Родители школьников наверняка заметили, что дети стали гораздо реже выезжать с классом в музеи. Сотрудники учреждений культуры точно заметили: учителя все чаще отказываются от предложения посетить новую выставку или музейное занятие. А все потому, что банальные «культпоходы», как мы их называли в детстве, обложили такой бюрократией, что отбили у классных руководителей всю охоту выводить куда-то школьников.

За последние несколько месяцев корреспонденту «СК» не раз пришлось выслушать сетования музейщиков и библиотекарей на то, что работать со школами стало сложнее. А ведь дети всегда были главными и самыми многочисленными посетителями музеев. Из-за них развилось целое направление – музейная педагогика. Музейщики стали не просто проводить экскурсии, и разрабатывать циклы тематических занятий.

В музее дети получали более полные знания о природе, быте и исторических событиях, связанных с родным краем. Конечно, занятия проводятся небезвозмездно, но, во-первых, для школьников предусмотрены самые дешевые билеты, во-вторых, например, заповедник «Родина Ленина» распространяет абонементы на группы детей по еще более низким ценам и сразу на несколько посещений. Долгие годы эта схема отлично работала. С прошлого года, между прочим, объявленного Годом культуры в России, все изменилось.

В январе вступили в силу правила организованного выезда детей, утвержденные Постановлением правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года. Действуя согласно этим требованиям, классный руководитель должен согласовать свои действия в нескольких инстанциях и собрать ряд документов. Для начала нужно заполнить заявку о посещении музея, театра, библиотеки или концертной площадки, внеся в нее список учащихся и список ответственных за выезд педагогических работников, которых должно быть не меньше двух.

Согласно правилам, родители не могут выполнять эту роль. Заявку нужно представить директору школы за три дня до предполагаемой даты выхода, а директор должен издать соответствующий приказ. От родителей каждого ребенка нужно получить письменное согласие на участие в мероприятии – для этого достаточно расписаться в дневнике, если только ребенок не забудет показать запись. Учащихся перед поездкой осматривает медработник, кроме того, учитель проходит целевой инструктаж, а затем проводит его с детьми. Ряд требований выдвигается к компании, предоставляющей автобус для перевозки детей, но это уже забота самой компании. А вот с учителей требуют согласовывать каждую поездку с ГИБДД.

Понятно, что педагоги, и без того загруженные бесконечным составлением бумаг, предпочитают вовсе убрать из плана работы с классом этот пункт, связанный с проволочками.

Хотя музейные встречи всегда были совмещением приятного с полезным: это и развлечение, а для малышей – еще и небольшое путешествие, и познавательная экскурсия, и творческий мастер-класс. Кстати, это коснулось не только школьников и воспитанников детских садов. Выход в музей «по приказу» обязателен и в колледжах, и в вузах. Так что даже будущим музейщикам, библиотекарям, актерам пеший коллективный поход на их потенциальное место работы разрешен только после уведомления и разрешения администрации. Что говорить о студентах других специальностей?!

Библиотеки, пожалуй, пострадали в меньшей мере – они есть едва ли не в каждом микрорайоне, и школьников обычно водят в ту, что поближе. С такими «культпоходами» учителям немного проще. А вот выезды в центр из районов города уже стал настоящей проблемой. Конечно, сотрудники музеев, актеры, музыканты, библиотекари и сами выезжают в школы. Но в самих учреждениях культуры и атмосфера другая, и обстановка особая, к тому же невозможно привезти ни весь реквизит, ни все экспонаты, ни книги.

Был бы толк от этой бюрократии. Неизвестно, что делают с собранным «пакетом документов». В частности, накануне Нового года в редакцию «СК» звонили родители и рассказывали, что дети после представления в ДК «Губернаторский» ехали в дальнее Засвияжье полтора часа. Зная о пробках и об организованных поездках школьников, инспекторы могли бы повлиять на дорожную ситуацию.

Между тем в Ульяновске третий год раздают «культурные дневники», в которых детям должны ставить отметки о посещении музеев, театров, филармонии и библиотек, а школьники – делать записи о впечатлениях. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что городской бюджет зря потратил деньги на их издание.

Анна Школьная