей депутатов Госдумы РФ утвердить единую концепцию преподавания литературы по аналогии с единой концепцией преподавания истории. Как заявил автор учебников по литературе, доктор филологических наук Владимир Агеносов, «совершенно непонятно, как излагать эту единую концепцию и кого из писателей туда включать». По его мнению, сейчас вопросы литературы слишком политизируются: например, кто-то считает, что «писатели XIX века разрушили русскую государственность и виноваты в революции», а главред «Литературной газеты» Юрий Поляков недавно «называл Солженицына предателем». «Поэтому у либералаи национально ориентированного автора получатся две совершенно разные концепции, – заключил профессор. – И, если потребуют быстро подготовить такой документ, мы просто наломаем дров».

Между тем один из разработчиков законопроекта – член комитета по обороне, единоросс Франц Клинцевич, имеющий репутацию одного из самых консервативных депутатов, – заверил, что концепция будет описывать только ядро программы, а акценты конкретный учитель сможет расставить сам. «Главная идеология – это любовь к Родине, ничего другого не будет. Мы хотим, чтобы на уроках литературы дети изучали правильные нравственные аспекты», – пояснил депутат, оперируя тем не менее одними из самых спорных для либералов и консерваторов понятий.

Андрей НОВИКОВ